Максим Ксута. Topsy-Turvy

Галерея "Триумф" | 16.05.2014 – 01.06.2014

Максим Ксута, вероятно, единственный российский художник, который из проекта в проект последовательно исследует технические и технологические возможности фотографии. Фокус его интереса лежит не в области фотоизображения как такового (Ксута, кажется, совершенно не про образ и его суггестивные особенности), а в манипуляциях с получением этого изображения, разложении фотопроцесса на отдельные стадии, самого разного рода механической деконструкции образа — чтобы в результате из артефактов этой деконструкции воссоздать целое, заново приладить распавшиеся куски и установить новые связи. Ксута играет в конструктор с реальностью, как если бы она поддавалась элементарному переустройству по воле играющего. Одновременно им движет еще одно существенное обстоятельство, которое так или иначе проявлялось в его самых ранних работах. Ксуту категорически не устраивает видимая действительность — не устраивает в том смысле, что он неизбежно ищет в ней симметрии и порядка, визуальной логики, которая даже в сбоях помогает обнаружить прекрасное. Он всегда находится в поиске некой структуры, часто ее изобретает, «навязывает» ландшафту, человеку, объектам, внедряет костную основу в массу случайных визуальных впечатлений.

Похожим образом в проекте для галереи «Триумф» Ксута «вычищает» реальность, демонстрируя в пространстве базовый фотографический принцип позитива/негатива — при этом одно состояние от другого отличает едва видимая, прозрачная граница. Для Ксуты образ границы, раздела оказывается вообще очень важным: это особенное пространство, вокруг и внутри которого обнаруживается все существенное; реальность (как будто перед лицом некой опасности) приобретает очень концентрированные формы. Граница — это проявление главного, переход через нее — всегда символический акт смены состояния, и Ксута ловко обыгрывает это в пространстве галереи.

Проект «Topsy-Turvy» [шиворот-навыворот. – англ.] (ироничное название не отменяет серьезности затеи) возвращает зрителя еще к одному, ключевому для истории фотографии, соображению: где начинается и где заканчивается объективность, «правдивость» фотографического снимка, насколько далеко отстоят друг от друга видимая и фотографическая реальность? Неоднократно высказанные сомнения относительно способности фотографии отражать происходящее или сущее (и наиболее отчетливо это видно на работах художников Дюссельдорфской школы) находят очередную форму в проекте Максима Ксуты. Он пытается добраться не до сути действительности, не зафиксировать мимолетность движения или уловить цветовой баланс — он сосредотачивается на сути самой фотографии, фотографического процесса, разъяв фотоснимок на позитив и негатив, безжалостно обнаружив структуру. Ксута тяготеет не к визионерству, а к почти лабораторному типу деятельности с серьезным научным аппаратом и необходимыми приспособлениями. И в этом, как ни странно, открывается настоящая этика художника, честность жеста, последовательность программы, которая позволяет не просто создавать новые фотографические серии, но «думать» пространством, физическим объемом, где происходят чудесные переходы и превращения.

Екатерина Иноземцева

Мой проект всецело (развернуто) посвящен осмыслению удивительной технологии, открытой, по меньшей мере, лет 150 назад и ставшей столь привычной для нас в последнее время в результате ее массового распространения как весьма удобного инструмента передачи информации. Я пытался расставить и отметить те яркие смысловые и пластические акценты, которые формируют как сам процесс, так и дискуссии вокруг современной фотографии.

Серия работ следует принципу: опыт современного искусства основывается на противоречии, на нонконформизме и опирается на тезис о том, что каждый последующий шаг отрицает предыдущий. Вследствие этого я продолжаю свой эксперимент по изменению «состояния равновесия фотографии», выводя ее из области документального отражения событий в пространство атмосферности и чистого чувства. Экспонируя проект как site-specific art, я стремлюсь задействовать зрителя в сцене инсталляции, дополнительно активируя его сензитивность.

«Граница раздела» — основная смысловая магистраль, вокруг которой выстраивается тело композиции проекта. Конструктивным элементом является прямой негатив и большая фотоаккумуляция. Почему именно «граница»? «Граница» подразумевает широкий спектр открывающихся горизонтов и векторов смысловых направлений. В фотографическом процессе граница и пограничность мало изученные области. Фотография настолько объективна, что данная супервещественность прочно связывает нас со стереотипами интерпретации, сковывая воображение. Однако именно граница раздела «негатив» — «позитив» так фундаментально соединяют понятия «до» и «после».

Ведущую роль в инсталляции играет разворачивающаяся история путешествия между реальностями, которые обе объективны, ибо прошли через объектив и зафиксированы, но качественно различаются по содержанию, являясь частью мира и антимира. Что или кто оказался с какой стороны — решать вам.

Максим Ксута

16.05.2014 – 01.06.2014

Галерея "Триумф"

Ты видела мурашки, хотя бы на картинках? Фотография на alu-dibond. 2013 – 2014