Мэтры на метрах

С 12 февраля по 20 марта в ГЦСИ проходит выставка "Мистификаторы", которая поднимает  тему «мистификаций» на примере работ таких известных художников, как Барбара Крюгер, Дэмиен Херст, Тони Мателли, Вим Дельвуа, Билл Виола, Джордж Кондо, Пол Маккарти, Тони Оурслер, Ясумаса Моримура, Кейичи Танаами, Питер Соул, Эрвин Вурм и Джоэл-Питер Уиткин.

«Аллея славы, или званый ужин для меценатов» - так охарактеризовала эту выставку моя знакомая куратор, и, наверное, я соглашусь с ней. На нескольких достаточно скромном количестве квадратных метров размещена немаленькая коллекция работ всемирно известных современных художников. В одном из анонсов выставки мы узнаем, что, «выставка «Мистификаторы» в ГЦСИ построена на репрезентации избранного ряда произведений художников разных поколений, искусство которых характеризуется трансформацией реальности и производством моделей несуществующего. Демонстрируя мутации современного мира, художники подчеркивают важность преемственности ведущих течений XX века – дадаизма, сюрреализма, концептуализма, симуляционизма для художественных практик начала XXI столетия». Что же вышло из попытки показать в одном месте такое количество -измов и великих имен?

Шахматная доска или зазеркалье – эти две аналогии возникают при попытке описать выставку.  Не знаю, стремились ли организаторы намеренно создать такое ощущение, скорее, это получилось случайно, и эта случайность также читается.  Будь оно неслучайным, его, вероятно, можно было бы усилить и превратить в классный кураторский ход, обыгрывающий тему выставки.

Итак, зазеркалье, в которое зритель-Алиса попадает почти сразу от входа. Темное умеренно квадратное пространство (с маленьким странным отростком соло-мини-выставки Уиткина) симметрично расставлены и развешаны красочные смутно узнаваемые и незнакомые объекты. Симметрия пространства и размещенных в нем фигур, геометрия ограждающих музейных лент на полу создают ощущение игрового поля, возможно шахматного. Посетителю предлагается найти свою траекторию движения – то тут то там мигают, шумят, блестят, зовут к себе загадочные артефакты. На шахматную игру намекает и расположенная в центре экспозиции инсталляция Пола Маккарти «Кухонный набор. Из проекта «Искусство игры в шахматы».  Загипнотизированный размерами, красками и именами редкий зритель бродит посреди этого богатства, наивно пытаясь прочесть написанные микроскопическим шрифтом и размещенные в темноте экспликации, время от времени заступая за напольные ограждающие ленты. Рискуя при этом то ли опрокинуться на инсталляции (и на входе очень правильно отнимают кофе), то ли буквально, как Алиса в зеркало, вписаться в очередной ошеломительный арт-объект и навсегда остаться в фантастических мирах поименованных выше мистификаторов. Коих миров на выставке предложено немало: можно выбирать на вкус.  

Темы границ, переходов, пограничных состояний, соединения несоединяемого, невозможности художественного, творческого акта в пределах известной реальности, поиска новых дверей в новые пространства, все это в некотором концентрированном виде представлены здесь. Объекты, тем не менее, представлены несколько хаотично, и возникает вопрос о том, как они взаимодействуют друг с другом, и есть ли это взаимодействие вообще, или каждая работа рассказывает свою собственную историю.

Отдельное удовольствие - книга отзывов «Мистификаторов», которая похожа на вполне самостоятельный экспонат выставки. Это шпион, смело и втайне ото всех совершающий свою маленькую акцию-интервенцию в выставочное пространство. Тут тебе и характерные определения современного искусства с точки зрения простого, но дружелюбного зрителя: «Все это – не понятно что!J», и внезапные признания в любви, смело в духе выставки соединяющие на первый взгляд несоединяемое: «Репин ИЕ и Хёрст – мои любимые художники!», и живое, сострадающее происходящему в своей собственной реальности: «Очень жаль современное искусство! Кроме страха и ужаса оно не несет более…», и интеллигентная рефлексия «Видимо, я не настолько разбираюсь в современном искусстве, чтобы сказать: Мне понравилось все!», и внимательная забота к кураторам с картинками и пояснениями по пунктам, как надо было правильно делать развеску и освещение, и внезапное приятное признание – «Нашему другу, который сидит, понравилось бы! Молодцы!».

Одновременно с этой выставкой те же самые художники экспонируются в другом месте Москвы – галерее Гари Татинцяна, но простому зрителю легче зайти в музей, чем в галерею. Мы видим по книге отзывов «Мистификаторов», что выставку посещают и не искушенные в современном искусстве люди, и таким образом, творчество мэтров современности оказывается доступным намного более широкой аудитории, что не может не радовать.

 

Текст и фото: Анна Бутенко