Мифы поп-арта в музее Тиссен

Само возникновение поп-арта как явления в изобразительном искусстве в конце 50-х – начале 60-х годов является одним из наиболее освободительных феноменов в истории художественной культуры. Его открытое одобрение новых технологий и потребительской культуры свело на нет героический пафос предшествовавшего ему авангарда и вернуло искусство реальному миру.

Создав симбиоз искусства с объектами визуальной и популярной культуры, поп-арт положил конец разделению культуры на "высокую" и "низкую" и подготовил почву для полемики о взаимосвязи эстетики и антиэстетики.

Для поп-арта любое изображение в конечном итоге могло быть переработано подобно тому, как перерабатывается мусор, и любой предмет мог стать арт-объектом. Истинной целью поп-арта как явления было дать новую интерпретацию того или иного изображения в современной культуре.

И в то же время поп-арт таит в себе удивительный парадокс: с одной стороны, это было инновационное течение в искусстве, но с другой стороны, - оно имело ярко выраженную ретроградную направленность. Поп-арт стремился сохранить связь с традиционным искусством посредством новых художественных приёмов, позаимствованных у телевидения, рекламы и комиксов. Основной фокус внимания поп-арта был сосредоточен на переоценке художественных стилей и жанров, а также поиске новой интерпретации работ Старых мастеров, чьему творчеству поп-арт либо отдавал дань уважения, либо пародировал.

На выставке "Мифы поп-арта" в музее Тиссен данное направление представлено как феномен в целом, без попытки разделения по национальному признаку. Это помогает проследить общие источники вдохновения для представителей поп-арта разных стран. Демонстрируя работы американских и британских родоначальников жанра совместно с поп-артом художников из Франции, Италии, Германии и Испании, организаторы выставки стремятся показать, что, по большому счёту, все эти художники имели общие цели: порвать с прошлым, но, в то же время, связать искусство с реальностью и художественной традицией.

Перевод с английского АЛЕКСАНДРЫ РОГОВОЙ

Источник: http://www.museothyssen.org

Roy Lichtenstein "Woman in Bath", 1963. Холст, масло. 173,3 х 173,3 см. Музей Тиссен, Мадрид