«Мне было очень интересно показать жизнь изнутри <...>». Интервью с автором и куратором проекта «Бремя молока» Мариной Фоменко

Интервью и фото: Юлия Крышевич

До 6 октября в зале «Артхаус» ЦТИ «Фабрика» можно увидеть проект Марины Фоменко «Бремя молока». Московская художница, директор Международного фестиваля видеоарта фестиваля "Сейчас/Потом" в этот раз выступила автором работ и куратором проекта одновременно. Марина Фоменко признаётся, что восьмиканальная видеоинсталляция о рабочих/жизненных циклах на ферме говорит сама за себя, и приглашает зрителей на выставку. Впрочем, услышать рассказ от первого лица (художница сама снимала и монтировала видео сюжеты) можно уже сейчас, в интервью Марины Фоменко редакции «Арт Узла». 

Юлия Крышевич: Марина, проект «Бремя молока» — с одной стороны, производственная история: на видео запечатлены трудовые циклы на ферме. С другой стороны, это рассказ о жизни ее работников и обитателей. Что вдохновило вас начать работу с данной тематикой?

Марина Фоменко: Все началось в прошлом году с резиденции для художников на Алтае. Мне было очень интересно показать жизнь изнутри, а ферма – как раз подходящее место для этого, ведь и жизнь коров, и существенная часть жизни людей, которые там работают, протекает на ферме. Тогда я сняла часть материала для проекта, а вернувшись через год, поняла, что хочу рассказать об этом больше. В результате появилась восьмиканальная видеоинсталляция «Бремя молока». 

Юлия Крышевич: Ранее у вас были работы, связанные с темой производства как жизненного цикла? 

Марина Фоменко: Нет, это первая работа такого рода.

Юлия Крышевич: Трудно было собирать материал? Интересно,  как отреагировали работники фермы, включая администрацию, на ваше желание провести съёмку… 

Марина Фоменко: Без поддержки работников фермы этот проект вряд ли бы состоялся. Они дали мне возможность снимать дойки, «родилку», молочную. Сами доярки отнеслись к моему присутствию очень спокойно, некоторые объясняли и показывали, в чем заключается их работа. Администрация, как обычно, не приветствует такие вещи. Помогали мне и жители села, ведь не так просто попасть на ферму. Кроме того, прекрасные бабушки-певуньи исполнили свои песни, они тоже приняли участие в проекте. Я им всем очень благодарна. 

Юлия Крышевич: В зале представлены 8 видео историй. Хотя они и зациклены (каждый сюжет конечный), у выставки как будто нет логического завершения. Получилась своего рода work in progress. Вы планируете развивать проект, используя накопленный материал в будущем? 

Марина Фоменко: Я бы сказала, что видео не конечны, а именно зациклены, это фрагменты жизни, идущей по кругу, и не только на экране. Некоторые работы и заканчиваются так же, как и начинаются. Мне кажется, что видеоинсталляция целиком — это законченная история, представляющая один день жизни фермы. Утренняя и вечерние дойки в коровнике, доярки перед работой, новорожденные телята в родильном отделении, молочная, где собирается молоко, ферма снаружи… Все это окружает вас, когда вы входите в пространство инсталляции и воздействует на вас одновременно: печальный пейзаж, теленок, который не может встать на ноги, танец молока, призрачный предрассветный час в коровнике, коровы, проводящие там свою жизнь, доярки, бегающие с тяжеленными ведрами.

Юлия Крышевич: В каком пространстве, кроме ЦТИ «Фабрика» вы могли бы себе представить проект «Бремя молока»? 

Марина Фоменко: Он может быть показан в любом пространстве, от белого куба до полуразрушенного здания.

Юлия Крышевич: Напоследок: зрителю необходимо что-то знать о выставке, перед тем как войти в зал?  

Марина Фоменко: Мне кажется, что ничего не надо знать, выставка сама о себе расскажет.