Модернизм без конца и без края...

В залах Главного штаба Государственного Эрмитажа открыта выставка «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне». 

Выставка организована в рамках архитектурной программы проекта «Эрмитаж 20/21» при поддержке и совместно с Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге. Партнерами проекта стали Музей дизайна (Хельсинки), Музей финской архитектуры (Хельсинки), Музей Алвара Аалто (Ювяскюля). На ней представлены оригинальные чертежи, фотографии построенных по ним зданий в развитии – от момента сдачи до наших дней, макеты, предметы дизайна, документальное кино. Формально профессии архитектора в Финляндии исполнилось чуть больше ста лет: только в 1907 году в Политехническом институте Хельсинки специальность «архитектура» была выделена из общего инженерного курса. Но в начала XX века в городах проживало 10 процентов населения Финляндии, в 1920-е годы немногим больше – 20 процентов, поэтому и масштаб строительства был поначалу весьма скромным. Но в 1917 году Финляндия получает независимость, и поиски национальной самоидентичности становятся мощным стимулом к развитию своей, особой архитектуры. 

История модернизма, в том числе, в архитектуре, в последнее время критически переоценивается, модернизм принес немало разочарований. Но опыт финской архитектурной школы – пример того, что модернизм может жить и развиваться многие десятилетия, откликаясь на все веяния моды, и сохраняя при этом свое, особое выражение. На выставке, открытой в Эрмитаже, это отлично видно. Она начинается с работ 20-х годов прошлого века, когда Финляндия еще только пыталась найти свой путь развития национальной архитектуры. На графических листах видно, что первые архитектурные опыты финских зодчих демонстрируют сильное влияние и венского сецессиона, и бельгийского модерна, и немецкого неоклассицизма, и французского Ар деко, что отчетливо видно на примерах зданий главного офиса Государственного банка, нового столичного магазина и кафе компании «Фацер», универмага «Стокманн».  

Финские архитекторы не только брали за основу простые и фундаментальные и понятия нового универсального архитектурного языка – стена, масса, творящая пространство, ритм – но и добавляли к существующим направлениям и свои, национальные традиции, в том числе, деревянного зодчества. Сочетая эти элементы, они приходят к основным идеям современной архитектуры весьма самостоятельно, несмотря на то, что они хорошо были знакомы со шведским модернизмом, с немецким Баухаузом, с советским конструктивизмом. Но в увлечении финских зодчих шведским и итальянским классицизмом непременно присутствует главная отличительная черта – поиск рационального начала. Очень быстро от эскизов, копирующих ренессансные палаццо и соборы (Рабочий клуб в Ювяскюля, церкви в Ямся и Муураме) финские зодчие приходит к проектам, воплощающим программные принципы функционализма. Финский модернизм вырастает из симбиоза разных направлений, из желания освоить новые технические возможности, из уже существующей архитектурной практики, поэтому он легко ложится на традицию, на местную архитектурную школу. По чертежам, созданным с 1925 по 1931 годы Алваром Аалто, Уно Ульбергом, Паули Бломстедтом, видно, как от рисунка к рисунку богатый классический арсенал сводится к композиционной цельности, простоте и общему ясному порядку. 

Возможно, в становлении особого облика финского модернизма свою роль сыграло и тяжелое экономическое положение: экономические проблемы, в том числе, в строительной сфере, заставляли архитекторов и строителей тщательно продумывать мельчайшие детали, выполнять все вдумчиво, ремесленным способом, аккуратно. Но есть и другое, очень заметное влияние на становление стиля: финны умеют любоваться природой, финские архитекторы ведут тактичный диалог с природой, их постройки всегда вписаны в рельеф, в окружающую растительность. Примером тому – знаменитые жилые дома-террасы Альваро Аалто: они очень повлияли на дальнейшую архитектурную практику своим уважительным отношением к природе. По мнению одного из основоположников Современного движения в архитектуре Зигфрида Гидиона, Алвар Аалто «берет с собой» Финляндию в любой проект, в любую точку планеты. Знаменитый павильон, спроектированный архитектором Алваром Аалто для международной выставки в Нью-Йорке, символизировал двойственность, под знаком которой суждено будет в XX веке развиваться современной архитектуре Финляндии: от гуманизма к материализму, от функционального к живописному подходу, от рассудительности к эмоциональности. На выставке в Эрмитаже представлены эскизы и чертежи всех самых известных построек Алваро Аалто, Уно Ульберга, Паули Бломстедта.

Таким образом сложилась архитектурная школа, которой гордится нация, традиции которой сохраняют и современные финские архитекторы. Молодые финские архитекторы не отказывались от опыта предшествующих поколений, с этим связана уникальная солидарность профессионального архитектурного круга в современной Финляндии. Поэтому в Финляндии нельзя говорить о том, что модернизм в архитектуре изжил себя, умер, ведь его приемы, его язык до сих пор остаются функциональными и востребованными.

В России здания, построенные финскими архитекторами этого времени и направления сохранились в первую очередь в Выборге. На берегу Финского залива стоит заметное здание художественной школы, построенное по проекту Уно Ульберга, в Выборге находится и библиотека Алвара Аалто. В приграничной Сортавале есть прекрасный отель, построенный Эркки Хутоненом, здание до сих пор функционирует как отель, хотя находится не в самом хорошем состоянии. К сожалению, ни одно из зданий, построенных финскими архитекторами-модернистами, на территории России не находится под охраной.

Текст и фото: Наталья Шкуренок