Наби /Nabis

/фр./ Nabis, от /др.-евр./ "нави" — "вестник", "пророк", "избранный" (1888-1890)

Французская художественная группа, основана Полем Серюзье. Группа состояла из молодых художников — Мориса Дени, Поля Серюзье, Жана Эдуарда Вюйяра, Пьера Боннара, Поля Эли Рансона, Феликса Валлотона и других. Название группе предложил Огюст Казалис, общий приятель молодых живописцев. Летом 1888, во время каникул, проведенных в Бретани, в Понт-Авене, Серюзье учился у Поля Гогена упрощать и многократно усиливать в живописи впечатление от красок и форм, увиденных в природе. Под диктовку Гогена в понт-авенском "Лесу Любви" Серюзье написал на небольшой дощечке этюд: осенние деревья, взятые обобщенными красочными пятнами, отражаются в пруду. Картину Серюзье назвал "Талисман" (Музей Орсэ, Париж), она стала программой для наиболее одаренных учеников Академии Жюлиана (Боннара, Дени, Русселя, Вюйара, Ибеля, Рансона), которые, объединившись первоначально вокруг Серюзье, стали тесно общаться за пределами класса и, осознав себя кругом единомышленников, взяли себе общее имя – "Наби". В 1889 г. начались встречи членов группы в маленьком парижским кафе. По субботам они устраивали еженедельные собрания в мастерской Рансона на бульваре Монпарнас, называя её "Храмом Наби". В мастерскую приходила большая компания, здесь бывали не только художники, но и театральные режиссёры, редакторы модных журналов, писатели и поэты; здесь, выставлялись новые работы и обсуждались волновавшие всех проблемы искусства. Каждому из группы было присвоено особое имя: Серюзье называли "Наби со Сверкающей Бородой", Дени за его увлечение религиозной живописью именовали "Наби Красивых Икон", Боннара, преклонявшегося перед восточным искусством, — "Очень Японский Наби".

Группа "Наби" объединяла очень разных по мировосприятию и творческой манере художников. Можно выделить два основных направления в их живописи, от которых зависел и творческий почерк художников. К одному из них принадлежали - Морис Дени, Сезюрье, Рансон - они стремились выразить в символах волнующие их мистические идеи; Боннар, Руссель - были ближе к искусству импрессионистов, их живопись основывалась на наблюдениях окружающей жизни. Среди любимых сюжетов Русселя и Боннара – сценки домашней жизни, живописные уголки парков, их называли "интимистами". Если для художников первого направления (для творчества Мориса Дени в частности), были характерны чистые раздельные цвета, крупный формат картин, символизм, четко прорисованные человеческие фигуры, то для «интимистов» были типичны малоформатные картины, человеческие фигуры на их полотнах словно бы растворялись в окружающем их свето-воздушном пространстве. Поэтому не удивительно, что к концу 90-х годов девятнадцатого века группа "Наби" распалась. Художники выбрали каждый свой путь, но распад группы произошел без ссор и взаимных обид, все члены "Наби" сохранили между собой прекрасные отношения. Просто творческие поиски, игра и задор молодости остались позади, впереди каждого из художников ожидала своя творческая стезя.

Художники: Поль Серюзье (Paul Serusier), Морис Дени (Maurice Denis), Пьер Боннар (Pierre Bonnard), Поль Элье Рансон (Paul-Elie Ranson), Феликс Валлотон (Felix Vallotton), Жан Эдуар Вюйар (Jean-Edouard Vuillard), Аристид Майоль (Aristide Maillol), Кер-Ксавье Руссель (Ker-Xavier Roussel), Ян Веркаде (Johannes Sixtus Gerhardus (Jan) Verkade).

Тексты: М.Дени "Определение неотрадиционализма", 1890; П.Серьзье "Азбука живописи", 1921.

См. также статьи: Школа Понт-Авена, Символизм.

Описание некоторых произведений:

Пьер Боннар "Сумерки, или Партия в крокет", 1892. Холст, масло. Париж, Музей д’Орсе. От живописи на шелке или бумаге "какемоно" и от гравюр "укиё-э" он заимствует приемы построения изображения, которые совершенно не совпадают с каноническими закономерностями "правильной" композиции. В этой работе две группы фигур изображены в саду дома в Гран Ланс. Боннар использует несколько точек зрения, отказывается от перспективы и делает плоскими и похожими на вырезки фигуры первого плана. Смысл их существования исчерпывается орнаментом платьев, который оптически соперничает со стилизованным изображением растений и листвы.

Пьер Боннар "Сумерки, или Партия в крокет", 1892

Морис Дени "Музы", 1893. Холст, масло. Париж, Музей д’Орсе. Реальный лес Сен-Жермен-ан-Ле воссоздает в картине любимый мотив "священной рощи". Персонажи античной мифологии, вдохновительницы искусств и наук Музы, пребывают в роще каштанов. Ни у одной нет атрибутов, поэтому три фигуры в платьях XIX века на переднем плане воспринимаются, скорее, как аллюзия этой темы. Музы - характерный пример стилистики Дени с его тяготением к двухмерности и волнистым линиям, соединяющим воедино все элементы композиции, к декоративным элементам - более сдержанным в одеждах и превращенным в стилизованные арабески в ковре опавших листьев.

Морис Дени "Музы", 1893