Не думать стереотипами. Принятие себя в фотографиях Димы Жарова

На первый взгляд, тема телесности в фотографии является давно привычным явлением. Появление понятия «мужской взгляд», связанное с так называемым поколением картинок, предоставляет нам многочисленные образы объективации женского тела в работах таких художниц, как Синди Шерман и Ханна Уилки, тогда как тип мужского ню является характерным признаком следующего десятилетия. Энциклопедичный пример – фотографии маскулинной репрезентации Роберта Мэпплторпа. В качестве менее растиражированного примера, можно рассмотреть работы Питера Худжаша или Нэн Голдин. Все они работают изнутри гей- и квир-культуры, выступая в неразрывной связи с темой эпидемии СПИДа, стигматизации микро-сообщества, чьё существование игнорировалось. Тело в их работах является политическим заявлением. Неприкрытый эротизм таких фотографий переносит зрителя с позиции гетеросексуального мужчины (потому что именно он всегда смотрит на тело женщины через «мужской взгляд»), владельца привилегии разглядывания, на позицию гея, создавая неуютное чувство чего-то постыдного. Появляется новый визуальный код: мужское тело, выведенное в качестве объекта созерцания делает геем не только смотрящего, но и изображенного.
    

 Текст: Вера Замыслова


Фото: Instagram Димы Жарова

I место в конкурсе текстов о современном искусстве «Сменим тему» в номинации "Эссе"

 

Проект Димы Жарова, развивающийся в его инстаграме, берет за основу визуальный стереотип бинарной оппозиции женского и мужского, а шире – гетеросексуального и гомосексуального. Проект представляет из себя работу с телом в разных категориях визуальности, при этом оставаясь цельным высказыванием.


Фото: Instagram Димы Жарова

На части фотографий художник принимает типичные для пространства инстаграма позы, открыто транслирующие сексуальность своего носителя, который, как и тридцать лет назад, ассоциируется прежде всего с женским. 

 Фото: Instagram Димы Жарова

По количеству комментариев, содержащих обличающие и неудовлетворительные, а порой резко агрессивные заявления, становится ясно, что то, что прилично для женщины в глазах общества не может быть приличным гетеросексуальному мужчине. 

 Фото: Instagram Димы Жарова

Желание видеть тут иронию или откровенный стеб, выявляющий специфику контента инстаграма, является поверхностным решением и указывает на неприемлемость более глубокого анализа в современном обществе. Все это – попытки применить усвоенный код, маркирующий гей-репрезентацию.


 Фото: Instagram Димы Жарова

Другая часть работ в проекте – медитативное изучение частей собственного тела, тщательная работа со светом и формами, рождающая параллели с историй живописи классицизма. Лишая тело лица, мы отделяем его от нашей идентичности. Как писал Жиль Делёз: «Фигура, будучи телом, не становится лицом, она даже не имеет лица». 

 Фото: Instagram Димы Жарова

Однако парадокс заключается в том, что именно через отделение мы возвращаем нашу идентичность. Раскладывая себя на части, внимательно всматриваясь в каждую складочку своего тела, мы собираем себя, как пазл, воедино. Исследовательский принцип этих фотографий становится важной частью размышлений о красоте человеческого и ее конвенциональных границах.
 

Фото: Instagram Димы Жарова

Критической позиции не лишены и изображения, носящие более ироничный характер. Это своеобразные «обманки», обращенные на критику алгоритмов соцсетей. Программа следит за отсутствием в общем доступе изображений, носящих откровенный сексуальный характер. Искусственный интеллект, в отличие от человека, не использует сложную систему считывания визуальных кодов, ему доступны только определенные части и ракурсы, и он не учитывает гендерные и культурные стереотипы. Ему все равно на то, что социально приемлемое обнажение для женщины не может быть адекватно воспринято будучи используемым для мужчины и наоборот. Он забанит и первое, и второе.
   

Фото: Instagram Димы Жарова

Таким образом, сквозная для проекта тема телесности и любви к себе, обрастает более глубинной проблематикой, обращаясь к тому, что в современной науке принято называть visual studies или почему мы видим так, как мы видим. Слом визуальных кодов, попытка уйти от очевидного, ставит нас перед необходимостью ответить на важный вопрос: достаточно ли мы толерантны для того, чтобы допускать возможность таких фотографий, не вешая на их автора ярлыки «гей» или «квир»? И – шире – сколько еще необходимо времени, чтобы пропала сама необходимость в подобных ярлыках?

Все работы художника можно посмотреть в аккаунте Димы Жарова

Автор: Дима Жаров