«НЕНАВСЕГДА. 1968–1985» в Новой Третьяковке

07 июля 202011 октября 2020
|
Новая Третьяковка

7 июля в Новой Третьяковке открывается проект «НЕНАВСЕГДА. 1968–1985» — масштабная выставка-исследование, которая задумана как вторая часть трилогии, посвященной послевоенному советскому искусству и включающей в себя выставки о трех исторических периодах — оттепели, застое и перестройке. Но если в «Оттепели» (2017) основное внимание кураторов было уделено стилевым тенденциям и общим идеям эпохи, то «НЕНАВСЕГДА…» ставит целью проанализировать индивидуальное и массовое сознание этого времени на материале художественных произведений. Это первая попытка подобного анализа в отечественной музейной практике. Также впервые советское искусство конца 1960-х – середины 1980-х годов рассматривается в контексте мировой проблематики постмодернизма. 

Комар В., Меламид А., «Наша цель – коммунизм! Комар, Меламид», Государственная Третьяковская галерея

Выставка посвящена периоду советской истории, который со времен перестройки стали обозначать как эпоху застоя, что подразумевало в первую очередь фактор стагнации в экономике и политической жизни. Но это определение может показаться некорректным, если говорить о культуре того времени, чрезвычайно насыщенной интеллектуальными спорами, поисками и открытиями. Именно в этот период формируется школа московского концептуализма, Андрей Тарковский и Юрий Норштейн снимают свои классические фильмы, Альфред Шнитке формулирует принцип музыкальной полистилистики, а Дмитрий Александрович Пригов и Владимир Сорокин создают первые образцы постмодернистской литературы на русском языке. Можно долго спорить о том, благодаря или вопреки каким обстоятельствам появились все упомянутые произведения, но в любом случае на их создание повлияла совокупность многих факторов. 

Фёдорова Т., "Венеция", Государственная Третьяковская галерея

Если в эпоху оттепели авторы в своих произведениях зачастую проявляли эмоциональную вовлеченность, то в эпоху застоя в работах начали преобладать отстраненность и критический анализ. Основным модусом бытия стала двойная жизнь как способ сохранить себя в условиях советской реальности. Следует отметить, что, несмотря на политическую несвободу, советские граждане в этот период имели гораздо боль е свободного времени, которое они заполняли досугом самого разного характера — от кухонных застолий с разговорами до эзотерических поисков и создания новых художественных практик. 

Эпельбаум-Марченко Б., "Одиссей и Пенелопа", Государственная Третьяковская галерея

В рамках данного выставочного проекта предпринята попытка интерпретировать искусство эпохи застоя в контексте мировой проблематики постмодернизма. Несмотря на относительную изоляцию, в позднем СССР осуществлялся переход от индустриальной культуры к информационной, и советские художники столкнулись с проблемами поисков идентичности, сме ения языков, взаимодействия локальных и глобальных контекстов. Советская культура приняла вызов постмодерна, но не смогла выдержать его напор в условиях закрытого общества и старых управленческих механизмов. 

Комар В., Меламид А., "Идеальный лозунг", Государственная Третьяковская галерея

Экспозиция построена по принципу демонстрации действия и противодействия, где действием становится общая идеологическая риторика, а противодействием — различные модели бегства от реальности. Выставка включает в себя восемь разделов, в которых раскрываются ключевые темы эпохи: «Ритуал и власть», «Соц-арт», «Религиозный мистицизм», «Деревня», «Детство», «Сообщества», «История и остановленное время», «Исчезновение». В выбранных темах феномены официального искусства соотносятся с феноменами андеграунда и альтернативной культуры по принципу кривых зеркал. В каждом разделе собраны варианты эскапизма, способы обмануть время, чтобы выйти за пределы советской реальности и еще дальше — за пределы реальности как таковой. 

Муллашев К.В., "Юность. Часть II". Из серии «Земля и время. Казахстан», Государственная Третьяковская галерея

Первый раздел выставки, «Ритуал и власть», погружает в идеологический контекст, в котором существовал человек эпохи застоя. Здесь собраны образцы монументальной пропаганды, а также произведения, отражающие состояние холодной войны.Раздел «Соц-арт» представляет ситуацию, когда способом переживания и переосмысления профанной реальности становились ее ироничное переигрывание и попытка посмотреть на происходящее одновременно изнутри и со стороны. В следующем разделе рассматривается феномен собирательного определения «религиозная мистика», которое утвердилось по отношению к творчеству писателей и художников, увлекавшихся различными духовными практиками. Зачастую это были индивидуальные практики с импровизированными ритуалами в отрыве от традиционных церковных институтов.

 Попков В.Е., "Хороший человек была бабка Анисья", Государственная Третьяковская галерея

В разделе «Деревня» представлены варианты интерпретации деревенской темы — от трагедии человека, оторванного от земли, до лубочной идеализированной утопии. В эпоху застоя города притягивали все больше и больше молодых людей, а индустриальная культура заменяла собой традиционную аграрную. В то же время в деревню устремились интеллектуалы — писатели и художники — в поисках духовного ресурса и идентичности, которые обострились в позднесоветский период. 

Назаренко Т.Г., "Мастерская", Государственная Третьяковская галерея

Еще один раздел выставки — «Детство». В эпоху застоя ребенок становится своего рода идеалом нового человека. Особую популярность приобретают жанр подросткового кино и тема первой любви. В изобразительном искусстве художники отказываются от дидактического пафоса и показывают своих героев в моменты познания мира, игры, досуга на природе, вкладывая в них и ноту ностальгии по собственному детству как периоду надежд и боль их возможностей. Таким образом, тема детства сопрягается с темой утраты и ностальгии. 

Жилинский Д.Д., "Воскресный день", Государственная Третьяковская галерея

В 1970-е годы начался распад боль их общностей на малые группы по интересам. Тема сообществ постоянная в картинах семидесятников, которые изображают тесные компании друзей во время совместного проведения досуга, и неважно, что они делают, – важно, что они это делают вместе. для неофициального советского искусства закрытые сообщества становятся основным условием его существования, независимого от официальной художественной сцены. 

Группа «Гнездо», "Железный занавес", Государственная Третьяковская галерея

В разделе «История и остановленное время» анализируется еще один феномен эпохи — массовый интерес к истории в 1970– 1980-е годы. В это время получают распространение исторические романы, костюмированные драмы по мотивам классических произведений, а в живописи — множественные цитаты из шедевров разных эпох. В каком-то смысле бегство в прошлое было обусловлено потерей связей с настоящим и отсутствием картины будущего. Ретроспективизм становится одним из самых распространенных направлений в искусстве эпохи застоя, а крайней степенью эскапизма как бегства от реальности — исчезновение. Эта тема связана с ощущением потерянности, раздвоенности, попыткой найти убежище или спрятаться. В искусстве застоя возникает ключевой мотив – пустота. 

К выставке издан каталог, который для удобства посетителей заранее выложен в онлайн-продажу. Каталог содержит статьи ведущих критиков и искусствоведов, культурологов разных поколений, которые разносторонне проанализировали эпоху застоя. В рамках проекта подготовлена обширная культурно-образовательная программа. Она включает Zoom-дискуссии, начавшиеся в мае 2020 года, лекции, кинопоказы. На образовательном портале Третьяковской галереи «Лаврус» публикуется спецпроект. 

«НЕНАВСЕГДА. 1968–1985»