Невидимое пограничье. Выставка скульптуры в Мюнстере
Текст : Алексей Мокроусов
Фото: skulptur-projekte.de
Как и кассельская Документа, выставка «Скульптурные проекты» (Sculptur Projecte) тоже идет сто дней. Только случаются эти сто дней еще реже – в Мюнстере выставку организуют раз в десять лет. А все потому, что проекты здесь большие и дорогие: часто требуют долгой подготовки. Большая часть скульптур выставляется на открытых пространствах, они доступны всем без исключения, включая совершенно равнодушных к искусству людей (а таких, ясное дело, подавляющее большинство).
Как это было
Первая выставка в Мюнстере прошла в 1977 году. Тогда посмотреть на восемь работ приехали 95 тыс. зрителей, а среди организаторов уже был легендарный Каспер Кёниг – десять лет спустя он вошел уже в число сокураторов и с тех пор занимается мюнстерским проектом без перерыва. В этом году он готовил выставку вместе с Марианной Вагнер и Бриттой Петерс.
Сорок лет назад среди участников первой выставки были такие авторы как Йозеф Бойс и Дональд Джадд, Ричард Серра и Клас Олденбург. Несмотря на финансовый дефицит, настигший организаторов после закрытия, власти города решили продолжить «Скульптурные проекты» и не прогадали. Каждый раз ради выставки сюда приезжает более 600 000 арт-туристов, это вдвое больше числа местных жителей.
При этом сама выставка бесплатная, большинство работ выставлены на площадях и улицах города, и лишь иногда произведения попадают в самые неожиданные залы, вроде старой квартиры - и по окончании возвращаются авторам. Некоторые, впрочем, выкупают местные власти и оставляют в Мюнстере уже навсегда. Так произошло и с «Giant Pool Balls» Олденбурга, впрочем, главным аргументом в момент решения о приобретении оказалось то обстоятельство, что демонтировать эти огромные шары было дороже, чем выплатить авторский гонорар. Сегодня шары считаются одним из символов города.
Эскиз фонтана, 2017
Николь Эйзенман
Своим появлением первая выставка во многом обязана скандалу, разгоревшемуся в городе после того, как власти установили в 1973 году на одной из лужаек «Три вращающихся квадрата» Джорджа Риккея. Борьба с менталитетом горожан – важная подспудная цель, о которой не принято говорить вслух. Хотя Мюнстер традиционно считается студенческим городом - сейчас здесь учатся около 44 000 студентов, - но, одновременно, и консервативным, религиозным (говорят, у Мюнстера только два состояния – здесь или идет дождь, или звучат колокола). Возмущение некоторых бюргеров «бессмысленной тратой денег» на вращающиеся квадраты было так велико, что в ответ им интеллектуалы решили показать нечто еще более весомое на тему современной скульптуры. Так и начался диалог с горожанами, выглядящий сегодня как что-то среднее между творческим и воспитательным процессом одновременно.
35 авторов, два города
В этом году к Мюнстеру добавился соседний Марль, образец современного индустриального города (здесь развита химическая промышленность), где есть свой музей скульптуры. Таким образом работы 35 художников – среди них Козима фон Бонин, Пьер Хьюг, Грегор Шнайдер и Хито Штейерль - поделены на два пространства, причем в Марль все сто дней ходит бесплатный шаттл, жаль только, предварительное бронирование места невозможно. Но большинство туристов, увы, редко выезжает за пределы центра Мюнстера, ходя здесь царят велосипеды, велосипедных дорожек едва ли не больше чем автомобильных дорог, а велоэкскурсии по выставке опен-эйр в приоритете; оргкомитет даже приобрел в этом году для публики новые велосипеды с семью скоростями.
Многие скульптуры показывают как раз на бульварном кольце – на самом деле это полноценные парки с водоемами - например, вокруг небольшого озера на Променаде можно увидеть композицию из пяти стояче-лежащих отдыхающих. Француженка из Николь Айземан изваяла две фигуры в бронзе, остальных в гипсе, «Эскиз к фонтану» получился изящно-легкомысленной иллюстрацией к любимой фразе Кёнига – «Нет ничего более невидимого, чем искусство в публичном пространстве». А именно городская среда оказывается не просто главным выставочным залом, но и основным объектом исследования: что и как здесь воспринимается человеческим глазом, какие смыслы улавливаются сразу, какие – много позже?
After ALife Ahead, 2017
Пирр Хаи
Впрочем, местом действия становятся не только городской пейзаж, но и закрытые пространства. Еще один французский художник из Нью-Йорка Пьер Юг в последний момент решил сменить площадку и перебазировался в здание закрытого ледового дворца. На месте бывшего катка для конькобежцев (закрыт в прошлом году, места для зрителей еще сохранились) он развернул огромную инсталляцию «After ALife Ahead» – своего рода антигимн союзу биологии и техники, эпилог и пророчество одновременно, объединяющие утраченные иллюзии и поэзию эсхатологизма.
Радикальное расширение понятие скульптуры, включение видеоработ и инсталляций – характерная черта нынешнего фестиваля. Объем не всегда характеризуется плотностью, форму определяют не только видимые линии. Возможно, это пограничное состояние и есть главное в современной скульптуре, вроде бы потерявшей свою популярность, а сейчас вновь ее обретающей. Сделать невидимое видимым ей не удастся, и, к счастью, не хочется. Но сохранить эту иллюзию потустороннего – мечта, навязчивая идея, условие выживания, будущее время при неопределенном настоящем.
Чем просветиться
На сайте Sculptur Projecte можно скачать аппы-путеводители, здесь же доступны и три умные газеты в формате pdf – о теле, времени и месте, точнее, всем том, что лежит вне их – это ключевые темы выставки.
Двуязычный англо-немецкий каталог объемом в 480 стр. вышел в издательстве Spector Books , он стоит 15 евро и состоит из фоточасти, семи эссе и подробного описания работ (уже без фотографий). Как и в Касселе, каталог отпечатан на простодушной бумаге, тяжелая мелованная и более дорогие варианты не в чести у экологически мыслящих немцев.
Выставка открыта до 1 октября.