Нежное искусство Стальной: Интервью с художницей Ланой Стальной-Ответчиковой

Лана Стальная-Ответчикова - художница не совсем типичная для подмостков современного искусства. Ее картины называют "нежным искусством", а ее саму "амбассадором интеллектуального эротизма". C 2019 года Лана член Международной Федерации Акварелистов, а в начале этого она стала основателем Фонда поддержки авторов Foundation STALNAYA.  О том, как выбирать сюжеты так, чтобы пройти между китчем и иллюстраторством, об искусстве и искусственном мы поговорили с художницей в ее московской студии.

Текст: Анна Разумова

Лана Стальная-Ответчикова в московской студии

— Расскажите, как вы выбираете сюжеты, почему так часто именно женские образы?

— Я даже наверное не выбираю сюжеты, они идут от моих собственных эмоций. Просто выстраиваю картинку, которая максимально выразит то, что у меня внутри. И да, часто это женские образы. Мне кажется, женское тело - это то, что идеально может выразить не просто любую эмоцию. Одним поворотом головы или движением пальцев мировую историю рассказать.

 

"Утро" Лана Стальная-Ответчикова 

— То есть, получается, что вы рисуете себя?

— В какой-то мере, конечно. Я рисую себя внутри, стараясь не уходить в портретное сходство. Но, это правда, часто ассоциируют моих "девчонок" со мной слишком буквально. И не всегда это мне на пользу (смеется).

— И всегда героиня одна.

— Наедине с собой мы раскрываемся. Только в одиночестве мы не играем ролей. Эти роли все в нас превращаются в гармоничную картинку. Меня еще спрашивали как-то "почему так часто со спины", и я поняла, что это тоже важно: не видя лица, мы можем ассоциировать этот образ с собой. Это дает нам возможность прочувствовать, примерить эмоцию на себя. 

"Разговор", Лана Стальная-Ответчикова  

— Что вас вдохновляет?

— Анна Ахматова, Иосиф Бродский и кофе. Нет, наоборот, сначала кофе.

— Почему именно акварель? Сложная в исполнении, сложно продавать.

— В исполнении сложная, а вот в продажах - не могу согласиться. Акварель часто цепляет своей легкостью и возможностью додумать, а значит внести свой кусочек творчества. Знаете, говорят, в акварели 30-40 % должно быть не доделано, тогда она идеальна. Это пространство для мысли зрителя. 

А вот то, что акварель сложно "влить" в поток Contemporary - это точно. Здесь вообще тонкий момент, как пройти между Сциллой и Харибдой - не уйти в "иллюстраторство " и в тоже время, в попытке отстроиться от нежности техники, не свалиться в китч. Ответ, как мне кажется, в выборе сюжета. Балансировать на этой грани. 

— Что для вас ваши  картины? Они ценны или легко расстаться?

— Искусство — это предохранитель сердца. Я часто об этом говорю и свято в это верю.  Люди творческие, они, конечно, более чувствительны, и сложные жизненные моменты переживают острее. И вот эти эмоции должны иметь выход, иначе художник просто не выдержит. Это, наверное, природой заложенный механизм.

Есть картины, которые, думала не отдам никогда. И это не вопрос денег. Буквально в прошлом году работу "Все получится", которая была мне очень дорога,  я подарила, человеку, который очень хотел ее купить. Так получилось, что вместе с этой картиной к нему пришел невероятный карьерный успех. Конечно, картина здесь ни при чем. Но она стала талисманом, и я ни минуты не жалею. Такой момент не сравнится ни с какими деньгами. Да и в надежные руки девчонку отдала. (Смеется)

 

"Все получится", Лана Стальная-Ответчикова 

— А как вам кажется, что нужно делать, чтобы картины продавались?

— Писать картину с мыслью о ее продаже - это изначально так себе идея. Картина должна идти от потока, от души, это твоя прожитая, переработанная в визуальный образ эмоция. Но, что уж там греха таить, нам всем нужно на что-то жить, и если другого дохода нет, то придется о продаже картин думать. Здесь нужно просто задать себе два вопроса: кто купит твою работу, то есть кому она понравится. И второй: сможет ли он ее у себя в доме или офисе комфортно разместить. То есть, с вероятностью большей в разы вы продадите балерину формата А4, нежели батальную сцену два на два метра.

— Академическое образование важно, или можно быть самоучкой?

— Даже если не строго академическое, но иметь базу необходимо. Не умаляю таланты художников, которые являясь самоучками, пишут шедевры, но то, что они не учились в институте, не говорит о том, они не знают наизусть анатомический атлас, например. У меня есть академическая база, но через 7 лет, я пришла к тому, что мне ее не хватает, и пошла снова учиться уже у мастеров. И это уже новая ступень развития, когда важна не положительная оценка окружающих, а то, что ты сам от себя требуешь нового уровня.

— Скажите, вы переживаете, когда делитесь новой работой в соцсетях, а отклик гораздо меньше, чем вы  предполагали? 

— Нет, меня это не беспокоит. Хотя, конечно, когда тебя поддерживают - это очень приятно, это значит, что работа отзывается. Все-таки в ведение своего инстаграм (в частности моего) каждый автор вкладывает много сил. Это требование времени. Инстаграм сейчас - твое лицо. Но по большому счету, искусство, то, что мы им называем -  настоящее, далеко не всегда вызывает широкий отклик. Например, если бы Малевич выложил черный квадрат в Инстаграм, навряд ли он собрал бы миллион лайков. Скорее всего никто бы ничего не понял. Для себя нужно понять к чему ты идешь, ты стремишься сделает шаг в эволюции искусства или быть приятным глазу аудитории.

  

"Все на перерыв" Лана Стальная-Ответчикова

Вопрос, наверное, который интересует всех начинающих художников: как тебе кажется, нужны ли дорогие материалы или это не имеет значения?

— В чем-то да. Как акварелист могу сказать, что хорошая акварельная бумага - это 80% успеха. Я  слышала мнение, что кисточка Escoda рисует сама, - да, она дает невероятное удовольствие от работы, но хороший художник при сильных скилах и ватной палочкой нарисует не хуже.

— И еще один узкопрофильный вопрос: вы признаете кисти из искусственных материалов? А материалы отечественного производства?

— Я людей искусственных не признаю, а кисти - очень даже. В работе они бывают даже намного приятнее, чем натуральные. Из отечественных материалов люблю краски, моя палитра состоит из трех брендов, Van Gogh, Rembrandt и, конечно, Невская Палитра. Это краски с историей, признанные во всем мире. Они не на столько яркие, как многие оттенки Van Gogh, но в них есть какая-то истинно Питерская сдержанная эстетика и, как будто душа.

— Выставки нужны?

— Нужно быть на виду. Признание - это мотивация, обратная связь от аудитории - это всегда толчок для движения вперед. Рисовать в стол, это сильнейшая демотивация, только поглотитель энергии. Когда нет оценки, не будет и главного - прогресса. Всегда стремиться превзойти себя, других, всегда легкая неудовлетворенность. Неудовлетворенность - это в принципе главный триггер творчества.

— Нужен талант, чтобы рисовать?

— Нет, чтобы рисовать талант не нужен. Чтобы создавать произведение искусства, нужно что-то больше таланта. На самом деле, рисовать может любой человек, независимо от наличия таланта. Рисовать - это просто, когда формируешь объект, так как будто чертишь его в пространстве, рассматривая на просвет и соизмеряя пропорции. Для этого нужна просто наблюдательность. Ну и еще знание основ перспективы, светотени... (смеется).

— Художнику сложно себя продвигать или наоборот легко? Ведь социальные сети, все на виду.

— Если ты создаешь, что-то по-настоящему уникальное, у тебя есть свой узнаваемый стиль и не одно произведение в запасе, - тебе будет легко. Ведь как, например, у автора с хорошим произведением, пришедшего в издательство спрашивают: "А у тебя еще что-то есть?", ведь какой смысл продвигать автора одного произведения, должна быть долгосрочная перспектива. Должно быть понятно, что у автора еще есть, что сказать. Так и в арт-индустрии. 

— Расскажите, а ведь недавно вы стали основателем фонда Foundation STALNAYA. То есть теперь вы смотрите на искусство и со стороны критика. Что-то новое открылось для вас? Помогает это в своем творчестве?

— Конечно, это помогает. Ты просто смотришь со стороны, что-то примеряешь на себя. Это как такой чек лист для себя. Сама я конечно не мониторю художников, эти всем занимаются мои редакторы и авторы, но уже готовую выборку я просматриваю. И знаете, становится очевидно на что обращают внимание и критики и самый главный человек - наш зритель, не тот который разбирается, а тот который зашел в галерею после работы, на свидание, перед рестораном. Что он хочет увидеть. Что он увидит в том,  что мы делаем. И нужно ли ему это видеть? Я всегда себя об этом спрашиваю.

— Лана, ждем новых картин и от души поздравляем с открытием Фонда. Спасибо за интересную беседу!

Лана Стальная-Ответчикова