«Нить» ММОМА: Как студенты «Свободных мастерских» выставку делали

На днях произошло торжественное закрытие выставки «Нить» в экспозиционной лаборатории Za_shkoloy на Мясницкой. О том, как студенты «Свободных мастерских» ММОМА организовали первую совместную выставку (и что из этого получилось) рассказывает Юлия Крышевич.


В Школе современного искусства «Свободные мастерские» учатся на художников и кураторов. Набор 2019/2020 — это 70 с небольшим студентов, желающих реализовать свой творческий потенциал через определённый вид искусства. Художники «Свободных мастерских» приходят на курс с совершенно разным бэкграундом — академическим художественным образованием, опытом в прикладном дизайне, скульптуре, архитектуре, иллюстрации и театральной графике. При этом одни предпочитают следовать выбранному пути, используя выставочные возможности Школы, другие не боятся экспериментировать с медиумами и техниками. Традиционно выставку студентов «Свободных мастерских» можно увидеть летом, в стенах ММОМА, однако в этот раз художники решили не ждать своего часа — и открыли самостоятельный проект за неделю до наступления нового года.

Вернисаж «Нити» состоялся 24 декабря. Впрочем, приходить посмотреть работы стоило точно не в день открытия (на фото ниже — почему). Увидеть выставку можно было на новогодних праздниках и вплоть до закрытия 17 января. В выбранные дни посетителей «Нити» ждал бонус — серия кураторских экскурсий по экспозиции и перформансы. 

Перформанс Лены Юферовой «Космос не молчит» 

Что из себя представляла «Нить»? Коллективное высказывание 48 авторов, студентов направления «Новейшее искусство», двое из которых также выступили в качестве кураторов проекта: Анастасия Бринцева (хранитель Третьяковской галереи) и Маша Бурганова-Ялтанская (художник-монументалист, руководитель студии «Мастерская Бургановой-Ялтанской). По словам куратора Анастасии Бринцевой, метафора красной нити, которая в буквальном смысле опутала все пространство, (в конце, ее все-таки отрезали) стала связующим звеном между работами художников. Настя подчеркнула, что суть концепции состоит в возможности диалога самых разных авторов, представивших свои объекты в жанре традиционной живописи, инсталляции, скульптуры, видео и даже реди-мейдов. 

 Перформанс «Нить» Анастасии Бринцевой

Несмотря на широту концепции и разнородность представленных в зале работ, связи между объектами были ощутимы (и дело не только в красной нити). Дальний зал пространства посвятили в основном живописным работам. Классическая техника масляной, акриловой живописи здесь сочеталась с граффити, быстрыми скетчами, светодиодными инсталляциями. Художники представили свое видение актуальных проблем и волнующих их лично вопросов, отчего зал получился ярким, пятнистым и наполненным субъективными переживаниями. Выработать свою стратегию движения, не поддавшись давлению общественных ожиданий, (Василий Аникин, «Нет, ты не такой»), проживание собственной телесности (Ляля Майдан, «Близость») и идеальной лирической истории (Элис Траум, «Русалочка после сказки»), интерес к тому, что так уютно окружает тебя каждый день, (Анастасия Бринцева, «Лекции в свободных мастерских») и рефлексия на тему загрязнения окружающей среды (Ирина Турченко, «Послание»). Не менее концептуально выглядели и некоторые академические работы выпускников серьезных художественных институтов, таких как МГХПА им. Строганова, — например, наблюдения метафизики повседневной жизни (Ангелина Ермачкова, «Морковь на терке») или визуализация метафоры распада (Любовь Леонова, «Распад»). 

 Слева направо: "Лекции в свободных мастерских" Анастасии Бринцевой; "Послание" Ирины Турченко; "Нет, ты не такой" Василия Аникина

Переход во второй зал — резкий и очерченный. Портал (проход между комнатами) украшен ироничной серией графических работ, где мифологизированное античное сознание встречается с вызовами цифровой эпохи (Софья Караулова, «Тортик»). Художники продолжают рефлексировать по поводу личного опыта (куда же без этого), но делают это более новаторским способом, с оглядкой на объективные закономерности действительности. В зале меньше цвета, но больше формы, слагающей рифмы. Например, на стене слева от портала расположена серия оттисков в технике высокой печати, а с правой стороны — две VR-работы. «Русский алфавит» Ксении Панферовой — 33 отпечатка губ художницы, запечатленные в процессе произношения каждой буквы кириллицы. «Пушкин — наше всё» Алексея Рябова — вымышленная сцена, созданная с помощью средств 3D-графики, где иллюзия реальности слишком сильна, чтобы поверить, что перед нами VR. Интроспективное исследование необходимости коммуникации и анализ конфликта противопоставленных друг другу систем знаков ведут диалог не только на уровне смысла, но и визуальности — сюрреалистической, немного абсурдной и монохромной.

Слева - "Русский алфавит" Ксении Панферовой; наверху - "Тортик" Софьи Карауловой; справа - "Пушкин - наше всё" Алексея Рябова

Впрочем, инновации рождаются и на почве академизма. Картина выпускницы МГАХИ им. Сурикова Марины Петяк «Выход в чёрное» стала энергетическом центром зала. Тема бремени человеческих страстей (центральная для творчества Марины) обрела свежее звучание в необычной технике исполнения — мел, соус по бархату. В то же время в противоположном углу комнаты расположилась работа, которую на самом деле можно было послушать. «Self-Portrait — Artist’s Path» (Oks Rudko) — карта творческого пути художницы, важнейшие вехи которого обозначены точками и имеют свой резонанс: звуковая палитра каждой из них была доступна в формате аудиозаписи. Хотя концепция ближнего зала легко укладывалась в формулу «когда отношения обретают форму», не обошлось без торжества цвета (абстрактная картина Ханны Данилиной «73») и легкой самоиронии (инсталляция с использованием готовых объектов «Контент» Ольги Городенской). 

В центре — «Выход в чёрное» Марины Петяк

 Слева направо: «Self-Portrait — Artist’s Path», Oks Rudko; «73», Ханна Данилина

Если быть точным, осмотр начинался с коридора лаборатории Za_shkoloy (ещё один зал выставки, который стоило разглядеть дважды — приходя на «Нить» и уходя с проекта). Интересно, что в коридоре не было электрического освещения — только ультрафиолеты и свет, исходящий от работ художников. Внимание зашедшего в пространство зрителя сразу привлекал диалог двух объектов: работы, выполненной на LED-панелях, о бесконечной возможности интерпретаций (KISI, «Любит или нет») и зеркальной инсталляции об иллюзии выбора (Катерина Серьёзная, «Русская матрица»). На подоконнике уютно расположился уголок миниатюрной скульптуры (Надежда Лихогруд, «Детские 90-е. Дом и двор»), а на смежной стене — серия автопортретов (Варвара Изотова, «Посмотр; Маша Бурганова-Ялтанская, «Автопортрет»). Но и на этом экспозиция не заканчивалась: выходя с порога лаборатории, вы невольно взглянули бы перед собой — на кирпичную стену. Там в полноэкранном размере транслировалась видео-работа Ольги Тумановой «Après GULAG. Self-portrait», в которой художница размышляет на тему культурной памяти и исторической травмы. 

Работа KISI “Любит или нет»

Инсталляция Катерины Серьёзной «Русская матрица»

Надежда Лихогруд, «Детские 90-е. Дом и двор» 

Никто не считал, сколько человек посетили проект «Нить» за три недели работы — известно только, что в день открытия Лаборатория встретила около 300 гостей. Похоже, самоорганизованные выставки набирают популярность, выбираясь из стен квартир в открытые пространства, где художники выступают не только генераторами идей, но и организаторами, проводниками смыслов. Пока мы с нетерпением ждём лета, чтобы увидеть выпускной проект студентов «Свободных мастерских», не исключено, что ребята готовятся удивить нас очередным «квартирником», который может произойти в самым неожиданном месте. 

 Видео-работа «Après GULAG. Self-portrait» Ольги Тумановой 

Проект студентов «Свободных мастерских» «Нить» прошёл с 24 декабря по 17 января в экспозиционной лаборатории Za_shkoloy (Мясницкая, 21с5). 

Художники, принявшие участие в выставке: Владислав Андреев, Василий Аникин, А.А. Шамиль Шааев, Евгений Березин, Анастасия Бринцева, Анастасия Буй, Маша Бурганова-Ялтанская, Алёна Горбачёва, Ольга Городенская, Ханна Данилина, Ангелина Ермачкова, Нафиса Жаббарова, Елизавета Заботкина, Варвара Изотова, Грета Исагулова, Лейсан Искандарова, Софья Караулова, Василиса Лебедева, Любовь Леонова, Василиса Липатова, Надежда Лихогруд, Ляля Майдан, Екатерина Макарьева, MAXIMMIXAM, Элина Марусова, Дарья Межевич, Юлия Неронска, Андрей Новицкий, Ксения Панфёрова, Вероника Пель, Марина Петяк, Полина Камардина, KISI, Ахмед-Шейх Магомедов, POPCHENCO, Oks Rudko, Алексей Рябов, Полина Родригес, Патриция Москалевич, Екатерина Серикова, Катерина Серьёзная, Павел Суслов, Валерия Титова, Элис Траум, Ольга Туманова, Ирина Турченко, Tanja Tian, Владимир Шишак.