Новая вещественность и магический реализм

от /нем./ Neue Sachlichkeit и Magischer Realismus

В Германии, времен Веймарской республики, возврат к фигуративности происходил в исторических условиях разгромленной страны, потрясенной тяжелым экономическим и социальным кризисом. Возвращение к порядку, как возвращение к классике, здесь, скорее, имело отношение к живописной поверхности и проблеме мастерства, но не к содержанию живописи. "Возвращение к натуре", как понимал это Густав Хартлауб (Gustav Friedrich Hartlaub) (автор термина "Новая вещественность", директор художественной галереи в Мангейме) - возвращение к "предметности". Для создателей "Новой вещественности" есть две группы: одна - "квазиклассическая", ее представители смотрят на Руссо и итальянскую живопись, вторая - "веристы", рожденные дадаизмом, связанные с метафизикой, Де Кирико и Карра.

Участники движения "Новая вещественность", стремясь противопоставить тревожной экстатичности экспрессионизма, провозгласили "возврат к позитивной и конкретной реальности". Эстетическая концепция направления строилась на утверждении ложности реального мира, поэтому главной целью становится адекватное выражение неадекватности мира, реалистически зафиксированное отсутствие реальности, а смыслом художественного творчества – практически фотографическая точность изображения, не ставящая своей целью скрыть за художественной декоративностью неприглядность реальности. Если Хартлауб отрицает оппозицию между экспрессионистами и постэкспрессионистами, для Франса Ро (Franz Roh) (автор термина "магический реализм"), этот разрыв неодолим. Отличия, в виде схемы, опубликованные в "Магическом реализме", очевидны в оппозициях некоторых категорий постэкспрессионизма: экстаз экспрессионистов сменяется разочарованием, "ритм" - "изображением", "избыточности" противопоставлена "ясность и чистота", "динамизму" - "статика", "фактурной живописи" - "гладкая", вместо "деформации" - "точность" а  вместо "диагоналей" - "прямые углы".

Художники: Макс Бекманн (Max Beckmann), Отто Дикс (Wilhelm Heinrich Otto Dix), Георг Гросс (George Grosz), Кристиан Шад (Christian Schad), Рудольф Шлихтер (Rudolf Schlichter), Георг Шольц (Georg Scholz), Георг Шримпф (Georg Schrimpf).

Выставки: 1925, Мангейм, Кунстхалле "Новая вещественность"; 1929, Амстердам, Стеделийк Музеум "Новая вещественность".

Тексты: Ф.Ро "От экспрессионизма к магическому реализму", Лейпциг, 1925; М.Бонтемпелли "Аналогии", 1927. (Franz Roh "Nach-Expressionismus. Magischer Realismus. Probleme der neuesten europäischen Malerei". Klinkhardt & Biermann, Leipzig 1925.)

См.также статьи: Экспрессионизм, Возвращение к порядку.

Описание некоторых произведений:

Кристиан Шад "Операция", 1929. Холст, масло. Мюнхен, Ленбах-хаус. Шад хорошо знал искусство фотографии. Он экспериментировал с техникой "шадографии" (она предвосхищала лучеграммы - rayogrammes Ман Рея, отпечатки, делавшиеся без фотоаппаратов). С 1920 года,художник жил в Италии и изучал старую живопись. Операция заставляет вспомнить традиционные в итальянской живописи композиции "Оплакивний". Точностью трактовки, картина напоминает фотографию. Выбранная точка зрения - сверху вниз - создает ту дистанцию, которая позволяет художнику с ледяной педантичностью, показать сцену хирургической операции.

Кристиан Шад "Операция", 1929. Холст, масло.

Август Зандер "Кондитер. Кельн", 1928. Фотография. Нью-Йорк, Галерея Зандер. В конце 20-х годов, Зандер начал работать над проектом " Лица нашего времени". Он пытался каталогизировать многообразие типов немецкого общества времен Веймарской республики. Множество фотографий женщин и мужчин в продуманных позах в окружении предметов, утверждающих их социальный статус или профессию. Художник реформировал жанр портрета и перенес акценты с индивидуализма бюргера, на коллективную репрезентацию всего общества. Работа была прервана нацистами. Они увидели в разнообразии "Лиц нашего времени" угрозу классовым и расовым принципам.

Август Зандер "Кондитер. Кельн", 1928