"Новый пейзаж" в Ельцин Центре

Президентский центр Б.Н. Ельцина 16 марта представит выставочный проект «Новый пейзаж», объединяющий в пространстве Арт-галереи семь художественных взглядов на трансформацию постсоветского пейзажа.  Художники: Пётр Антонов, Лиза Фактор, Александр Гронский, Валерий Нистратов, Максим Шер, Сергей Новиков, Анастасия Цайдер.  Авторы идеи – Пётр Антонов, Анастасия Цайдер.

Выставка «Новый пейзаж» впервые обобщает фотографические исследования пейзажа, как способа осмыслить новую культуру. Отслеживая изменения антропогенного ландшафта от индустриального к постиндустриальному, художники фиксируют и иные трансформации: от плановой экономики к рыночной, от советского к российскому. Собранные вместе проекты – свидетельства радикальных изменений ландшафта и культуры, беспрецедентных по интенсивности и масштабу.

Работы Лизы Фактор, хронологически самые ранние из представленных, обращаются к Сибири как российскому пространству, частично освоенному, но по факту – покинутому снова. Александр Гронский в проекте «Меньше единицы» рассматривает те части России, где плотность населения составляет меньше одного человека на квадратный километр. «Документы природы» Валерия Нистратова, сделанные вдоль границ главного мегаполиса страны, изучают видимые примеры вторжения новой экономической системы в природу, фиксируют точки пересечении освоенных и неосвоенных пространств. Проекты Максима Шера и Петра Антонова рассматривают, как смена экономической и политической парадигмы изменяет городскую среду. В Grassroots Сергея Новикова современный российский пейзаж становится грандиозной декорацией для любительских футбольных матчей. «Аркадия» Анастасии Цайдер, как и проект Валерия Нистратова, рассматривает взаимодействие человека и природы, но в противоположность первому, не находит в нём оппозиции, а напротив – подчеркивает слои сосуществования города и природы-сорняка, не требующей ухода или охраны, всегда готовой занять пространства, для нее не предназначенные. 

В отечественной фотографической традиции критическое осмысление пейзажа происходит во второй половине девяностых и достигает своего пика в 2010-е. Художники живо отреагировали на социальные сдвиги и фиксировали привнесенные им парадоксы. Одна из подобных точек фиксации, уже ставшая для нас повседневностью, – агрессивное проникновение человека на территорию природы, интервенция в советский городской ландшафт, уплотнение его структуры, нарушение ритмов, кустарные операции с внешностью.

Разрастание жилых территорий за городскую черту, строительство типовых торговых и деловых центров, формирование нового городского ландшафта – все эти явления объединяет процесс возникновения нового, постсоветского пейзажа. 

В рамках выставки пройдет публичная программа, включающая в себя дискуссии, лекции и кинопоказы, посвященные вопросам изучения культурного ландшафта, урбанистики и современной фотографии. 

Выставочный «Новый пейзаж» будет представлен в Екатеринбурге с 16 марта по 27 мая 2018 года

Александр Гронский “Меньше одного”