О мире по-новому: выставка «Альтерглобализм» в галерее «Беляево»

В конце мая в галерее «Беляево» (Объединение «Выставочные залы Москвы») распахнула двери выставка «Альтерглобализм» — результат совместной работы студентов философского факультета МГУ им. Ломоносова и молодых деятелей актуального искусства. Проект примечателен хотя бы тем, что оккупирует пространство районной галереи на два долгих летних месяца (финисаж запланирован на 8 августа). «Альтерглобализм» можно без преувеличения назвать международным проектом: своими размышлениями о мировых процессах и видением перспектив с аудиторией делятся более 40 художников. География участников охватывает Китай, Косту-Рику, Мексику, Великобританию, Италию, Германию, США и, конечно, необъятную территорию России. 

Текст: Юлия Крышевич

Вид на экспозицию. Фото Виктор Никишов

Некоторые имена из команды кураторов уже знакомы московской публике: год назад студенты направления «Культурология» («Прагматика и менеджмент культуры») во главе с академическим руководителем, искусствоведом Александром Бургановым открыли выставку «Сквоттинг Research». Посвящённый исследованию модного и весьма неоднозначного явления сквоттинга, проект имел резонанс с художественной среде. Немалую роль в этом сыграл выбор площадки: Выставочный зал Московского Союза Художников в Старосадском переулке буквально дышит консерватизмом и преемственностью, а тут такой смелый дискурс. 

Фото с открытия выставки «Сквоттинг Research» в Старосадском переулке (08.08.2020). Предоставлено Философским факультетом МГУ им. Ломоносова

Заявленный в формате выставки-исследования (лекции, дискуссии и другие публичные мероприятия следовали за экспозиционной частью), «Сквоттинг Research», скорей, запомнился как яркая и лаконичная попытка обсудить природу сквоттинга — a.k.a. самовольного заселения незанятых пространств — а также его проявления в разных аспектах жизни: в творческой среде и законодательстве, социальных и политических отношениях. В сравнении с прошлогодним проектом, «Альтерглобализм» звучит более развернуто: если попытаться провести параллель между кураторской деятельностью и работой симфонического оркестра, можно считать, что генеральная репетиция, наконец, завершилась концертом.

Вид на экспозицию. Фото Ирина Кара

Первое и, наверное, основное — фокус проекта. Понятие альтерглобализма очень емкое: оно включает в себя совокупность социальных движений и подходов, касающихся мироустройства. Различные по сути, все теории сходятся в том, что действующая модель глобализации с ее асимметрией общественных интересов и неравномерным распределением капитала подлежит пересмотру. При этом альтерглобалисты не выступают против концепции глобального мира — наоборот, они активно поддерживают универсальность и стремятся гармонизировать процессы, которые так или иначе затрагивают все человечество. 

Вид на экспозицию. Фото Ирина Кара

По словам руководителя проекта Александра Бурганова, экспозиционное решение трудно объяснить каким-то определенным принципом: высказывания на тему альтерглобализма с ориентацией на межнациональные связи/локальный контекст, утверждение прав и свобод социальных групп/защиту окружающей среды распределены по всему пространству выставки. В некотором смысле первый зал задает импульс экспозиции, обозначая вопросы, которые получат развитие в следующих двух комнатах. 

Первый зал выставки «Альтерглобализм». Фото Виктор Никишов

Например, тема интерсекциональности на выставке существенным образом представлена сквозь призму феминизма. Две яркие и легко считываемые по смыслу видео-работы в начале проекта — ироничная анимация о трансформации женского образа в обществе (Эден Миценмахер. “These boots are made for walking”) и видео, демонстрирующее явление менсплейнинга (Диана Галимзянова. «Менсплейнинг»), — словно сеют семя для более сложной дискуссии, которая разворачивается впоследствии. 

Эден Миценмахер. “These boots are made for walking”. Фото Виктор Никишов

 Диана Галимзянова. «Менсплейнинг». Фото Виктор Никишов

Творчество художниц Ольги Тумановой («Как за каменной стеной») и Айши Тайсумовой (из серии “About us”) представлено во втором зале на противоположных стенах: посвященные обсуждению стереотипов о положении и роли женщин в патриархате, работы транслируют контрастные точки зрения авторов. В то время как Ольга не скрывает своего критического настроя по отношению к «закаменелым устоям <традиционного> общества», Айша апеллирует к концепции «личного выбора», скорей, свойственной либеральному феминизму. 

Айша Тайсумова. Из серии “About us”. Фото Ирина Кара

 Ольга Туманова. «Как за каменной стеной». Фото Ирина Кара

В макете плавучего города Давиде Босси и Алёны Григораш (“Sea nomadism”) идеи феминизма проступают через экологический дискурс: отказ от «материковых, политических режимов» (читай: в первую очередь, от капитализма) в пользу кочевого образа жизни как призыв переосмыслить существующие в социуме системы угнетения и обратиться к женскому опыту. Фотодокументацию Лали Констайн (из серии «Икея») и вовсе можно сравнить с проявлением негативных изображений: художница ловко фиксирует паттерны — в данном случае, патриархальной парадигмы — в пространстве, пока еще свободном от смыслов и господствующих схем поведения.

Давиде Босси и Алёна Григораш. “Sea nomadism”. Фото Виктор Никишов

 Лали Констайн. Из серии «Икея». Фото Виктор Никишов

В некоторых частях проекта закономерность экспонирования видна невооруженным глазом: например, стена, украшенная работами художников, преимущественно, из региона Латинской Америки. Впрочем, характер и направленность произведений важны здесь не менее, чем соблюдение принципа национальной репрезентации. 

«Анклав» творчества латиноамериканских авторов можно смело назвать наместником Гаванской биеннале современного искусства на выставке. У события есть ещё одно название, метко придуманное искусствоведом и куратором Ранджитом Хоскоте:  биеннале резистентности. Все работы группы несут в себе оппозиционный дух: «Упражнения сопротивления» Вероники Альфаро (исп. Verónica Alfaro. “Ejercicios de resistencia”) и «Народный танец» Марселы Арайи (исп. Marcela Araya. “Paso Popular”) — манифестация однажды отвергнутого, почти ритуальная попытка возродить то, что отчаянно стремилось к жизни, вопреки ударам судьбы. 

Слева направо: Хавьер Кальво. «Универсальная история», Марсела Арайя. «Маленькие жареные чипсы», Марсела Арайя. «Народный танец». Фото Виктор Никишов

Другая важная тема раздела — критика последствий глобализации экономики и колониальной политики для коренных народов развивающихся стран. Художники, работающие с данной проблематикой, скорей, рефлексируют о сложившемся положении, нежели призывают зрителя занять определенную позицию по вопросу. Осмысление и переосмысление безрадостного опыта происходит в работах выше упомянутой Марселы Арайи (исп. Marcela Araya. “Platanitos”/«Маленькие жареные банановые чипсы»), Хавьера Кальво (исп. Javier Calvo. “Historia Universal”/ «Всеобщая история»), Хулиана Саморы (исп. Julián Zamora. “Térraba o donde la tierra va”/ «Терраба или куда уходит Земля») и Стефани Уильямс (Stephanie Williams. “A Returning Place”/ «Место возвращения»). 

 Хулиан Самора. «Терраба или куда уходит Земля». Фото Виктор Никишов

Впрочем, проблемы регионального масштаба нередко являются фрагментом более полной картины — кураторы выставки «Альтерглобализм» учли эту особенность и умело представили ее в экспозиции. Сохраняющаяся напряженность в отношениях Севера и Юга Америки — одно из выражений модели центро-периферийной полярности, которая, подобно трафарету, подходит под описание множества систем социальных связей. Общее противостоит личному, а глобальное — локальному: подобная конфронтация необходима для поддержания динамического равновесия в мире, но исходя из имеющегося опыта, гармония в этом вопросе вряд ли достижима. 

Арт-группа «Голые и смешные». «Прямой массаж сердца». Предоставлено кураторской командой проекта «Альтерглобализм»

Вторжение агрессивной внешней среды в пространство, в отношении которого мы испытываем почти интимные чувства — проблема, знакомая большинству жителей более или менее крупных населенных пунктов. В предваряющей экспозицию работе Виктора Никишова «Универсальные технологии» глобальное и, следовательно, захватническое символизирует изображение робота из сериала “Evangelion”, нанесенное на фасад дома в микрорайоне «Северное Чертаново». В образе многоэтажки художник зашифровал код урбанистической приватности — верней, той ее степени, которую могут себе позволить жители мегаполиса, подобного Москве.   

Виктор Никишов. «Универсальные технологии». Фото Ирина Кара

Глобализация влияет на людей, и это воздействие необратимо. Смирившись с потерей способности мыслить аналитически под натиском научно-технического прогресса, готовы ли мы к тому, что цифровизации подвергнется сакральное, например, наши чувства? Этот вопрос поднимает Алексей Дьяков в своей работе “CYBERмания”. С другого ракурса об «утопическом пафосе мирового глобализма» рассуждает художник Андрей Новиков: в центре картины «Эксперимент» мальчик, волочащий торсы манекенов посреди пустынного поля. Куклы вожделенного розового цвета предстают перед зрителем как идолы эпохи торжества материальных ценностей. 

 Алексей Дьяков. “CYBERмания”. Фото Ирина Кара

Андрей Новиков. «Эксперимент». Предоставлено кураторской командой проекта «Альтерглобализм»

Однако говорить об индивиде — герое сегодняшнего дня — исключительно как о жертве всепроникающей системы было бы однобоко. Инсталляция Яниты Войт “Feeling Station#Hunting”, ставшая центром притяжения первого зала, служит метким напоминанием о роли членов общества тотального контроля. Словно в детской игре, мы меняемся позициями догоняющего (стрелка) и убегающего (мишени) — процесс не прерывается, механизм воспроизводит сам себя. 

Со-куратор выставки Анастасия Черномырдина на фоне инсталляции Яниты Войт “Feeling Station#Hunting”. Предоставлено кураторской командой проекта «Альтерглобализм»

В этом контексте также интересна тема локальной идентичности, которая не только определяет, но и обособляет, сопровождает нас на непредсказуемом жизненном пути. Образ истока, начала начал — будь то период детства (Василиса Лебедева. «Складки времени») или родной дом (Кристина Пашкова. «Где родился») — противопоставляется большому миру, где бал правят самостоятельность и одиночество. 

Василиса Лебедева. «Складки времени». Фото Виктор Никишов

Кристина Пашкова. «Где родился». Предоставлено кураторской командой проекта «Альтерглобализм»

О ценности регионального опыта, выглаженной волнами нашей памяти, рассуждает Мария Рубан: цифровой коллаж из проекта «Красный» назван в честь Краснотурьинска — города, где родилась и провела детство художница. Свойство человеческой памяти идеализировать события прошлого передается в работе Рубан с помощью эффекта глитча, в то время как скульптура «Узнавание» Андрея Шкарина и Марии Ефимовой сама по себе представляет метафору: накрытый тканью самовар — загадочный образ национальной идентичности — внушает пиетет и вызывает много вопросов одновременно. 

Мария Рубан. «Красный». Фото Виктор Никишов

Андрей Шкарин, Мария Ефимова. «Узнавание». Фото Виктор Никишов

Этнокультурной категории национальной идентичности не тождественен, но близок правовой аспект вопроса: являясь гражданами того или иного государства, мы живем на поверхности земли, очерченной границами, где действуют определенные правила и нормы. Участники выставки «Альтерглобализм» развивают данную мысль, задумываясь над следующими вопросами: какие отношения порождает пересечение юрисдикций (Международный коллектив Seiche. “Seiche”)? В какой момент, в пространстве и во времени, прекращается действие запретов и правовых предписаний (Саша Будаев. Без названия)? 

Саша Будаев. Без названия. Фото Виктор Никишов

Международный коллектив Seiche. “Seiche”. Фото Виктор Никишов

Сегодня трудно вообразить себе проект об альтернативном мироустройстве, где не были бы затронуты сверхактуальные темы экологии и постпандемийных тенденций. На выставке есть пара работ, в которых художники ненавязчиво рефлексируют над повседневным опытом (Хун Нин, Чжао Сяофэн. «Новый мир: вариации на тему домашнего отдыха»; Чэн Яньнан. «Текучий камень»). Экологическая повестка представлена, что называется, открытым текстом: перед зрителем оживают образы пагубного человеческого влияния на окружающую среду (Китакима. «Венера и Купидон»; Соня Эндрюс. “Emergence”; Варвара Гранкова. «Ландшафт»), некоторые из них облечены в удачную метафору (AXIMM, «Путь заблудившихся Хомо»). 

Чэн Яньнан. «Текучий камень». Фото Виктор Никишов

Варвара Гранкова. «Ландшафт». Фото Виктор Никишов

AXIMM. «Путь заблудившихся Хомо». Фото Виктор Никишов

Но главной метафорой, художественным воплощением темы выставки видится работа Александра Соколова «Блуждающие боги». В инсталляции, представленной в качестве карты мира, боги совершают «переход» из родного пантеона в новые местности и культуры, попутно проходя личностную трансформацию. Не исключено, что узнав себя в образе обитателей Олимпа и проанализировав собственный жизненный опыт, мы сможем переосмыслить пути глобализации, дать миру шанс на другое звучание. 

Александр Соколов. «Блуждающие боги». Фото Виктор Никишов

Учитывая студенческую природу проекта, «Альтерглобализм» впечатляет масштабом — как экспозиции, так и кураторской мысли. В рамках выставки был достигнут баланс художественно-кураторских отношений: участники действуют словно сами по себе, не подстраиваясь друг под друга, — при этом у зрителя создаётся ощущение конгруэнтности высказываний и приятной открытости финала. Рассказать о мире по-новому — вот задача, которая будет занимать умы теоретиков и деятелей искусства в ближайшие несколько лет. Вероятно, скоро мы вновь услышим от создателей «Альтерглобализма» — студенты направления «Прагматика и менеджмент культуры» стремятся поддерживать выставочную активность ежегодно, перенося смыслы из проекта в проект, усложняя и развивая концепцию. Продолжение, определенно, следует. 

Кураторская экскурсия по выставке в день открытия. Предоставлено кураторской командой проекта «Альтерглобализм»

Проект «Альтерглобализм» подготовлен группой студентов выпускных курсов образовательной программы «Прагматика и менеджмент культуры» философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Кураторская команда: Мария Андреева, Наталия Антропова, Родригес Аревало, Полина Каткова, Наталья Петрова, Анастасия Соловьева, Эльвира Такташева, Мария Фарел, Анастасия Черномырдина, Лия Чжао. Руководитель проекта: Александр Бурганов.

Полный список участников: Вероника Альфаро, Михаил Анисимов, Марсела Арайя, Федор Архипов, AXIMM, Иван Балашов, Давиде Босси, Саша Будаев, Стефани Уильямс, Янита Войт, Диана Галимзянова, Варвара Гранкова, Алена Григораш, Юлия Громова, Алексей Дьяков, Мария Ефимова, Андрей Жилейкин, Хавьер Кальво, Ольга Каретникова, Китакима, Томас Клавихо, Галина Колбасова, Лали Константайн, Василиса Лебедева, Юрий Мелексетян, Эден Миценмахер, Виктор Никишов, Хун Нин, Андрей Новиков, Кристина Пашкова, Бэла Погосян, Денис Прасолов, Мария Рубан, Хулиан Самора, Лев Семёнов, Катя Сиверс, Мария Сивкова, Александр Соколов, Чжао Сяофэн, Айша Тайсумова, Ольга Туманова, Мария Фарел, Антонина Фатхуллина, Елизавета Фролова, Светлана Чепрова, Андрей Шкарин, Соня Эндрюс, Алексей Юдаев-Виннс, Андрей Юрьев, Чэн Яньнан.

Выставка «Альтерглобализм» продлится до 8 августа в галерее «Беляево» объединения «Выставочные залы Москвы» по адресу: ул. Профсоюзная, 100. Подробней на сайте галереи.

На обложке: инсталляция Марии Сивковой «Русское поле» 

На обложке: инсталляция Марии Сивковой «Русское поле»