Одно внутри другого

16.12.2015 - 13.03.2016 | ММОМА (Петровка, 25)

Московский музей современного искусства представляет выставку «Одно внутри другого. Искусство новых и старых медиа в эпоху высокоскоростного интернета». Залы третьего этажа здания MMOMA на Петровке вместят восемь художественных проектов, исполненных в 2012-2015-х гг. при помощи различных материалов и технологий: от живописи до электронных средств коммуникации. В рамках долгосрочной стратегии пополнения фондов эти отобранные, а также созданные специально для выставки, произведения будут рекомендованы к приобретению в коллекцию ММОМА.

Авторы работ — Мария Агуреева, Кирилл Гаршин, Евгений Гранильщиков, Евгения Мачнева, Дмитрий Морозов (::vtol::), Дмитрий Окружнов и Мария Шарова, Ростан Тавасиев, Ян Тамкович — принадлежат к молодому поколению в современном российском искусстве. При этом, родившиеся еще в СССР, все они помнят мир без сотовых телефонов, «Википедии» и социальных сетей. В середине 2000-х они стали свидетелями повсеместного распространения цифровых технологий, и прежде всего, широкополосного интернета — главного гибридного средства коммуникации нынешней эпохи, которое заметно изменило привычные формы поведения и общения, отношение к знанию и вниманию, восприятие пространства и времени.

Возможно, именно этот уникальный поколенческий опыт во многом определил интерес героев выставки к генеалогии, смешению и взаимопроникновению различных медиумов, по-особому окрасив их авторскую поэтику. Подобное «рекурсивное» отношение к материалам и технологиям, чем бы они ни казалась нам — средствами расширения человеческих возможностей или вехами на пути к забвению естественных навыков и умений, отданных Машине, — заставляет вспомнить знаменитую фразу канадского философа Маршалла Маклюэна (1911-1980) о том, что «содержанием любого медиума всегда является другой медиум». Этот афоризм и послужил точкой отсчета для выставки в MMOMA.

Все представленные на выставке проекты по-своему демонстрируют вложенность визуальных технологий, когда один носитель просматривается в другом, «старый» в «новом» и наоборот, словно бесконечные отражения в расположенных напротив зеркалах. Семейные фотографии или позаимствованные из интернета цифровые снимки воспроизводятся на картинах; художественные объекты заводят аккаунты и общаются в Фейсбуке; детали промышленных механизмов становятся «узорами» на сотканных вручную шпалерах; внутри видео, снятого на мобильный телефон, мелькают интерфейсы различных электронных устройств; проект одного художника выступает материалом для инсталляции другого; древняя сакральная скульптура угадывается в техницистском обличье робота, а живая плоть — в отшлифованном разноцветном пластике.

В экспозиционных залах каждый из восьми художественных проектов предстанет не сам по себе, но в окружении авторской «лаборатории» — различных документальных материалов и артефактов, которые проливают свет на процесс создания произведения, его выставочную историю или, напротив, посвящены его последующему осмыслению самим художником. Существенно, что большинство лабораторных экспонатов будет показано впервые. Они позволят зрителям погрузиться в ментальное творческое пространство героев выставки, предоставляя ключ к их замыслу, и заострят внимание на феномене интермедиальности — миграции идей и образов, человеческих тревог и мечтаний, из одного материального носителя в другой.

Проект «Одно внутри другого» в некотором смысле продолжит дискуссию, заданную выставкой «200 ударов в минуту», которая будет посвящена роли печатной машинки в российской культуре минувшего столетия и откроется одновременно на втором этаже здания музея на Петровке. Переводя разговор в плоскость художественно-теоретических размышлений о технологии в искусстве, экспозиция на третьем этаже перенесет зрителя в современный контекст господства цифровых медиа.

Даты: 16.12.2015 - 13.03.2016

Адрес: ММОМА (Петровка, 25)