Ольга Николаева: "Библиотека как место проведения таких фестивалей выглядит существенно выигрышнее других площадок"

Над интервю работала Мария Машкевич

Фото редоставлены организаторам "Фестиваля городского искусства 3.0"

До 17 февраля в санкт-петербургской Открытой гостиной Центральной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова проходит «Фестиваль городского искусства 3.0». Горожане и гости культурной столицы смогут погрузиться в атмосферу современного городского искусства, послушать лекции, побывать на мастер-классах и увидеть центральную выставку фестиваля. В рамках проекта запланированы выступления нескольких знаменитых городских художников, арт-команд и искусствоведов. Организаторы уверяют, что фестиваль нужен городу, он организован по запросу жителей Петербурга, которые заинтересованы в оживлении облика своего любимого северного города. Куратор пространства Открытая гостиная Ольга Николаева и рассказала нам о том, почему важно проводить подобные фестивали на государственных городских площадках. 

Мария Машкевич: На ваш взгляд, подобные фестивали - это больше «тусовка для своих» или они действительно создают новый общественный диалог между уличным художником и зрителем?

Ольга Николаева: Библиотека как место проведения таких фестивалей выглядит существенно выигрышнее других площадок. Это открытое общественное пространство, которое может бесплатно посетить любой человек, кроме того, она очищена от некой субкультурности, присущей специализированным музеям, клубам. Сюда может прийти и подросток, который увлекается уличным искусством, и человек старшего поколения, который ничего в нем не понимает, но видя нечто, не всегда для него привлекательное как горожанин хочет разобраться в происходящем. За несколько лет мы нередко наблюдали диалоги примерно такого рода: «Я столько лет ходил здесь за хлебом, была нормальная стена, и вдруг в какое-то утро иду и вижу это». И тут же может подключиться другой человек, тоже не имеющий отношения к уличному искусству, но менее консервативный и сказать что-то о самовыражении, о переменах. Так что, если говорить о фестивале городского искусства в библиотеке – он для диалога - разных поколений, художников и зрителей, для диалога горожан.  И это очень здорово, потому что город, то, что мы видим каждый день, касается каждого.

М.М.: Понятие "городское искусство" достаточно размыто. В чём разница городского искусства, уличного искусства и стрит-арта? Как обычному зрителю во всём этом ориентироваться? 

О.Н.: Когда мы искали название для фестиваля, мы имели в виду понятие искусства в широком смысле – всё, что сделано руками человека, всё, отличное от природы. То есть Фестиваль городского искусства о том, что появляется в городе по инициативе горожан, преимущественно в сфере искусства. В основном, так уж повелось, у нас участвуют уличные художники, но в этом году у нас будет и рассказ о велосипедном движении, раньше мы говорили об инициативах в озеленении и феномене ЖКХ-арта. Мне бы не хотелось высказываться о терминологии, так как в организации фестиваля мы видим несколько другую задачу - дать возможность высказаться носителям разных мнений, «встретить» их на одной площадке и показать те художественные инициативы, которые иногда остаются непонятыми или отвергаются, или, наоборот, с радостью принимаются, но точно никого не оставляют равнодушным. Право экспертизы же принадлежит другим, специализированным институциям. Например, Музею уличного искусства, Институту развития стрит-арта, с которыми мы тоже сотрудничаем.

М.М.: Нужен ли музей городскому искусству? Не лучше бы ему остаться там, где оно и родилось - на улице?

О.Н.: Конечно, нужен, потому что искусство на улицах недолговечно, а среди уличных художников есть признанные мастера, чьи работы много могут рассказать о нашем веке потомкам. Многие исследователи уличного искусства сходятся во мнении, что стены – это всего лишь материал, как холст или бумага, а законы, по которым оно живет и развивается примерно такие же. Такой музей в Петербурге есть, это Музей стрит-арта, и, на мой взгляд, он прекрасно справляется со своей задачей. Жаль только, что находится так далеко.

М.М.: Как уличные художники относятся к общественному признанию и музейному зрителю? Не противоречит ли это их андеграундному началу?

О.Н.: Сейчас художники уже не скрывают свои лица, а наоборот действуют по тем же законам, что и любые публичные люди, желающие состояться в общественной среде – выкладывают работы в социальные сети, читают лекции и проводят мастер-классы, участвуют в съемках фильмов, многие стремятся монетизировать свои навыки и зарабатывать искусством. Конечно, здесь все индивидуально и каждый решает для себя сам.

М.М.: Городское искусство сегодня - это всё ещё «протест» или уже один из видов прогрессивных городских достопримечательностей?

О.Н.: В этом есть всё: и протест, и самовыражение, и желание украсить свой город, как у любого художника.