«Опыты человеческой изоляции» в Саратове: как это было?

Октябрь в Саратове выдался насыщенным современным искусством. В городе прошла VII Международная научно-практическая конференция «Искусство и Власть», и вместе с ней состоялось открытие выставки «Опыты человеческой изоляции» в рамках проекта V Открытого фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». 

Текст: Марина Шилан

Афиша выставки

На выставке представили работы выпускников Школы современного искусства «Свободные мастерские» ММОМА – это проекты, созданные с 2014 по 2021 годы, а также работы, реализованные художниками специально для «Опытов человеческой изоляции».  Кураторы – Анастасия Казакова и Елена Шевелева – предложили порефлексировать на тему отделения человека от общества и подумать об изоляции шире. Участники проекта делают своеобразный срез текущего положения дел – проблем, ограничений, общения в социуме и, конечно, влияния пандемии. Среди участников выставки Евгений Аверин, Иван АСТРО, Соня Ванеян, Эдуард Крылов, Полина Синяткина, Оксана Юшко и другие художники.

«Две тысячи двадцатый год обрел статус границы двух эпох. Время, в которое мы живем сейчас – обозначается как «постковидное». Оно характеризуется отсутствием прежней мобильности, введением ограничений на многие виды деятельности, которые ранее нам казались само-собой разумеющимися, масочным режимом и многим другим. Слово «изоляция» приобрело дополнительный контекст уединения дома с семьей или в одиночестве по просьбе медицинских организаций. Но в проекте «Опыты человеческой изоляции» этот термин рассматривается в его историческом значении. Мы оглядываемся назад и вспоминаем причины, по которым какие-либо социальные группы или индивиды были принудительно и добровольно отчуждаемы.  В социологии есть немало теорий, посвящённых процессу формирования изолированных групп. Конечно, на выставке мы не рассматриваем их все, а останавливаемся лишь на тех моментах, которые видятся участникам проекта наиболее близкими», – рассказывают Анастасия Казакова и Елена Шевелева.

Фото: А. Орлов

Многих посетителей привлекла работа Полины Синяткиной «DUO» (проект Hospitality) – капельница с красной жидкостью, стоящая на ковре советской эпохи. Ковер здесь не просто декоративный элемент, а попытка художницы одомашнить образ больницы. Арт-объект представляет собой размышление о длительном больничном опыте в России. Hospitality продолжает тему другого проекта Home sweet hospital, где художница сравнивает больницу с домом: палата превращается в спальню, а процедурный кабинет – в кухню. 

Фото: А. Орлов, А. Казакова

«В Hospitality главным объектом моего внимания становится медицинское оборудование. В этой новой параллельной вселенной предметы медицинского мира в встречаются с миром домашним. Здесь капельница может стать вешалкой, кварцевая лампа – торшером, а штатив для пробирок может превратиться в подставку для цветов. Это проект об умении людей жить здесь и сейчас. Находясь долгое время в больнице, так или иначе всё хочется одомашнить. Людям важно иметь ощущение дома, где бы они ни находились», – рассказывает Полина Синяткина.

Работы Эдуарда Крылова оказались «разбросаны» по всему выставочному пространству Дома работников искусств. Его концепция «Комната в художественном общежитии» состоит из фото-работ и инсталляций и посвящена событиям, происходящим в одной квартире. 

«В этой квартире функциональная принадлежность и эстетическая аура объектов были деконструированы и разложены на части. Потом части собрались заново, исходя из своего внутреннего самоощущения. Так, объектам удалось достичь гармонии с собой и миром. Проблема же вскрывается при обнаружении этого персонального порядка сторонними наблюдателями. Они, имея уже свой устоявшийся взгляд на функцию и эстетику этих вещей, осуждают и стигматизируют отличное от мифического «правильного» и «традиционного». И в конечном итоге стремятся исправить новое или выдавить его», – объяснил Эдуард Крылов.

Фото: А. Орлов, Э. Крылов

Проект «В Поисках Островов» Оксаны Юшко построен на основе социологического исследования о дезурбанизации и внутренней миграции в современной истории России, а также визуального путешествия по берегам реки Волги. Река символизирует путь, процесс изменения и переосмысления. По мнению художницы, жизнь людей напоминает реку – она также подвержена воздействиям, влияющим друг на друга в попытке найти гармонию. 

«Мир не антропоцентричен, но человек настойчиво пытается занять в нем свое место и везде оставить свой след. Проект рассказывает как о локальных, так и глобальных изменениях и тенденциях, об исторических традициях, о том, как выбор влияет на жизнь людей, об экологии и переосмыслении концепта природы», – рассказывает Оксана Юшко.

Фото: Э. Крылов

Выбор места проведения выставки «Опыты человеческой изоляции» также интересен – Саратовский Областной дом работников. В этом пространстве горожане проводят досуг: посещают творческие кружки, библиотеку, занимаются искусством и танцами. Работы художников разместили сразу в нескольких местах: часть в большом колонном зале особняка XIX, а остальные кураторы умело интегрировали в пространство лестницы.

«Лестница СОДРИ — особое место. Между собой мы называли ее «саратовский Гуггенхайм» из-за схожего с нью-йоркским музеем количества лестничных пролетов. Про лестницу мало кто знает, а она очень атмосферная. В этом месте нам удалось показать site specific проекты, например, серию «В поисках островов» Оксаны Юшко. Эдуард Крылов также создал инсталляцию исходя из пространства лестницы», – поделилась куратор выставки Анастасия Казакова.

Фото: А. Орлов

Помимо такой интеграции искусства в пространство особенностью выставки стала взаимосвязь с V Открытым фестивалем кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Он проводится в параллели с еще одним значимым для города событием – конференции «Искусство и Власть» на базе Поволжского отделения РАХ и Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева. Поэтому выставку ММОМА дополнили ещё четыре видео-работы авторов из Турции, Германии, Индии и России. Они были отобраны из конкурсной программы фестиваля в номинации «Изоляция».

Фото: А. Орлов

Продолжение выставки появилось на улицах Саратова благодаря креативным объявлениям, созданным Соней Ванеян. Девушка готова принять в дар Серотонин и оценить стоимость конфет «Ромашка».

Фото: В. Купина

Выставка открыта до 3 ноября в залах СОДРИ (Соборная, 18)

Будем ждать показа проекта в 2022 году в Москве! 

«Опыты человеческой изоляции» в Саратове: как это было?