Осквернение любовью. 18+

В галерее "Броня" до 27 июля идет выставка Марии Шимчук "Эротический вандализм". Как поясняет сама Мария в своем диалоге с Павлом Пепперштейном:"Этот проект напрямую сопряжен с событиями, которые происходили в Крыму этой зимой. В уникальных условиях полного оцепенения и истуканизации, полуостров превратился в территорию безграничной свободы, где правит хтоническая ночь."

Узкий коридор ведет резко вниз в два небольших выставочных помещения, погруженные в полумрак.  В подземелье по-крымски жарко и влажно, по стенам развешаны большие бросающие инфра-красный свет на все пространство фотографии, на которых художница, в чем мать родила, застыла в эротических сплетениях с пафосными крымскими памятниками. Во второй комнате – в кроваво-красной воде бассейна совершается перформанс художницы. Красная намекающая на кровь жидкость, эротические видео, транслируемые по стенам помещения, фаллический бюст вождя посреди кровавого бассейна, влажность и тепло пространства создают трансовое ощущение другого мира. Быстро появляется ассоциация -  мы находимся внутри женского лона.

Из рассказа художницы: «В мире, где все используют любовь и секс, чтобы на самом деле говорить о политике, я использовала политические символы, чтобы говорить только о любви. Мой проект является воплощением древнего языческого ритуала - праздника плодородия. Вступая в связь с памятниками, люди таким образом надеялись пробудить плодородие природы. Когда Крым остался без света, я интуитивно повторила ту же древнюю логику. Я не боролась, а просто пыталась исправить ситуацию, в конечном счете моя акция несла позитивный, а не критический смысл».

Проект Шимчук – сайт- и тайм-специфичен и обусловлен разворачивающейся вокруг историей. Благодаря крымскому блэк-ауту ослабли социальные контролирующие ограничения и открылись на мгновение новые пространства для художественного освоения, на что чутко и быстро отреагировала художница. Используя древний символический формат ритуала, Маша проявляет в своих работах то архаическое, что постоянно непроявлено существует вокруг нас и все явнее обретает новую силу в современном мире.

Проект телесен и обращает внимание зрителя к телу. Как лишены любящих прикосновений памятники, так лишены их, депривированы в тактильной потребности тела современных людей. В этом ракурсе проект Марии целителен и направлен на восстановление утраченной телесной чувствительности и свободы.  Художница отказывается воспринимать камень мертвым, расширяя пространство для либидо – жизненной силы.   

Идея восприятия неживого пространства города в качестве объекта для отношений, для личной, телесной связи, имеет свою традицию в российском современном искусстве. В настоящее время в ММСИ проходит выставка-ретроспектива санкт-петербургской художественной группы «Товарищество Новые тупые», в частности, с работой «Внутренний эротзим» (2000 г.), в которой художники «исследовали скрытую эротику города, осязали ее телом и вступали в соитие с малыми формами архитектурного и предметного ландшафта». Работы Шимчук вторят этой теме «скрытых форм контакта, в которые [художник]вступает наедине с природой, естественной или искусственной». Таким образом, художники расширяют возможности действия и контакта с миром за пределы санкционированных социумом форм.

Приходит на память и другая акция, хоть и в другом контексте, перформанс А. Осмоловского 1993 г. с «участием» памятника Маяковскому.

Противопоставление и одновременное соединение живого и мертвого, современного и архаичного, человеческого и героического, отвергаемого и повседневно-привычного, в конечном итоге – принятие и исцеление – можно увидеть и воспринять на выставке художницы.  

14 июля состоится финисаж выставки. Инфрасвет, фото, видео, кровавый бассейн, концерт, обещают интересное. Материнское подземелье ждет вас.

Текст и фото: Анна Бутенко