От медитации до шутовства

В музее актуального искусства ART4.RU сейчас проходят четыре выставки, на которых представлены редкие работы Дмитрия Краснопевцева, Константина Звездочетова, Александра Нея и Игоря Шелковского. Увидеть и купить произведения художников можно будет до 25 мая. 

В основном выставочном зале расположена выставка Дмитрия Краснопевцева. Куратор специально развешивает работы в хронологическом порядке. По периметру всего зала над картинами протянута стрелка, на которую «нанизаны» ключевые даты и факты биографии художника. Это выглядит довольно стильно, однако, не совсем понятно зачем это, поскольку Игорь Маркин, основатель музея, не скрывает, что теперь его цель – продажа искусства, а не образовательная функция. Искусство Краснопевцева хочется назвать медитативным, поскольку его работы однотонны, а линии в них плавны. Когда я думаю о медитативном искусстве, в первую очередь вспоминаются «бархатные» произведения Аниша Капура, в которых хочется утонуть. А вот произведения Краснопевцева смотрятся совершенно плоскими. В его живописи встречаются символы голландского натюрморта XVII века, такие как морская раковина или кувшин, но выглядит это странно при минималистической форме исполнения и отсутствии жизнеподобия, свойственного голландцам. 

Скульптор Игорь Шелковский, в первую очередь известный как издатель журнала «А-Я», представлен всего девятью работами, выполненными в период с 1986 по 2003 год. Шелковский работал в советское время реставратором фресок и икон в Великом Новгороде и Московском Кремле. Вероятно, тогда в нем сформировалось стремление к объемности работ, вылившееся в обращение к скульптуре и некоторой «выпуклости» даже станковых работ. Например, «Голубая композиция» - скульптура, меняющая свои контуры в зависимости от ракурса. Автору важна идеальная геометрическая форма, а его произведения являют собой симбиоз конструктивизма с минимализмом. 

Особого внимания заслуживает выставка терракотовых скульптур и абстрактных рисунков Александра Нея, который уже много лет живет в США, где его уже давно считают своим. Автор долгое время изучал культуры древних цивилизаций, поэтому орнаментальная эстетика его работ абсолютно оправдана. Скульптуры Нея довольны похожи между собой простыми мягкими формами, текстурой и гаммой цветов, но каждая работа имеет свой неповторимый образ, излучающий собственную энергию.

Четвертой выставкой стала коллекция работ Константина Звездочётова – хулигана российской арт-сцены еще с конца 70х годов. Произведения Звездочётова, лишенные строгой детализированной живописи, наполнены юмором и иронией к своей стране и ее обитателям. Стены музея выкрашены сочной желтой краской, что только подчеркивает яркость цветов на картинах художника и их непосредственность. На выставке представлены как большие полотна автора двухтысячных годов, так и совсем маленькие рисунки 1995 года. Творчество Звездочетова мне не очень близко, однако, надо заметить, что эта веселая живопись очень выделяется на фоне лаконичных и минималистичных работ, экспонируемых в остальных залах музея. Невозможно пройти мимо серий картин про Виолу - «Виола на столе», «Виола и моралисты», «Виола на балу». Тут мне почему-то вспоминаются юмористические рисунки Херлуфа Бидструпа. 

На вернисаже в музее ART4.RU было ужасно душно, что оказывало значительное влияние на восприятие искусства. Обилие интересных работ, однако, должно порадовать коллекционеров. Цены на работы автора «метафизического» натюрморта Дмитрия Краснопевцева варьируются от 6000 до 75000 евро. Скульптуру Игоря Шелковского можно приобрести за 4000-70000 евро. Работы Александра Нея предложены в диапазоне от 1600 до 175000 евро, а получить в свою коллекцию произведение одного из основателей арт-группы «Мухоморы» Константина Звездочетова можно от 800 до 240000 евро. Выставку однозначно стоит посетить, даже если Вы не коллекционер и не собираетесь ничего покупать, чтобы насладиться хорошим искусством в камерном пространстве музея.

 

текст и фото: Александра Рязанова