Отца, Сына и Питера Соула

В Gary Tatintsian Gallery до 31-го июля открыта выставка Питера Соула. 

Питера Соула называют отцом-основателем поп-арта, однако, в отличие от того же Уорхола или Лихтенштейна с их женскими портретами, супами, микки-маусами и всякой остальной массовой культурой, его имя совсем не на слуху, и это очень печально. 

Основатель уникального стиля «Bad Painting» - живописи, характерными чертами которой являются яркая палитра красок и деформация образов, пишет огромные холсты акрилом с гиперболированными персонажами, скрученными в сюрреалистическом безумном танце. Он всегда работал, да и продолжает работать самостоятельно: никаких помощников принципиально.  С Фабрикой Энди в его творческом процессе нет ничего общего, он, как рассказывает Виктория Душкина - куратор проекта, выполняет максимум пять работ в год и не подпускает к ним никого. Однажды у него был помощник (рассказывает художник), но он слишком много болтал, поэтому от него пришлось избавиться.

В молодости он сидел в своем крошечном американском городке, писал незамысловатые пейзажи, о судьбе которых сейчас ничего не известно, и понятия не имел, что творится на мировой арт-сцене. А творилось там, как мы понимаем, грандиозное, яркое, огромное, а, главное, зрелищное искусство. Как-то совершенно внезапно он понял, что нужно стать спонтанным. Так и родился нынешний Питер Соул из пепла живописи. 

В 1950-х в его экспрессионистских картинах появляются Супермены, Данальды Даки, в 1960-х он анализирует в уже сложившейся манере войну во Вьетнаме, а в 70-х создает собственные вариации «Ночного дозора» Рембрандта.  

По словам организаторов, у них не было цели сделать ретроспективу, во-первых, потому что в распоряжении есть галерея, а не музей, во-вторых, потому что все еще есть надежда на то, что за нее возьмется МОМА, в чьей коллекции его работы хранятся уже давно. Правда МОМА кажется слишком нежной и толерантной для Соуловских откровений. 

Искусство по своей сути не обязано быть эстетически красивым, оно может быть и уродливым, провокационным, даже отвратительным, но оно должно приглашать к диалогу, оно должно провоцировать на эмоции. Поэтому Соул выбирает ровные пластические поверхности и режет их острием шпаги, будто профессиональный фехтовальщик, поражающий своего противника. 

Важность работы заключается в том, чтобы сделать ее свежей и как можно более оригинальной, несущей идею и свою психологию. Я стараюсь сделать ее достойной внимания зрителя – превратить ее в сенсацию. Правда или ложь – не имеет значения. Главное, чтобы она вызывала беспокойство или смех – я люблю любые эмоции. Питер Соул 

И вот перед зрителем в кристально чистом пространстве удивительно архитектурно точно спроектированной галереи, заполненной солнечным светом, входящим через огромные окна, отражающемся на высоких белых стенах (некоторые из которых даже оставлены пустыми, без работ, что не часто могут себе позволить другие камерные галереи и даже ведущие музеи) возникают кислотных цветов йогуртообразные существа, в которых читаются узнаваемые лица и сюжеты. Конфети на знаменитых американских капкейках ядрено розовых и синих цветов вспоминаются при столкновениями с полотнами Соула. 

Тут можно увидеть яркий сексуальный акт между шоколадным тортом и молочным чизкейком, оба пирожных наделены первичными половыми признаками, то ли чтобы сделать акцент на тандеме грехов: чревоугодия и похоти, то ли для обозначения расовых конфликтов на территории США.  

Работа «Плохой ресторан» 2008 года скрывает за бесконечным количеством спагетти, хлеба и оливок автопортрет художника, позеленевшего, посиневшего и вообще лишившегося глаз внутри глазниц. Будем надеяться, что это было написано не после отравления в ресторане. 

На другом холсте Сталин и Мао отрывают многоголовому существу фашистские головы. 

А «Wall Street Suicide», где изображен оканчивающий свою жизнь самоубийством мужчина, отсылает к краху Уолл-стрит в октябре 1929 года, к моменту начала Великой депрессии. Тут и падение Константинополя (захват столицы Византийской империи турками-османами в 1453 году). Важнейшие события истории перекликаются с изображением человеческих пороков, все это у Соула обволакивается в изображения еды (возможно «Хлеба и зрелищ»?), в галлюциногенные умножения частей тела, в кислотные поп-артистские цвета, и в сюрреалистические танцы. 

И если биографические статьи о художнике называют его отцом поп-арта, то он нарочно изображает трехголового змея-горыныча Уорхола с пятью женскими грудями (вероятно мать) и называет полотно «Рождение поп-арта». 

P.S.  На выставке мне очень захотелось включить песню «Чайник вина» АукцЫона и тихонько подвывать «Не пойду ли я собирать коноплю, ведь любимой уж нет-у со мноооой…». Творчество нашей музыкальной группы удивительно соответствует духу Соула. Нужно ему отправить послушать. 

 

Текст: Арина Романцевич

Фото предоставлено галереей