Павел Антонов: "Мы с тобой одной крови"

Все мы живем в городах и странах, с которыми мы связаны не только территорией, но еще и культурным кодом, который каждый впитывает с младенчества - мама поет нам песенки, рассказывает сказки. Позже мы впитываем этот культурный код через общение со свертниками. Мы этого не чувствуем, для нас это естественно, но для приезжих этот код является загадкой. 

Павел Антонов приехал в Нью-Йорк в 1998 году. В США он живет уже почти 20 лет, однако для него эта страна до сих пор осталась загадкой. Несмотря на то, что за эти годы он там нашел себе множество друзей, поработал в большом количестве мест,  он так и не понял, кто такой "истинный американец". Сейчас он с женой отправляется в путешествие через всю Америку, чтобы ответить для себя на эти вопросы. 

Павел Антонов (1962), театральный и fashion фотограф, живет и работает в Нью-Йорке.

Павел работал с такими театральными режиссерами, как Анатолий Васильев, Ежи Гротовского, Ингмар Бергман, его часто зовут фотографировать премьеры в Метрополитен-опера, Линкольн-центр, St. Ann's Warehouse и многие театры Нью-Йорка. С 2001 часто сотрудничает с авангардным режиссером Робертом Уилсоном. Один из их совместных проектов "Тема как звезда" представляет собой портретную серию знаменитостей Брэд Питт, Шон Пенн, принцесса Монако Каролина, Вайнона Райдер и др.

Работы Антонова выставлялись в Нью-Йорке, Москве, Цюрихе, находятся в музеях ММАМ, Музей театра им. Бахрушина, Музей истории Москвы.

 

Работы публиковались в Vanity Fair, Das Magazine, Das Teatre, Facts, ELLE, OM, Harpers Bazaar,  Marie Claire, Vogue, Playboy, Toronto Star, Business week, Foto&Video, etc. 

Мария Назарова: Расскажите, пожалуйста, про свой проект-путешествие? Как у вас появилась идея?

Павел Антонов: Мы с Ксю [жена Павла Антонова Ксения] решили пересечь Америку из Нью-Йорка в Сан-Франциско на своих двоих - Ксю на велосипеде, я на роликах. В это время мы будем делать фотопроект о «настоящей» Америке – это старая мечта.

Я прилетел в Нью-Йорк в 1998 с полтинником в кармане, в зимнем, стоящим колом пальто и шапке-ушанке. А в порту увидел людей в шортах, шлепанцах и сарафанчиках.

После унизительного дефолта и двух месяцев лютого мороза мне показалось, что я в рай прилетел. 

Полтинник ушел на желтое такси. В машине я достал сигарету и с удивлением услышал, что за это 200 долларов штраф. Я стаскивал с себя теплую одежду, как «принцесса паутину». Так я себе все и представлял, только салюта не было. 

В Нью-Йорке я был раньше проездом, и город меня не впечатлил. В нем все абсолютно другое - от улыбок незнакомцев до архитектуры, еды, воды, травы. Это не Азия и не Европа. Мне очень захотелось почувствовать этот город, поэтому я прочитал любимое заклинание из «Маугли»: «Мы с тобой одной крови – ты и я».

Разрешения на работу у меня не было, но должен был поступить хороший гонорар из Цюриха, где работал до этого. Транспортные проблемы легко решали ролики, так что все было небезнадежно. Кстати, к роликам я за это время привык как к домашним тапочками – я много снимал, быстро перемещался.

Через некоторое время нужно было уезжать, а страну я так и не понял. Да что страну, даже Нью-Йорк для меня остался загадкой. Наверное, в этот момент появилась идея пересечь Америку на роликах и поснимать реальных людей. 

Позже, когда я уже работал в штате Conde Nast Media, идея напоминала о себе. Дважды я был физически и морально готов отправиться в путь, но внешние обстоятельства не позволяли. Теперь мы решили действовать по-другому – выехать и подготовиться уже в процессе. 

М.Н.: Как долго вы готовились к поездке? Можно ли считать подготовку частью вашего проекта?

П.А.: Психологически мы настраивались месяцев шесть, обговаривая идеи, а физически мы даже близко не в той форме, в какой хотелось бы. Но, пообщавшись с теми, кто уже проходил этот маршрут, мы выяснили, что подготовиться абсолютно невозможно. Я вспомнил историю своего школьного друга, который всю жизнь мечтал проехаться по Германии, но только хорошо подготовившись. И вот, все его друзья давно съездили по несколько раз, а он все еще собирается. Я очень не хочу, чтобы такое же произошло и с нами, поэтому в какой-то момент определили дату и начали собирать деньги.

Cпектакль "Old Woman" Роберта Уилсона. Фото: Павел Антонов

М.Н.: Собираетесь ли вы документировать путешествие? Если да, то как? Я знаю что вы фотограф, поэтому ответ напрашивается сам собой, однако, возможно, вы собираетесь снимать видео или вести какие-нибудь записки? 

П.А.: Я всегда любил снимать людей с интересными историями жизни. Один из моих любимых проектов - портреты художников, который я начал снимать еще в Москве. 

Когда я решил остаться в Америке, многие советовали мне снимать и продавать голых девчонок. Это, конечно, очень красиво и интересно, но я выбрал другую тему - портреты художников. Мне очень было интересно изучать их логику существования через фотографию. Поэтому я снимал их с любопытством исследователя в течение нескольких лет. Эрнст Неизвестный, Комар и Меламид, Михаил Шемякин, Юз Алешковский, Михаил Барышников, Саша Захаров, Юрий Горбачев… Я снял серию портретов, где главным было не кто снят, а как снято, ведь обычно портреты похожи  на репродукции с паспорта, или могилки. Эта съемка открыла мне абсолютно новые горизонты, познакомила с экстраординарными людьми и их историями, заинтересовала Роберта Уилсона и Донну Каран (оба показали эти работы на своих площадках). Сейчас у меня в коллекции около пятисот портретов современных художников из разных стран и направлений в искусстве.

Теперь же я хочу сделать некую “антологию” современных людей Америки. Это удивительно, что в стране road trips так много людей никогда не выезжают за переделы своего штата.

Само путешествие - это дело десятое. Мы не ставим никаких рекордов. Цель - увидеть страну, гражданином которой я стал месяц назад. Более того, я люблю смотреть на этот мир через объектив. Например, если в театре все видят два часа только общий план, я могу через длиннофокусную линзу увеличить любой фрагмент и увидеть его как в кино – крупным планом лицо героини, ее дрожащие руки… Хочу сказать, что восприятие жизни через объектив сильно отличается. 

Кроме портретов для фотокниги, мы будем снимать коротенькие истории на видео, планируем вести youtube канал Tumbleweed, делать шорт и лонг-риды для social media. Также я хочу провести несколько мастер-классов по фотографии онлайн. Еще у Ксении свой проект: она очень любит Хоппера и хочет снять его Америку. 

Вообще технически нас трое: я, моя жена Ксения и наш продюсер – Aнна Ив, которая помогает нам с организацией. Анна любит и знает современное искусство и фотографию, имеет международный опыт работы. Сейчас она получает американский диплом по специальности арт-менеджмент и работает над несколькими проектами одновременно.

В. Комар и А. Меламид. Фото: Павел Антонов

М.Н.: Вы едете с женой. Какие у нее ожидания? Возможно она делилась с вами какиминибудь ощущениями?

П.А.: Мне очень повезло, что Ксю захотела со мной поехать. Поездка не легкая, и многие, услышав о нашей идее, крутят пальцем у виска. Но дорогу осилит идущий.

Мы не делаем ничего экстраординарного на грани физических возможностей - просто пытаемся медленно прожить это путешествие, фиксируя и перерабатывая наш личный опыт.

Ксю пока не представляет, чего ей ожидать. «One day at the time», –  как здесь говорят.

М.Н.: Какова финальная цель этого проекта? 

П.А.: Художественное осмысление “моей” реальности, мне кажется.

По результатам мы планируем сделать книгу и мультимедийную выставку. Это будет не просто развешивание по стенкам фотографий, а полное преобразование художественного пространства. Очень хочется, чтобы на пятый день работы экспозиции людей было больше, чем на открытии. И я думаю, что знаю, как это сделать. 

М.Н.: Есть ли у вас любимые художники? Какие? 

П.А.: Есть, конечно.  Анатолий Васильев, Дмитрий Хворостовский, братья Os Gemeos, Саша Петлюра, Андрей Бартенев, Модильяни, Михаил Молочников, Слава Полунин, Christopher Knowles, Дубосаркий и Виноградов, Елена Визерская очень нравится из Киева, Кирилл Серебренников, Frank Zappa очень, Billy Cobham, Аида Гарифуллина - много кто нравится.

Главным художником современности лично для меня является Роберт Уилсон, который поражает своим стилем и многогранностью интересов. Многие знают его как театрального режиссера, а я знаю как фотографа, скульптора, архитектора, графика, дизайнера - всего не перечислить. Я очень рад нашему многолетнему сотрудничеству с Бобом.

Роберт Уилсон и Изабель Юппер. Фото: Павел Антонов

М.Н.: Если бы у вас была возможность в это путешествие взять любого человека, кто бы это был?

П.А.: Мама, которая сейчас болеет. Она видела в жизни мало хорошего – родилась в первый год войны, растила меня и трех братьев одна… Конечно, даже в лучшие времена она бы отказалась. 

Еще очень хотелось бы сына взять – он мой настоящий друг, мы в 1998 году на Эльбрус поднимались. 

М.Н.: Не могли бы вы пожелать что-нибудь молодым художникам?

П.А.: Терпения и удачи.

Профессия художника - это тяжелый ежедневный труд без выходных. Пожелал бы не ждать результатов, а получать удовольствие от самого процесса каждую минуту творчества. А еще не бояться чистого листа и бежать от перфекционизма - совершенство недостижимо, и глупо от себя его ожидать.

Желаю работать над несколькими проектами одновременно, потому что если из десяти девять сорвутся по каким-либо причинам, один останется.

Ну и полегче на поворотах, конечно.

Вообще-то мне больше нравится учиться у молодых, а не наставлять их. 

Из серии "City of Sand". Фото: Павел Антонов

Над интервью работала Мария Назарова.

Фото предоставлены Павлом Антоновым.

Выражаем отдельную благодарность Анне Eve.

Избранные выставки:

2015 - Costume at the Turn of the Century 1990-2015, A.A. Bakhrushin State Center Theatre Museum, Moscow, Russia 

2014 - Robert Wilson vs. Burning Man, Blower’s Gallery UNC Asheville, NC 

2013 - City of Sand, Troyka Multispace Gallery, Moscow, Russia 

2013 - City of Sand, Zeppelin Gallery, Moscow, Russia 

2013 - Robert Wilson vs. Burning Man, A.A. Bakhrushin State Center Theatre Museum, Moscow, Russia 

2011 - Robert Wilson vs. Burning Man Art-Residence, Perm, Russia 

2011 - Portraits of Artists, Inutero Gallery, Moscow, Russia 

2008 - Portraits of Artists by Pavel Antonov, Moscow, Russia 

2006 - Photography, Paintings and installations by Pavel Antonov and Os Gemeos, 

Watermill Centre New York, NY 

2003 - Antonov + Bartenev - Paint it Red, Watermill Centre, New York, NY 

2001 - Russian Madness , Watermill Centre New York, NY 

2001 - The Russians in New York, DKNY boutique, Soho, New York, NY 

2001 - Muses group exhibition Leslie-Lohman Gallery, New York, NY 

2000 - The Russians in America Russian Social club" NY Times, New York, NY 

2000 - Portraits of Russian Artists, Russian Samovar, New York, NY 

1998 - Stars of Jazz, 2nd International Photo Biennale, Moscow, Russia 

1997 - Fashion, HHH studio, Stars Gallery, Moscow, Russia 

1997 - The Russians, exhibition and book presentation Planet Hollywood, Moscow, Russia 

1996 - The Russians, 1st International Photo Biennale, Moscow, Russia 

1991 -10 x 10, group exhibition, Zurich, Germany