Педро Грамашо: Пространство, материя, память

Португальский современный художник Педро Грамашо приезжал в Россию в Арт-резиденцию VYKSA AIR, чтобы представить свой художественный проект в рамках публичной программы Арт-резиденции при поддержке фонда ОМК-Участие.

Текст: Juan Blasco, Pedro Gramaxo
Перевод: Thomas Waugh, Мария Никонова
Фотографии: Pedro Gramaxo, Митрий Гранков, Юлия Шмелева

Педро Грамашо (1989) занимается архитектурой, фотографией и видеосъемкой. С 2012 года его работы экспонируются на персональных и коллективных выставках и в общественных пространствах в таких странах как Португалия, Италия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Китай, а сейчас и в России. Произведения Педро были опубликованы в бумажных и электронных журналах и на арт-платформах всего мира.

Практика Педро исследует разделение естественного и искусственного и создает контраст между тем, что сделано человеком и тем, что сделано природой в новых контекстах.  

Педро интересует идея физического присутствия на определенном месте и его воздействие на нашу память и нас самих. С помощью искусственных элементов, его практика заставляет по-новому взглянуть на окружающую среду и осмыслить человеческое восприятие. 

В нашем сознании, такие понятия, как длина, высота и ширина не относятся к определенной форме. Только когда мы соединяем данные элементы, мы достигаем понятия того, как они относятся к физическому пространству и измерению. 

Чтобы сделать их понятными, необходимо определить единицы их измерения. Этот процесс позволяет превращать неопределенные, абстрактные понятия в конкретные, измеримые и ощутимые формы. 

Именно здесь начинается практика Педро, углубляясь в то, как человек воспринимает эти абстрактные понятия и как он взаимодействует как на физическом, так и на психологическом уровне с объемом, масштабом и измерением. 

В серия Dimensions (Измерения), Грамашо ставит под вопрос абстрактные понятия и пересматривает привычные нам ландшафты. В своих работах, художник показывает масштабные ландшафты, точное местоположение которых невозможно установить. Лишь с маленькой физической составляющей, он заставляет нас задуматься о собственном восприятии о том, как мы визуализируем и понимаем масштаб и о том, как мы используем пространство.  

Серия Dimensions — это часть временного эксперимента по восприятию, в котором невозможно точно идентифицировать что-либо. Цель художника состоит в том, чтобы отделить зрителя от физического пространства, заставляя его чувствовать себя некомфортно и потерянным, и пригласить его почувствовать каждую работу и взаимодействовать с ними. Тем самым, Грамашо заставляет зрителя чувствовать свое сознание, то есть осознать собственное физическое и психологическое существование, и необходимость сознавать то, что мы визуализируем и чувствуем.

Для этой серии Педро Грамашо создал совершенно новую единицу измерения, которую он назвал Мх. Зная, что эти единицы важны для нашего понимания пространства и природы, он посчитал создание новой единицы необходимым для установления искусственной нормы, которая позволила бы художнику измерять оба масштаба: искусственный и нематериальный.

Мх является схемой, которая гарантирует эстетический и геометрический баланс. Она была придумана как новый метод, который обеспечивает оптимальное применение строительных материалов: Педро было важно создать единицу, которая могла бы извлечь самую большую пользу из них.

Таким образом, созданная художником матрица или искусственная рамка стала первоначальной основой для всех проектов, и каждый из них соблюдает эту меру регулирования. Именно так Мх стала не только техническим процессом, но и языком работ Педро.

Название каждой работы — это отсылка к ее измерению и тому, как художник воспринимает инсталляцию и ее контекст. Его функция заключается в том, чтобы быть ориентиром для восприятия зрителя. Тем самым, художник контролирует зрительское восприятие масштабов и размеров и превращает его в совершенно новое понимание пространства.

Педро Грамашо:

"Мой первый визит в Россию был в 2001 году, но спустя 20 лет я застал здесь расцвет новой современной культуры. Я увидел удивительные проекты и художественные произведения, когда посетил московские музеи (ММОМА и Гараж), а также небольшие галереи и мастерские художников в Москве и Нижнем Новгороде. Кроме того, городское и архитектурное развитие свидетельствует о переосмыслении русской культуры новыми, более творческими и культурными поколениями. 

Выкса, будучи городом индустриального развития, с помощью фонда «ОМК-Участие», разрабатывающего национальные и международные проекты, начала делать первые и большие шаги, чтобы стать одним из центров современного искусства, и впереди у нее светлое будущее.

Проект Dimensions (Измерения) был разработан мной во время месячного пребывания в арт-резиденции VYKSA AIR в Нижегородской области, в 400 километрах от Москвы. Я исследовал ландшафты города и его окрестностей, изучая и записывая его особенности в поиске естественных и искусственных идентичностей города. 

Была поставлена цель — запечатлеть эти идентичности и создать инсталляцию, доступную зрителям для посещения в конкретном месте в рамках кампании публичного искусства.

Во всех местах, которые мы посетили, я был поражен «Избушкой»...я не мог забыть о том, что во время путешествия на поезде я видел потрясающий скульптурный ландшафт…на протяжении долгих километров, темные искусственные треугольники виднелись сквозь различные естественные контексты… Позже я обнаружил, что эти традиционные формы встречаются уже не так часто, потому что глобализация принесла новые типы «Избушек», построенные с разными формами крыш и материалами.

Именно так была создана работа под названием Dimension#5 – 6,8 m3x. Инсталляция является подражанием и синтезом русской избы с деревянной крышей, способной выдержать большой объем снега и обеспечить вентиляцию летом. Характерный деревянный треугольник, окрашенный в черный цвет — это инсталляция как почтение и философский взгляд на наше понимание превосходства искусственного мира, а также видение обычных базовых элементов в природе. 

Наряду с инсталляцией, я также презентовал фотографический вариант работы, но уже в другой локации. Обе работы хоть и расположены в разных местах, но вступают в диалог друг с другом и стимулируют зрителей посетить обе локации — уникальным образом испытывая физическую инсталляцию в тщательно выбранном месте и ее фотографическую «память» в Выксунском музее. 

Большая фотография инсталляции экспонируется вместе с существующими экспонатами в музее (нарисованные маслом ландшафты на картинах XVIII века), создавая контраст и синтез с выксунским наследием с целью напоминать о прошлом и заглядывать в будущее культурного развития города Выксы."


Instagram Педро Грамашо

 

Педро Грамашо: Пространство, материя, память
Педро Грамашо: Пространство, материя, память