Пленэризм /pleinairisme

от en plein air /фр./ - на открытом воздухе (начало XIX века)

Живопись на открытом воздухе - одно из завоеваний импрессионизма и его стилистическая основа. Почти все художники группы писали этюды на природе, тем самым повышая статус пейзажа, прежде считавшегося малым жанром. Работа на пленэре предполагала завершение картины на месте, без доработки в мастерской. Этот метод импрессионисты позаимствовали у Будена и, разумеется у Добиньи - живописца барбизонской школы, который в середине века настаивал на прямом контакте с натурой. В этих условиях рождается техника, основанная на интуиции. Моне писал в 1864 году: "То, что ты видишь и понимаешь, ты можешь затем воспроизвести". В эпоху появления фотографии импрессионизм расширяет перспективные, оптические, чувственные и аналитические возможности живописи, предлагая особенное расширение проблемы света. Чтобы оставаться на уровне непосредственного и субъективного впечатления, живописная техника должна быть быстрой, с короткими мазками в виде, запятой и открытой текучей фактурой. Эта манера письма соединяла контуры и растворяла предметы в среде, создавая общий атмосферный эффект. Чтобы сохранить колористическую интенсивность, импрессионисты отказались от традиционной имприматуры коричневой краской. Оставляя грунт белым и заменяя тон локальным цветом, они выработали совершенно новую палитру. Этюды воды, снега, теней привели к открытию, что в природе не существует чисто белого и черного цветов. "В ярком солнечном свете, - писал Сезанн, - контуры предметов кажутся мне не только черными и белыми, но и голубыми, красными, коричневыми, фиолетовыми; "тень не бывает черного цвета, - объяснял Ренуар, - она всегда окрашена. Природе ведом только цвет".

Интересный факт: Благодаря пленэру краски стали выпускать в тубах. До этого художники готовили краски в своих мастерских сами.

Художники: Фредерик Базиль (Jean Frédéric Bazille), Эмиль Бернар (Émile Bernard), Эжен Буден (Eugène Boudin), Поль Сезанн (Paul Cézanne), Шарль Добиньи (Charles-François Daubigny), Поль Гоген (Eugène Henri Paul Gauguin), Иоган Бартольд Йонгкинд (Johan Barthold Jongkind), Эдуард Мане (Édouard Manet), Берта Моризо (Berthe Morisot), Альфред Сислей (Alfred Sisley), Винсент ван Гог (Vincent Willem van Gogh), Жан-Батист Камиль Коро (Jean-Baptiste Camille Corot), Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet), Камиль Писсарро (Jacob Abraham Camille Pissarro), Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir), Клод Моне (Oscar-Claude Monet).

В России во 2-й пол. XIX — начале XX века пленэрной живописью успешно занимались Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.

См. также статьи: Импрессионизм, Дивизионизм, Постимпрессионизм.

Описание некоторых произведений: 

Клод Моне "Дамы в саду", 1866. Холст, масло. Париж, Музей д’ Орсе. Уголок сада возле дома Моне. В этой картине написанной в Вилль-д’ Авре, изображены почти в натуральную величину три женщины и один мужчина. Полотно "Дамы в саду", было настолько громоздким, что для написания верхней части художнику пришлось опускать его в яму с помощью лебедки; Гюстав Курбе, посещавший Моне в то время, был поражён этой конструкцией. Впечатление, которое эта работа произвела на современников, прекрасно передает описание Золя: "Солнечные лучи отвесно падают на ослепительно белые юбки; теплая тень дерева словно вырезает на дорожке и освещенных нарядах большую серую скатерть. Ничто не поражает воображение так, как эффект... ткани, словно разрезанной пополам светом и тенью". Силуеты фигур образуют некое подобие паруса, расположенного в левой части холста - зону света по контрасту с темной зеленью деревьев. Моне писал листву только при ярком солнечном свете, чтобы наиболее точно передать игру света и тени.

Клод Моне "Дамы в саду", 1866