Поп-арт / pop art
от /англ./ pop art, сокращение от popular art - массовое популярное искусство (1950-1970-е годы)
Направление в искусстве конца 1950-х – начала 1970-х; возникает как оппозиция беспредметному абстракционизму; знаменует переход к концепции нового авангардизма. Термин "поп-арт" впервые появился в прессе в статье английского критика Лоуренса Эллоуэя (Lawrence Alloway). Если в Англии выражение "массовое популярное искусство" использовалось теоретиками "Независимой группы" для обозначения образов, созданных массмедиа (рекламой, кинематографом, комиксами, таблоидами и модой), американский вариант интерпретации той же формулы в работе Лоуренса Эллоуэя означал собственно то искусство, которое в медийной иконографии черпало свои сюжеты.
Уорхол отмечал, что "поп-арт поменял внутреннее и внешнее местами. Поп-артисты создавали образы, который любой человек, идущий по Бродвею, узнавал в ту же секунду – комиксы, столы для пикника, мужские штаны, знаменитости, занавески для душа, холодильники, бутылки кока-колы – все те великие вещи, которые абстрактные экспрессионисты изо всех сил старались вовсе не замечать". Художники реабилитировали мир красоты банального, в их произведениях прослеживается гордость тем, что торговля Америки создала такие товары, которые всегда дешевы, хороши, равнодоступны. Их искусство – в определенном смысле памятник таким товарам и социальному равенству, ведь потребляя продукт, мы можем идентифицировать себя с любым другим потребителем этого продукта: "Ты можешь смотреть телевизор и видеть кока-колу, и ты знаешь, что президент пьет кока-колу, Лиз Тейлор пьет кока-колу, ты тоже можешь пить кока-колу… Все бутылки кока-колы одинаковы и все они хороши" – говорил Энди Уорхол, прославляя потребление и делая потребление (чужих образов) частью своего искусства.
Художники: Энди Уорхол (Andy Warhol), Джим Дайн (Jim Dine), Роберт Индиана (Robert Indiana), Рой Лихтенштейн (Roy Fox Lichtenstein), Класс Олденбург (Claes Oldenburg), Джеймс Розенквист (James Rosenquist), Марио Скифано (Mario Schifano), Джорж Сигал (George Segal), Том Вессельманн (Tom Wesselmann).
Выставки: 1962, Нью-Йорк, Галерея Дженис "Новые реалисты"; Нью-Йорк, Галерея Кастелли (Лихтенштейн); Галерея Грин (персональные выставки Розенквиста, Сигала, Олденбурга и Вассельманна); Галерея Джексон (Дайн); Галерея Стейбл (персональные выставки Индиана и Уорхола); 1964, Венецианская биеннале (Дайн, Джонс, Олденбург, Раушенберг).
Тексты: Дж.Р.Свенсон "Что такое Поп-арт: ответы восьми художников", 1963. Л.Липпард "Поп-арт", 1966.
См.также статьи: Американская сцена, "Независимая группа", Неодада, Гипперализм.
Джеймс Розенквист "Я и мой "Форд" любим тебя", 1961. Холст, масло. Стокгольм, Музей современного искусства. На холсте крупного формата, столь типичном для его работ, Розенквист размещает три горизонтальные полосы, каждая из которых заполнена изображениями. Две верхние черно-белые, нижняя – цветная: капот автомобиля, лица приникших друг к другу мужчины и женщины, спагетти с томатом. До 1959 года художник был абстракционистом и занимался рекламой. Он привнес в живопись приемы рекламной графики и логику коллажа. Он как будто бы выстраивает эпизод фильма, основанный на последовательно увеличивающихся планах и предлагает связанную цепь ассоциаций, концентрирующихся вокруг вожделений. Он рассказывал в 1968 году: "Когда я начинал писать, мне хотелось, чтобы работы были достаточно велики, чтобы воздействовать на зрителя. Последний должен был испытать шок, сравнимый с тем, что бывает от рекламы. В то же самое время, он должен был оставаться равнодушным и не испытывать никаких чувств, совершенно никаких, и этот паралич позволил бы им мечтать и думать".
Джеймс Розенквист "Я и мой "Форд" любим тебя", 1961
Энди Уорхол "Лавандовая Мэрелин", 1962. Холст, шелкография, акрил. Штутгарт, Собрание Ули Кнехт. Образ Мэрилин Монро появился у Урхола в 1962 году, когда дива ушла из жизни. Он изображал в своих работах знаменитостей – Мэрилин, Элвиса Пресли, Джеки Кеннеди, Лиз Тейлор – когда они же были мертвы или их жизнь омрачалась печалью и болезнями. В центре холста лицо Мэрилин. Это реплика – реплики. Исходная фотография (из газеты) увеличена, переведена на шелк, дополнена цветом, отпечатана и пройдена сверху акриловыми красками. В этом процессе последовательной трансформации черты упрощаются: сведенное к плоскому рисунку лицо актрисы превращается в запоминающуюся раз и навсегда формулу. Мэрилин становится иконой. Ее лицо возникает в других работах, с иным колоритом или в многократном повторении лика на одном холсте. Навязчивые повторы, как снижающий прием, свойственный массовой коммуникации, Уорхол превращает в художественный метод: "Я так пишу, потому что хочу быть машиной".