Пост Рефлексия о вирусной pop-up выставке «Волновое предупреждение», которая завершилась, но все еще продолжается

«Если вы объявляете, что готовите выставку, 
где будет показан каждый, кто принесет работу, люди точно придут».

«А моя роль состояла в том, чтобы находиться там все 36 часов 
и встречать каждого, кто приносит работу»

Уолтер Хоппс

В мире, где за последние два года границы стали как никогда жесткими, менее проницаемыми и в то же время растворились в едином виртуальном пространстве, объединяющем людей вне зависимости от расстояний и часовых поясов, родилась идея вирусной pop-up выставки «Волновое предупреждение».

Текст: Катя Финкельштейн, Евгения Стерлягова

Форма проекта переносит наблюдение о состоянии процессов в мире на принцип организации выставки. С одной стороны, есть рамки, обозначенные в анонсе проекта, что отражается в обозначенных правилах, нарративе, основной платформе. С другой стороны, у участников есть большая свобода в выборе высказывания и приглашении новых участников, так как нет кураторского отбора.  

Тезисно мысли и факты об этом проекте для будущих интернет-археологов:

Механика организации: все художники, желавшие принять участие в выставке, должны были представить работу, высказывание на обозначенную тему и выложить фото/видео - документацию и описание работы постом в инстаграм под хэштегом #artvolna2021, отметить локацию нахождения, а также указать аккаунты кураторов и передать эстафету еще 3-5 художникам, отметив их аккаунты. По истечении дедлайна (10 августа) кураторы отметили все работы по локациям на Google.Map, сделав открытый доступ для редактирования художникам, и провели рефлексивную Zoom-конференцию для всех желающих участников.

Принцип горизонтальности в организации выставки. 

Что определяли кураторы: тему, сроки ключевых событий, формальный критерий отбора - хронологический (в google.map выставки мы включали только те работы, посты с которыми появились после объявления open call). 

Что определяли художники: медиум, форму, содержание высказывания, способ описания и документации, кандидатуры приглашенных участников, участие/ не участие в zoom-конференции по итогам проекта.

Иными словами, кураторы могли отказать во включении в выставку проекта по хронологическому критерию. Так же мог быть включен этический критерий, который бы отсеивал работы, нарушающие общечеловеческие этические нормы. Важной частью кураторской работы было уделение внимания новым постам, появившимся в проекте: приветственные комментарии под постами, репосты в сториз официального аккаунта проекта. 

В качестве исторических предпосылок включения принципа вирусной горизонтальности в основу организации проекта, нельзя не вспомнить проект Уолтера Хоппса “36 часов” (“Thirty-Six Hours”), в рамках которого каждый желающий мог разместить работу в Музее временного искусства в присутствии куратора.  “Я убежден, что человек способен воспринимать искусство в тех же объемах, в каких мы воспринимаем природу. Если же многие вещи покажутся вам повторениями - это ж, так и есть. Когда идешь по пустыне, видишь креозотовые кусты, какие-то лиственницы, полынь, все они разные и все сами по себе. Но при этом они могут производить очень монотонное впечатление. Думаю, в будущем опыт, связанный с ориентацией в гораздо более обширных областях Интернета и киберпространства, сделает возможным то, о чем я говорю” - делился мыслями об этом проекте в интервью Уолтер Хоппс (Краткая история кураторства. Ханс Ульрих Обрист). 

В этом проекте кураторы Катя Финкельштейн и Женя Стерлягова в каком-то смысле как раз воспроизвели эксперимент с искусством, как ландшафтом уже в интернет-пространстве. Участниками выставки “Волновое предупреждение” было сделано более 111 постов с работами для выставки. Даже после публикации внесенных работ на карту новые работы продолжают поступать, в этом смысле выставка обладает особым родом пластичности и продолжает свою работу, не имея фиксированной точки окончания. 

Если посмотреть выставку через хэштег #artvolna2021, то визуально попадаешь на ковер из квадратиков с фрагментами работ, скроллинг ленты с которыми только усиливает эффект наблюдения за неким ландшафтом через цифровую призму. По данным опроса участников выставки после презентации результатов, ряд ответов указывали на то, что значимым фактором принятия решения об участии была именно свобода от “кураторского отбора”. Таким образом, проект представляет собой востребованную нишу групповых выставок, где куратор выступает как фигура скорее поддерживающая и организующая пространство, нежели точка селекции искусства. В отношении активного участия художников в создании выставки кураторы учитывали прогрессивный опыт групповых активностей в интернет пространстве, как например, работа художницы Мэри Фолстон по организации Shared Google Doc Party “Анонимные животные”, в рамках которой все участники одновременно имели доступ к документу, в котором и разворачивался этот яркий перформативный хэппининг. 

Вид экспозиции выставки:

 

Примеры работ участников в разных медиумах:

“Колокол со слабой душой” группы “АМ”, Усадьба Воронцово 

“How many things do we really need?” Лены Аш, Берлин

“Туда-сюда” Павла Зуданова, между Липецком и Москвой

“Меня здесь может не быть. Или не быть снаружи” видеоарт Тани Сушенковой

Гибридность пространства выставки. С одной стороны, проект “Волновое предупреждение” основан на путях коммуникации и способах организации информации, принятых в социальных сетях и интернет-пространстве, а также эффекте вирусности распространения контента. Так, чтобы посетить выставку, достаточно перейти по хэштегу #artvolna2021, который открывает доступ сразу ко всем публикациям по проекту. 

Участники узнавали о проекте, после того, как их фичурили другие художники, после чего сами становились участниками и отмечал новых художников. Новости о проекте распространялись путем перепостов сториз. Пространством коммуникации участников и зрителей стали инстаграм (посты и общий част участников) и Zoom. С другой стороны, важным условием участия в проекте было экспонирование объектов искусства в неинституциональном месте с отметкой реальной локации объекта - точкой на карте. Результат документации точек обрел в итоге форму групповой репрезентации в формате google.map c отметками работ всех участников. Многие из этих работ были созданы по принципу сайт-специфического искусства и стали реальными актантами искусства в локальной среде. Для реальных зрителей-свидетелей объекты стали самодостаточным явлением вне связи с нашим проектом. У выставки получилась крайне широкая география - работы на 4х континентах, - что стало вау-эффектом при презентации результатов. Художники неожиданно оказались участниками глобальной международной выставки, объединивших участников, разбросанных на больших расстояниях и культурных социально-политических пространствах. Волна прокатилась от Лос-Анжелеса до Хабаровска с запада на восток и достигла ЮАР от берегов Белого моря с севера на юг.

Интересным фактом оказалось, что в отсутствии намеренного акцента на международность и дублирования информации о проекте в англоязычные ресурсы, волна докатилась достаточно далеко и в проекте приняли участие художники со всех континентов, за исключением Австралии. Локации выставки были отмечены в 13 странах: Аргентина, Бразилия, США, Италия, Россия, ЮАР, Испания, Португалия, Австрия, Германия, UK, Латвия, Норвегия. 

Если смотреть широко на возникающие гибридные проекты в интернет среде, интересно упомянуть также проект http://radio.garden/, который является сильным визуальным референсом и отличным примером объединения точек на карте посредством единого критерия, в этом случае - музыкального эфира-онлайн в различных точках нашей планеты.

География выставки:

Ссылка на карту.

Примеры некоторых сайт-специфических работ выставки.

“Электростанция” Станислава и Ирины Шминке -интерактивная сайт-специфик инсталляция в пространстве бывшего ж/д завода в г. Сысерть

“Белый гигант” Лизы Одиноких, Полянское озеро, Ленинградская область

“Анна Кондратьева очень любит и уважает Анну Мендиету”  - Анны Кондратьевой, Волкушинский карьер

Важной частью проекта так же стала Zoom-конференция, к которой могли присоединиться все желающие участники. В рамках конференции кураторы ознакомили всех со статистикой и географией волновых арт-процессов, дали возможность каждому высказаться о полученном опыте и эмоциональной реакции на проект, что перевело всех участников с дистанции лайков в социальных сетях на очень близкую дистанцию со присутствия и живого эмпатийного диалога. 

У проекта “Волновое предупреждение” теперь есть бесконечный виртуальный след, эту выставку нельзя закрыть или разогнать, пока под каждым постом участника стоит хэштег #artvolna2021. 

Кураторская группа планирует продолжение вирусных экспериментов. 

В проекте приняло участие 53 художника:

@ju.mamono - Александра Толокова, @lalandmosaic - Лала Талышханова, @ksenia.koo - Ксения Кудасова, @eva2979 - Евгения Стерлягова, @yulyapavlova - Юлия Павлова, @drachinskaya - Наталья Драчинская, @kr.masterpeace - Каролина Росляк, @anna_nature_2021 - Анна Петровичева, @mashicya - Маша Макарова, @shminke.art - Станислав и Ирина Шминке, @zakhar_dawidov - Захар Давыдов, @libertatemsprms - Анна Кондратьева, @danya_orl - Даня Орловcкий,  @molecule_khv, @najelie1 - Najelie Nafisa (Нафиса), @dinara_hoertnagl - Dinara Hörtnagl (Динара Хёртнагль), @finkelstein_art - Катя Финкельштейн, @julia.͟nova, @vasilisart.ru - Василиса Лебедева, @youliya_ha - Ylia  Hardy, @bagrynka - ОХ "БАГРЯНКА", @zudanov_art - Павел Зуданов, @alexaltaispb - Александр Кожевников, @androbirger - Андрей Биргер, @ksyshika_pro - Ксения Пронина, @lera.art.tv - Валерия Батурина, @kina.ree - Kina Ree, @albul_art - Надежда Абдул, @feklafedotova - Фекла Федотова, @creative_problem_solution - Руслан Смирнов, @_gruppa_am - Группа АМ, @natalia.tasha.klimenko - Наталия Клименко, @fedasei - Ирина Федосеева, @start_up.ru - Андрей Голубцов, @tanya_st_sushenkova Таня Сушенкова, @sshayenart - Елена Шайманова, @liza_odinokikh - Лиза Одиноких, @memorable_way - Елена Благос, @bystrukhindenis - Денис Быструхин, @mari_golovkina - Мария Головкина, @lena_ash_art - Lena Ash, @alex_abstraction_art - Alex Mu, @aminaeva_artshop - Анна Минаева, @ribetki - Юлия Барятинская, @smoragdova - Лени Сморагдова, @charcoalegor - Егор Гипрочник, @s_o_r_a_n_o - Анастасия Сорокина, @kudashova_veronika - Вероника Кудашова, @oldbitchkris - Кристина Гриненко,  @little_cronenberg - Юлия Стародубцева, @lovabelova - Настя Белова, @masha_neverova_ - Маша Неверова, Juliana Rogge Soares.

Кураторы проекта: Евгения Стерлягова, Катя Финкельштейн 

Аккаунт проекта: @neolocation при поддержке @art_makes_sense

“Меня здесь может не быть. Или не быть снаружи” видеоарт Тани Сушенковой