Премия им. Курехина: оратории, science art и тема блокады

Текст : Евгения Чернышова

Фото предоставлены Центром им. Сергея Курехина

Гран-при независимой премии в области современного искусства имени Сергея Курехина получила оратория о становлении заводов на Урале.

Осенью прошлого года проект «Огни Урала» Ольги Комлевой и Андрея Смирнова стал главной премьерой перформанс-платформы Уральской индустриальной биеннале современного искусства. В основе оратории лежит либретто писателя и журналиста газеты «Уральский рабочий» Николая Харитонова, написанного в 1932 году к 15-ой годовщине Октябрьской революции. Опираясь на это произведение, драматург Ирина Васьковская создала новый текст с элементами «уральского индустриального» новояза. Проект актуализировал историческое наследие в пространстве памятника архитектуры и соединил в себе современные театральные практики – новые медиа, саунд-дизайн и современный танец.

В этом году тема оратории имела место и в самой церемонии, которая прошла 17 апреля в Большом драматическом театре им. Г.А.Товстоногова. По традиции церемония тоже является произведением искусства – масштабным перформансом, сочетающим концептуальную музыку, медиа-арт и инсталляции. На вручении премии впервые показали отрывки из балета «Воробьиное озеро» по музыке Сергея Курехина, поставленного Максимом Севагиным. В спектакле использованы его произведения «Воробьиная оратория», «Реквием» и «Трагедия в стиле минимализм». Видеоряд церемонии создал мультипликатор Александр Свирский.

Примечательно, что победителями этого года стали сразу два проекта на тему блокады Ленинграда. Выставка «Журнал наблюдений» Сергея Кищенко, основанная на научной работе Николая Вавилова, рассказывает об истории спасения коллекции семян во время Блокады Ленинграда. Проект победил в номинации «Лучшее произведение визуального искусства». Желающие еще успевают посмотреть выставку, она проходит в Москве в Российской государственной библиотеке, где продолжают показывать номинантов премии «Инновация» (проект вошел также в шорт-лист этой премии). Вторая работа, затронувшая тему блокады (Приз за лучший кураторский проект), «Тихие голоса» Людмилы Беловой, основана на дневниках переживших блокаду ленинградцев. Проект, исследующий способы трансформации памяти в новые визуальные образы, показали прошедшей осенью в Невской куртине Петропавловской крепости.

Вовлечение людей старшего возраста в современные арт-практики стало задачей проекта, получившего главный приз в номинации «Искусство в общественном пространстве». В рамках программы «Общий двор» Светланы Лучниковой и музея PERMM в течение нескольких недель пожилые люди вместе с художниками и волонтерами придумывали и создавали арт-объекты для своих дворов.

Работу «В мастерской И. Е. Репина» Алены Терешко признали лучшим медиа-объектом. Лучшими фестивалями в области современного искусства стали проекты «Владей Кавказом!» Галины Тебиевой и Екатерины Бочавар, а также X международный фестиваль «Императорские сады России "Авангарденс"» Русского музея.

Музыкальные премии «Этно-Механика» и «Электро-Механика» присудили проектам в области электронной музыки Lovozero и Yellowhead, а лучшим текстом о современном искусстве стала книга «Статьи и диалоги», в которую вошло 37 статей и интервью ведущего российского искусствоведа и куратора Иосифа Бакштейна.