Прогулки по городу: советский модернизм, брутализм и «архитектурные излишества»

Музей современного искусства Гараж запустил серию архитектурных прогулок по Москве. На данный момент есть возможность посетить три разработанных сотрудниками музея маршрута: по центру города, по району Северное Чертаново и по Юго-западу Москвы. Это вовсе не первые опыты музея с типом архитектурных экскурсий-прогулок: с 2012 года «Гараж» разрабатывает и проводит регулярные сезонные маршруты. Исключением стал только прошлый год. 

Текст: Вера Замыслова 

Фото: Вера Замыслова, музей современного искусства «Гараж»

Внимание музея «Гараж» к архитектурному наследию XX века не случайно и непосредственно связано с историей возникновения самой институции. Не как частного музея современного искусства, а как места – здания, которое он занимает. Музейная архитектура в Москве исторически связана с использованием специально построенных объектов: таковыми являются здания Государственной Третьяковской галереи в Лаврушенском переулке и на Крымском Валу, здание Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина на Волхонке, Государственный исторический музей на Красной площади и т.д. История здания музея «Гараж» несколько иная. Первоначально институция занимала пространство Бахметьевского гаража – одного из примеров архитектуры межвоенного модернизма 1920-х гг. Именно от этого места произошло и название музея – гараж. 

Впоследствии было выбрано место в Парке Горького, который на рубеже 2000-х – 2010-х гг. переживал реновацию пространства, сбрасывая с себя оковы первого постсоветского десятилетия. Здание, которое занимает «Гараж» сегодня – бывший павильон кафе «Времена года», построенный в 1968 г. Это пример уже советского модернизма: простота и брутальность форм, использование металла и ленточного остекления. Ни о какой реставрации речи не шло: здание на момент начала работ находилось в полуразрушенном состоянии, да и музею необходимо технически-современное оборудование, что требовало от проекта определенных жертв. Однако «Гараж» оставил внутри детали оригинального оформления павильона: как вскрытые культурные слои они прорывают ткань холодной современной архитектуры, а то, что в самом центре плана располагается не что иное, как музейное кафе – еще одна отсылка к истории предыдущей постройки. 

Таким образом, «Гараж» за чуть больше, чем 10 лет своего существования проделал метафорический путь, возникнув внутри конструктивистского гаража К.С. Мельникова, перенесся на территорию советского парка культуры и отдыха, где осознал себя в модернистском здании развлекательного характера, преобразованном силами современной архитектуры в музей искусства. Три точки истории музея становятся тремя точками для построения маршрутов городских экскурсий.

Броновицкая А., Малинин Н., Пальмин Ю. Москва: архитектура советского модернизма 1955-1991. Источник: https://garagemca.org/ru/publishing/anna-bronovitskaya-nikolai-malinin-yuri-palmin-anna-bronovitskaya-nikolai-malinin-yuri-palmin-moscow-a-guide-to-soviet-modernist-architecture-1955-1991

Другая причина выбора маршрутов, связанных с архитектурой Москвы советского периода – прежде всего советского модернизма – вышедший в 2016 году путеводитель по архитектуре города 1955-1991 гг. В 2019 году его переиздали, дополнив и уточнив некоторое данные. Надо заметить, что это одна из самых толковых книг не ориентированная только на профессионалов, с богатым иллюстративным материалом и краткой, но исчерпывающей информацией. Однако любой профессионал подтвердит, что понять искусство – любое искусство – только по книгам и архивным данным – задача почти невозможная. Тем более, понять архитектуру – пространственное искусство – трехмерное и сильно зависящее от ощущения тела в непосредственной близости к себе. Она очень тяжело воспринимается при переносе в двухмерный, плоский формат. 

В этом отчасти кроется популярность и разнообразие архитектурных городских прогулок при кажущемся обилие книг, справочников и путеводителей. Отличие экскурсий «Гаража» от других предложений – фокус на определенном периоде, возможность последовательно увидеть и попробовать понять наследие времени. Сегодня по-прежнему выражено преобладание ностальгического вкуса с оглядкой на досоветский период, трепетное отношение к модерну, (нео)русскому стилю и классицистическим реминисценциям начала века. Медленно и с трудом признается «авангардная» архитектура периода 1920-х гг. Архитектура советского модернизма чаще не считается эстетически красивой, а сами 1960-е – 1980-е гг. связаны с серьезными экономическими и политическими преобразованиями в обществе СССР, которые в итоге привели событиям 1990-х гг. В лучшем случае, архитектурное наследие этого периода игнорируется, в худшем – отрицается и уничтожается.

Северное Чертаново. Фото: Вера Замыслова

Постепенно заметны сдвиги: кроме упомянутого справочника-путеводителя, составленного коллективом исследователей и историков архитектуры, важный вклад оказывает активность таких проектов как каналы «Это не красиво и безвкусно» или «Архитектурные излишества». Название последнего отсылает к формальной исторической точке начала послевоенного модернистского строительства, когда в 1955 году вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Архитектурные прогулки музея «Гараж» – еще один шаг в направление переосмысления и внимательного изучения наследия, помогающий понять и осознать не просто историческую важность и значимость этих строений, но их новаторство и художественную ценность. 

Северное Чертаново. Фото: Вера Замыслова

Три маршрута предлагают три взгляда на период. Северное Чертаново – как пример последнего хронологически, экспериментального подхода к проектированию массового жилья в СССР. Жилые районы Юго-запада – как примеры типовой застройки. И, наконец, «Парадный маршрут» по центру города, где можно увидеть разницу между теми самыми «излишествами» сталинского периода и стремлением к простате и утилитарности советского модернизма. Количество участников в группе ограничено и на экскурсии лучше регистрироваться заранее по ссылке.

Прогулки по городу: советский модернизм, брутализм и «архитектурные излишества»