Прорыв в будущее

Текст и фото: Ирина Свеколкина

До 10 января в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» в рамках масштабного комплексного проекта «Такеда. Боль и Воля» проходит выставка «Прорыв». На ней показаны работы участников конкурса среди учащихся вузов и художественных училищ «Такеда. Art/Help. Прорыв» и уже известных современных художников. Этот проект направлен на поддержку развития паллиативной помощи и новых технологий в медицине. 

Выставка представлена на двух этажах Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА». Первый полностью посвящен конкурсу, в котором в этом году приняли участие более 200 студентов художественных училищ из 25 стран. Для организаторов была не только важна техника произведения и его эстетика, но и история, которую автор рассказывает. 

Елена Черткова. Балаково, Саратовская область. Третье место.

Я тебя люблю

«Как-то, гуляя по Москве, я увидела сцену, которая меня поразила: маленький мальчик обнимал большую белую собаку. В их позе было столько чуткости, доброты и восторга, что я не сразу заметила на обоих высокотехнологичные протезы – это привело меня в еще больший восторг», – рассказала художница. Своей работой она обращает внимание на проблемы доступности высоких технологий в медицине для пациентов в регионах России.

Экспозиция второго этажа состоит из работ уже известных авторов, ставших классиками современного российского искусства. В них художники размышляют на тему новых технологий, в том числе и в медицине. Первой мы видим работу Сергея Мироненко из серии «New», в которой художник пытается найти определение слова «новое». Он перенес на холст книжную иллюстрацию XIX века, дополняя ее современными знаками. Видит ли черно-белый герой то, что находится за пределами его знаковой системы? 

 

Сергей Мироненко. Из серии "New"

Триптих Аристарха Чернышева «Критически важное обновление» 2018-го года –автопортрет, выполненный в необычной технике. Лицо художника было напечатано на 3D принтере, а потом доработано авторским методом текстурирования. Эти изображения – символическая трансформация любого человека, столкнувшегося с новыми технологиями. 

    

Аристарх Чернышев. "Критически важное обновление"

Работа «Таймлайн» 2007-го года группы Electroboutique (Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин) призывает зрителя к взаимодействию. Это забавный гаджет, который преображает отражение и искажает реальность с помощью нескольких встроенных фильтров. Кнопки внизу красной панели служат переключателями. Художники размышляют о роли искусства в современном меняющемся мире и о непростых отношениях современного человека с техническими новшествами.

  

Арт-группа Electroboutique. "Таймлайн"

Григорий Орехов в работе «Овоид» 2018-го года соединяет два всеобъемлющих символа – яйцо и ось. Художник объединяет два символа и максимально освобождает форму от нагромождения смыслов, следуя, вероятно, за известнейшим скульптром ХХ века, Константином Бранкузи, и его Бесконечной колонной. Бранкузи сделал 5 вариантов этой работы. Самая известная установлена в Румынии в городе Тыргу-Жиу в 1938 году и представляет из себя ось с нанизанными ромбоидными блоками. Именно Бранкузи взял за основу чистые формы, и осмыслил мифологию «оси Мира». Она не просто устремлена в небо, а является как бы небесной опорой, ромб же здесь символизирует восхождение.  Так же и «Овоид» уходит в бесконечность – это вечное возвращение к одним символам, мифам и формам, которые с каждым десятилетием получают все больше смыслов.    

 «Нельзя только ждать будущего. Надо создавать его прямо сейчас», – говорит Михаил Сидлин, куратор проекта. В этой выставке на двух этажах Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА» он собрал два поколения художников и показал, как они видят будущее и современность. 

Григорий Орехов. "Овоид"