Рижская международная биеннале анонсирует онлайн-премьеру фильма «И вдруг все расцвело»

Онлайн-премьера | 25 ноября | 20:00 в Москве / 19:00 в Риге / 17:00 в Лондоне / 13:00 в Нью-Йорке

Рижская международная биеннале современного искусства (RIBOCA) объявляет о мировой онлайн-премьере фильма «И вдруг все расцвело» (and suddenly it all blossoms). В течение четырех дней – с 25 по 29 ноября – у всех желающих будет эксклюзивная возможность бесплатно посмотреть фильм. 

RIBOCA2, которая проходила в 2020 году, столкнулась с ситуацией глобальной пандемии, поэтому главный куратор Ребекка Ламарш-Вадель решила превратить выставочное пространство в съемочную площадку, и воплотить биеннале как полнометражный фильм, который был снят за три недели. Индустриализированная и почти заброшенная среда Андрейсалы придала выставке и фильму ощущение иного мира, на фоне которого и вдруг все расцвело становится путешествием в эпицентр сегодняшнего непростого времени, где переплетаются надежды, желания и сомнения современности.

«И вдруг все расцвело» призывает следовать за голосом, чьи размышления о сегодняшнем дне превращаются в своего рода медитацию в сопровождении произведений искусства. Единая «экосистема» дикой природы, остановленной электростанции, заброшенного поля для пейнтбола, складов, стай птиц, круизных лайнеров и железнодорожных путей, превращает место съемки фильма в самостоятельную метафору крушения советских идеалов и капиталистических надежд. Снятый как будто единым непрерывным кадром, фильм изображает мир между днем вчерашним и сегодняшним. Этот дрейф тесно связан со средой, где «конец света» наступал неоднократно – в ходе оккупаций, войн, экономических потрясений, а также возрождений и обновлений, и нынешний контекст Латвии и стран Балтии абсолютно конкретен и понятен.

В фильме можно увидеть работы 46 художников: Павла Альтхамера, Кристапса Анцанса, Фелисии Аткинсон, Алекса Бачински-Дженкинса, Нины Бейер, Хишама Беррады, Оливера Бира, Эгле Будвитите, Доры Будор, Сиприена Гайяра, Бендика Гиске, Эдит Декиндт, IevaKrish, «Института космоса», Михаила Карикиса и Уриела Орлова, Агнесе Криваде, Лины Лапелите и Мантаса Петрайтиса, Евы Лёст, Ханне Липпард, Михаила Максимова, MAREUNROL‘S, Беренис Ольмедо, Доминики Ольшовы, Сары Ортмайер, Филиппа Пети, Бриджет Полк, Уго Рондиноне, Яануса Саммы, Томаса Сарасено, Аугустаса Серапинаса, Тимура Си-Чина, Николая Смирнова, Анастасии Сосуновой, Дайны Таймини, Микелиса Фишерса, Хайнца Франка, Хонкасало-Ниеми-Виртанен, Катрин Хорнек, Валдиса Целмса, Эрики Эйфель, Вии Энини, Пьера Юига, Маргарит Юмо.

Режиссуру фильма взяла на себя главный куратор биеннале Ребекка Ламарш-Вадель совместно с латвийским режиссером Дависом Симанисом. Саундтрек к фильму написала певица и композитор LAFAWNDAH. и вдруг все расцвело получил две номинации на Латвийскую национальную кинопремию «Большой Кристапс» – Андрейс Рудзатс был номинирован в категории «Лучший оператор документальных фильмов», а Эрнест Ансонс – как лучший звукорежиссер.

Режиссеры:

Ребекка Ламарш-Вадель – французский куратор и автор публикаций, руководительница Фонда Lafayette Anticipations и ранее занимала пост куратора Palais de Tokyo в Париже (2012–2019). Среди ее проектов, признанных международными арт-критиками, персональные выставки Томаса Сарасено, Тино Сегала, Маргерит Юмо, Эда Аткинса, Дэвида Дуарда, Хелен Мартен, Франсуа Курле, и Джона Рафмана. Выставка Томаса Сарасено ON AIR заняла все пространство Токийского дворца (общей площадью 13 000 м2) и стала самой посещаемой экспозицией в истории музея, а Carte Blanche Тино Сегала (2016) – крупнейшей лайв-арт-постановкой в мире. В 2015 году Ребекка представила групповую выставку Le bord des mondes (Край миров), в которой осмыслялись пределы территорий искусства в мире после публикаций Марселя Дюшана. Ребекка Ламарш-Вадель постоянно сотрудничает с международными культурными институциями, среди которых Шато де Версаль, где она выступила со-куратором выставки Voyage d’Hiver ( 2017), 11-ая Биеннале в Бамако (куратор-консультант, 2017-2018), MoMA PS1 с проектами Truce (2013) и Bright Intervals (2014), Стеделик музеум и Trouw с экспозицией Landscape (2013), и 12-ая Лионская биеннале с проектом Unachieved Presents (Resonance, 2013). Обладательница диплома Сорбонны по истории, политическим наукам и истории искусств, Ребекка регулярно принимает участие в семинарах и дискуссиях по всему миру, а ее статьи публикуются в таких изданиях как Frankfurter Allgemeine Zeitung, Monopol, Mousse, Cura и l’Officiel Art.

Давис Симанис – один из самых признанных в мире латвийских кинематографистов. Он снял целый ряд документальных и художественных фильмов, был участником и лауреатом многих значимых международных фестивалей (MIFF; CIFF; IDFA; CPH: DOX и др.). Свою работу Симанис посвятил исследованиям истории первой половины 20-го века. Среди последних фильмов режиссера — психологическая драма «Запорошенные пеплом» (Exiled, 2016; повествует о жизни в психиатрической больнице в годы Первой мировой войны), «Стена» (D is for Division 2017; документальный фильм о контрастах на границе между Латвией и Россией), «Отец ночь» (The Mover 2018; Драма о Холокосте и человеке, который решился спасать евреев во время Второй мировой войны). Давис Симанис имеет степень PhD по искусству, преподавал режиссуру и теорию кино в университете Хельсинки, а ныне – в Рижском университете.

Зарегистрироваться на премьеру можно по ссылке.

RIBOCA — Рижская международная биеннале современного искусства - новый масштабный проект, основанный в 2016 году, отличительной чертой которого является европейская направленность в сочетании с сильным региональным фокусом. Отталкиваясь от богатейшей истории Риги и Балтии, и отмечая их особое географическое положение, биеннале исследует художественные практики всего региона и дает художникам возможность вступить в диалог с культурным, историческим и социально-политическим контекстом города и окружающих его территорий.

Процесс работы над биеннале состоит в исследовании и применении разных подходов: от локального к региональному, национальному и, в конце концов, транснациональному. Биеннале ставит своей целью не только глубоко исследовать художественные процессы, но и стать неотъемлемой частью культурного кода региона, в котором она проходит. Своей важной задачей биеннале видит усиление интеграции Балтийского региона в мировой художественной контекст и укрепление международных связей с остальным миром. Значительная часть художников, которые будут приглашены принять участие в выставке, родились, живут и работают в Балтии - регионе, остающемся относительно мало исследованным, несмотря на его широкий художественный дискурс.

Рижская международная биеннале современного искусства видит себя как открытую платформу для художественных экспериментов, как инициатора взаимодействия и обмена знаниями между местными и международными художественными деятелями и институциями, а также как барометр существующих общественных, политических и экономических проблем, рассматриваемых через призму искусства.

В 2022 году состоится третья RIBOCA. Выставка пройдет в Риге с 15 июля по 2 октября. Её куратор – Рене Блок (René Block).

Фото: Lina Lapelytė and Mantas Petraitis, Currents, 2020, site-specific istallation on water, pine logs, sound, performance. Supported by PATA Timber. Courtesy of the artists, commissioned by the 2nd Riga International Biennial of Contemporary Art, RIBOCA2. Photo credit: Film and suddenly it all blossoms