Русский авангард глазами авангардиста

Впервые опубликованы уникальные дневники Льва Юдина – ученика и соратника Малевича. Они проливают свет на развитие одного из ключевых направлений русского авангарда – супрематизма. Книга «Лев Юдин. Сказать свое…» издана в рамках проекта «Энциклопедия русского авангарда» и открывает для читателей материал, ранее доступный только избранным специалистам. Ее презентация с участием автора-составителя Ирины Карасик пройдет 14 декабря 2017 г. в Еврейском музее и центре толерантности.

Лев Юдин – художник, ученик Малевича. Родился в Витебске, в 16 лет поступил в Витебское художественное училище, где попал в класс Малевича. Эта встреча стала судьбоносной – Юдин вошел в круг ближайших учеников мастера и играл заметную роль в жизни витебского Уновиса. Затем, в ленинградском Гинхуке он посвятил себя непосредственному подтверждению знаменитой теории Малевича о прибавочном элементе в живописи. На протяжении всего обучения и в дальнейшем Юдин вел дневник, отличающийся удивительной точностью и остротой суждения. Расшифровка его записей обнаруживает массу ранее не известных подробностей о творческом методе Малевича и его учеников, а также убедительно говорит о Льве Юдине как тонком и самостоятельном художнике.

Сквозной мотив дневников Юдина – равно как и всей его судьбы в целом – постоянный внутренний диалог с Малевичем, придающий тетрадям художника особую ценность. Они раскрывают многие из тех сложных творческих, человеческих, социальных противоречий, которыми был отмечен поздний период авангарда. Учитывая особенности периода создания (1921-1938 гг.), записи могли представлять для их автора вполне реальную опасность, но он находил в себе смелость вести их, как доверительный рассказ о рождении идей, хитросплетении судеб, творческой дружбе и выборе, который ставило время. 

Художник последовательно сопровождал свои наблюдения зарисовками и эскизами, иллюстрирующими логику развития супрематических форм и дающими ключи как к пониманию идей Малевича, так и эволюции живописного языка самого Юдина. Более того, записи позволяют заполнить существенные лакуны в изучении его творчества. Так, из дневников следует, что Юдин создал ряд живописных супрематических композиций; однако, вероятнее всего, их судьба сложилась не столь удачно, как у немногочисленных других его работ, дошедших до наших дней. 

Подготовка дневников художника к публикации потребовала от авторитетного исследователя русского авангарда Ирины Карасик многолетней кропотливой работы, результатом которой стал выход увесистого издания объемом более 900 страниц. Оправданием толщине, которая заставляет серьезно задуматься, прежде чем решиться взять книгу в дорогу, служит впечатляющий набор живых исторических свидетельств и детально проработанные комментарии к ним.

В издание вошли письма, документы, свидетельства современников, справочные приложения, без которых дневники Льва Юдина можно было бы считать лишь частными заметками. Среди адресатов и корреспондентов художника – Казимир Малевич, Дмитрий Митрохин, Константин Рождественский, Николай Суетин, Николай Заболоцкий, Борис Эндер и др. Каждый раздел книги сопровождается десятками страниц пояснений, ссылок, датировок, позволяющих профессиональному исследователю или вдумчивому читателю проложить маршрут через исторические свидетельства и факты. Отдельного внимания заслуживает раздел «Документы», где опубликованы избранные документы Витебского Уновиса, ленинградского Музея художественной культуры и Государственного института художественной культуры, в которых нашла отражение деятельность Юдина. 

Публикация дневников и исследовательская работа, проведённая для их подготовки к печати, показывает, что Лев Юдин – фигура значительная и недооцененная. Его художественный талант не вызывает сомнений и ждет признания, а свидетельства и размышления чрезвычайно существенны для понимания внутренних мотивов и внешних обстоятельств тех процессов, которые происходили в художественной жизни 1920-1930-х годов. Книга издана ограниченным тиражом 500 экземпляров. Ее поступление в книжные магазины ожидается в конце декабря. В настоящий момент издание можно приобрести на официальном сайте Энциклопедии русского авангарда.

К выходу книги приурочена ее презентация, которая пройдет с участием автора-составителя Ирины Карасик в четверг, 14 декабря 2017 г., в Еврейском музее и центре толерантности. Вход свободный, по предварительной регистрации. Начало в 19:30.