Русский дневник Magnum Photos

06 июля 202022 июля 2020
|
ЦВЗ «Манеж»

6 июля петербуржский Центральный выставочный зал «Манеж» представил проект «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum», подготовленный легендарным международным агентством Magnum Photos и Ниной Гомиашвили, куратором и историком фотографии. На выставке представлено более 250 работ от 39 фотографов, которые охватывают период с 1947 по 2020 годы. 

Текст и фото: Ксения Квашнина

В 1947 году Анри Картье-Брессон, Роберт Капа, Дэвид Сеймур, Джордж Роджер, Уильям Вандиверт, Рита Вандиверт и Мария Эйснер объединились, чтобы создать независимое агентство Magnum Photos. Каждый из них стремился узнать: что осталось там, за пределами апокалипсиса Второй мировой войны? Они «вооружились» фотоаппаратами и стали не просто фотокорреспондентами, а фотохудожниками, повествующими правду о современном мире. Они верили, что репортажная фотография сильнее слов, и оказались правы: снимки Magnum получили распространение в печати. Агентству удалось добиться мирового признания и стать экономически независимым. 

Фото: Ксения Квашнина/ART Узел

Сегодня Magnum Photos объединяет около 100 талантливых фотографов. В их объективы попадают наиболее значительные моменты нашей истории, повседневная жизнь со всей ее неоднозначностью, образы великих людей и обычных прохожих. Снимки Magnum отражают не только то, что видит фотограф, но и то, как он это видит. Выставка «Иной взгляд» предоставляет нам возможность посмотреть на СССР/Россию глазами фотографов из разных точек мира.

Фото: Ксения Квашнина/ART Узел

Пространство выставки занимает два этажа. Символическое цветовое разделение на серый и белый цвета негласно подчеркивает: после 90-х страна начала жить с чистого листа. Присутствие ярко-красного напоминает о том самом «решающем моменте» Анри Картье-Брессона, когда композиция достигает совершенства. На первый взгляд простая фотография, вне искусственных журнальных рамок, представляет собой полноценную художественную кульминацию – настоящую и «пульсирующую». В стенах экспозиции, куда вмонтированы зеркальные панели, каждый посетитель словно «под прицелом» объектива.

Фото: Ксения Квашнина/ART Узел

Портрет страны, собранный из снимков Magnum Photos, получился неоднозначным, однако без явных провокаций и довлеющих стереотипов. Здесь нашлось место запуску первого завода по производству Pepsi, курортному отдыху, жизни заключенных в исправительных колониях, кремниевому лесу, истинному мессии Виссариону из Сибири и свободным людям на берегах Енисея. Неподдельно интересны фотографии Роберта Капы из его совместной поездки с Джоном Стейнбеком по Грузии, Москве, Сталинграду и Киеву в ходе работы писателя над «Русским дневником»; снимок Эллиотта Эрвитта «Кухонные дебаты» с явным противостоянием Ричарда Никсона и Никиты Хрущева; серия читающих москвичей Константина Маноса, которая доказывает: бумажные книги – бессмертны; черно-белые портреты Георгия Пинхасова – единственного русского фотографа в Magnum Photos; острое видение 90-х Томаса Дворжака; игра с нашими предрассудками Мартина Парра и актуальный проект Нанны Хайтманн «Просто стой и смотри» о красной зоне 52-й московской больницы. 

Фото: Ксения Квашнина/ART Узел

Корнелл Капа, брат Роберта, писал: фотографии «подобно зеркалу, отразят понимание человеческих действий и этим помогут обострить осознанность и пробудить совесть». И если вопрос, удалось ли фотографам Magnum познать ту самую «русскую душу», остается открытым, то утверждение Корнелла Капы не вызывает сомнений.

Фото: Ксения Квашнина/ART Узел

На втором этаже выставки «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum» представлена серия фотоальбомов участников. Кроме того, ЦВЗ «Манеж» организовал специальную программу, с расписанием которой можно ознакомиться на официальном сайте.

Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum