Самые удалённые

В Крокин Галерее открылась выставка "Самые удалённые" Алёны Ивановой-Йохансон. Рассказываем, в какую такую перспективу устремляется графика молодой художницы.

Впервые в Крокине художнику было дозволено расписать стену. То там, то здесь теперь подтеки краски, что, так и не достигнув горизонтальной плоскости, застыли на половине пути. Немного в них от приведений тех мест, в которых мы бываем, глубоко погрузившись в сон. Но, как правило, вспоминаем на утро уже только лишь очертания и линии самых удаленных от нас пространств. 

Выставка Алёны Ивановой-Йохансон чем-то похожа на музыку Burial. У обоих совсем немного материала в "альбоме", но есть общий мотив. Графика так же полупрозрачна, в ней так же наслаиваются друг на друга образы, так же чувствуется зыбкость и меланхолия. Ни там ни тут вы не встретите конкретики. А каждый возникающий образ будет лишен степени сравнения. В отсутствие трактовки и даже подписи (работы не имеют названий), продолжительность путешествия будет зависеть только от самого зрителя.

Наталья Сиповская в своем тексте к выставке пишет о чувственности образов Йохансон. О том, что они лишены аллегорий, что удаленность – это не направление куда-то в неведомое, а, наоборот, обращение к истокам. Мне на этом пути повстречались пока только тени. Каких же воспоминаний?

Если пространство имеет свойство сжиматься и поддаваться расслаблению, то взгляд, следуя за таким пространством, перенимает его свойства. Поэтому ничего не нужно пытаться искать, жадно выхватывать, «дорисовывать»: это ведь не тест Роршаха в самом деле. Это простое приглашение художника к зрителю: посмотри, и, может быть, что-то внутри проснется, какая-то память.

Выставка работает до 4 декабря 2016

Текст и фото: Маруся Гуляева