Секунда, умноженная на вечность

До 14 апреля в AZ museum проходит выставка «Зверев/Михнов-Войтенко. Секунда, умноженная на вечность». Это диалог двух художников, которые скорее всего, даже не были знакомы между собой. Чем интересна выставка и почему ее надо посмотреть рассказывает редактор АртУзла Ирина Паялина.

Текст и фото: Ирина Паялина

Выставка посвящена двум художникам — москвичу Анатолию Звереву, хорошо знакомому благодаря работе AZ museum и ленинградцу Евгению Михнову-Войтенко, который мало известен столичной публике, поскольку это первый музейный показ художника в Москве. 

Экспозиция первого этажа

Евгений Михнов-Войтенко (1932-1988) — ключевая фигура ленинградского андеграунда, один из первых и наиболее последовательных абстрактных художников в Советском Союзе. 

Евгений Михнов-Войтенко, обе работы называются «Весна», из цикла «Тюбики», холст, масло, 1958

С 1937 года семья художника жила в Ленинграде. В 1951 году Михнов поступил на скандинавское отделение Ленинградского института иностранных языков, с 1954 по 1958 учился в мастерской Николая Акимова в Театральном институте. Работал художником-оформителем на Комбинате декоративно-прикладного искусства, занимался оформлением интерьеров, разработкой рекламных плакатов, выставочных экспозиций, выполнял заказы декоративно-прикладного искусства. С середины 1950-х годов начал работать в абстрактно-экспрессионистической манере. В 1978 году состоялась первая персональная выставка в малом кинозале ДК им. Дзержинского на Полтавской улице в Ленинграде. В 1982 прошла персональная выставка в Москве в клубе ЖСК работников Академии наук СССР. Работы художника находятся в Государственном Эрмитаже, в Государственном Русском музее, в Центре Помпиду, в других институциях и частных собраниях.

На открытии выставки

Наталья Опалева, директор AZ museum рассказала на открытии выставки, что когда-то совершенно случайно наткнулась на старую статью Михаила Кулакова 1981 года о московской и ленинградской художественных школах 50-60-х годов 20 столетия, в которой автор сравнивал Анатолия Зверева и Евгения Михнова-Войтенко. Она задумалась, допустимо ли такое сопоставление?

Евгений Михнов-Войтенко, «Натюрморт» 1957-1958 и «Двое в городе» 1955, холст, масло

Анатолий Зверев родился в 1931 и умер в возрасте 55 лет. Евгений Михнова-Войтенко родился годом позже и прожил 56. Оба всю жизнь были в поисках своего художественного языка, много писали об искусстве, были связаны с театром, вели непрекращающийся внутренний диалог о смысле жизни и творчестве. Каждый был легендарной фигурой в своем городе, у обоих яркий период творчеств пришелся на 1950-1960-е года, при этом они держались в стороне от союзов и объединений, практически не участвовали в групповых выставках, при этом были известны за рубежом. Еще их роднят художественные эксперименты, скорость работы, большое наследие и след в истории искусства. 

Автопротреты: Анатолий Зверев 1957 и Евгений Михнов-Войтенко 1957

На выставке зрителям предлагается продолжить тему сравнений и параллелей, поразмышлять о жизненном пути художников, но главное – познакомится с работами, погрузиться в них, постараться прочувствовать.

Экспозиция первого этажа

Максимально понятно выстроена архитектура выставки: на первом этаже в самом начале шкала времени с ключевыми этапами жизни художников, следом – два автопортрета, оба написанные в 1957 году. И сразу идет четкое цветовое деление: на сером фоне работы Евгения Михнова-Войтенко, на бордовом – Анатолия Зверева. Картины подобраны так, чтобы между ними действительно выстраивался диалог.

Евгений Михнов-Войтенко из цикла «Тюбики», бумага, масло, 1957

Второй этаж полностью отдан Евгению Михнову-Войтенко. Можно увидеть наиболее известную серию «Тюбики», которую в каталоге описывают как «новаторскую по меркам международного современного искусства». Работ в этой серии не много, четыре хранятся в коллекциях Русского музея, еще одна в «Новом музее» в Санкт-Петербурге. 

Экспозиция второго этажа, Евгений Михнов-Войтенко 

В том же зале впечатляющие три квадратные работы 1,5*1,5 метра на картоне, выполненные нитроэмалью в 1961 году, с которой экспериментировал художник: «Аль Фреско» и две под названием «Композиция». Таких названий, как «Композиция» или «Абстрактная композиция» будет очень много, потому что сам художник старался не давать названия своим работам. 

Евгений Михнов-Войтенко, из цикла «Хоралы», бумага, тушь, акварель

В зале на 3-ем этаже художники снова встречаются вместе. Интереснейшие серии начала 60-х годов Михнова-Войтенко – это «Дневник невыдуманных образов», где художник работает тушью по бумаге, делая буквально короткие росчерки, это карандашная серия «Вакханалии», цикл «Хоралы», где тушь наносилась на влажную бумагу, создавая удивительные разводы, в которых угадывается готическая архитектура.

Анатолий Зверев, абстрактные композиции, бумага, гуашь, 1955-1958

Эти работы соседствуют с супрематическими композициями Анатолия Зверева, выполненными тушью по бумаге, и с «погорелыми» работами, которые в прямом смысле горели в папке у коллекционера Георгия Костаки, но остались нетронутыми. Многие из работ Зверева ранее не демонстрировались ранее, в частности абстрактно-экспрессионистские опыты художника. 

Евгений Михнов-Войтенко, из цикла «Касания», бумага, тушь, 1959

Завершают экспозицию две «Бабочки»: «Композиция» 1967 года на картоне нитроэмалью Евгений Михнова-Войтенко и «Супрематическая композиция» 1959 года пастелью по бумаге Анатолия Зверева. 

К выставке музей выпустил отличного качества каталог. Кроме этого, на сайте AZ museum представлена в цифровом виде вся коллекция музея, включая работы Анатолия Зверева и Евгения Михнова-Войтенко. И есть отдельный сайт о Евгении Михнова-Войтенко, где можно найти архивные материалы.

Экспозиция второго этажа, Евгений Михнов-Войтенко 

Однако, мы рекомендуем посмотреть выставку и увидеть работы художников своими глазами.

Экспозиция первого этажа. На бордовом фоне работы Анатолия Зверева, супрематические композиции, бумага, гуашь

Выставка «Зверев/Михнов-Войтенко. Секунда, умноженная на вечность», 17 ноября по 14 апреля 2024. 18+

Кураторы: Сергей Попов, Серафима Кострова, Наталья Волкова

AZ museum: Москва, ул. 2-ая Тверская-Ямская, д. 20-22 стр. 2, ближайшее метро Маяковская

Время работы: вт-ср, пят-воск 12:00-20:00, чт 12:00-21:00, понед. - выходной