Сергей Хачатуров: «Думаю, что в ближайшее время вновь начнет возрождаться система низовой инициативы. …»

В конце апреля 2022 года в Московском музее современного искусства состоялось открытие выставки художников Алексея Политова и Марины Беловой под названием «Машинерия зрелищ». Сергей Чебатков встретился с куратором проекта, преподавателем МГУ и Школы мультимедиа искусств им. Родченко Сергеем Хачатуровым и побеседовал о театре теней, трикстерах и будущем отечественного искусства.

Текст: Сергей Чебатков 

Ваш проект – это первая большая выставка Алексея Политова и Марины Беловой за последние четверть века. Можно ли сказать, что это некое подведение творческих итогов?

Не думаю, что в данном случае речь может идти о подведении итогов. Искусство этого дуэта отличается тем, что в нем нет векторности, свойственной концептуальным проектам, которые обычно планируются, как математическая задача. Здесь совершенно другая природа искусства, которая даже не подразумевает такое понятие, как «итоги».  

А в чем заключается природа этого искусства?

Эти художники работают с темой художественной стихии, связанной с эстетикой и поэтикой карнавала, наивного искусства, народного искусства, нео-брутализма, - того, что традиционно маркируется, как низовой фонд культуры. И этот низовой фонд, как мы прекрасно знаем, является питательной основой для многих художественных свершений, в частности, Авангарда и так далее.  Марина и Леша во многом стихийные ребята, которых можно назвать в каком-то смысле трикстерами, такими интервентами в чопорную конвенциональную и очень правильную репрезентацию современного искусства с иерархией, с определенными регистрами всяких идей и идеологий. Они всегда нарушают, ломают эту конструкцию. Сегодня низовая культура - это, например, эстетика комикса и мемов, и тому подобного. Она создает такую круговерть, такой странный хаос, в котором человек себя по-другому ощущает и видит мир наизнанку. Вот эта тема, мир наизнанку, мне кажется, тоже принципиальна для эстетики и поэтики дуэта Белова – Политов. 

Целый ряд работ на выставке связан с проблематикой тени. Почему?

Мир иллюзий и теней, это вообще очень старая карнавальная тема. Ведь теневая проекция нередко выступает как пародия на номенклатурные официальные образы и позволяет увидеть посторонним их хтоническую, трикстерскую природу. Тени дают объем, такое тайное понимание мира, некую цельность и честность, которая так необходима как раз в переломные кризисные времена.  И вот поэтому с тенями Марина и Леша работают очень давно. Тени сродни оптическим иллюзиям, которые, кстати, были впервые апробированы именно в ярмарочном, карнавальном контексте. Когда делали всякие ящики, например, диорамы, косморамы и там разыгрывали театр теней с помощью всевозможных приспособлений, механизмов оптических и зеркал. Все это можно увидеть и в нашей экспозиции. И как раз, мне кажется, опрокидывание официальной культуры в такую карнавальную вольницу, оно происходит во многом благодаря театру теней тоже. Ведь к теме анимации и зрелищ очень чувствительно сознание ребенка, который сидит в каждом из нас. 

 А. Политов и М. Белова. Отбрасывая тени. 2020. © Собственность авторов

Марина и Алексей в роли трикстеров, играющих с тенями, показывают зрителям, как вы только что сказали, в том числе и темную, хтоническую природу вещей. Как это выражено в экспозиции? 

Мир, приобретающий объем, когда в нем появляются тени, всегда связан с темой хтонического. Он становится неподконтрольным и разуму, и неким правилам, в том числе этическим. И это, кстати, тоже во все времена определяло низовую и карнавальную культуру. Давайте вспомним, как остро и иногда непотребно шутили персонажи комедии дель арте. Перефразируя Паоло Веронезе, шуты, поэты и сумасшедшие неподцензурны даже в период инквизиции.

Но в данном случае важно то, что и у Марины, и у Леши нет той самой программы, которая бы показывала исключительно, например, критическую или социальную диагностику общества. У них есть такие спонтанные вспышки, которые не систематизируются в программу критики, а присутствуют как агенты, например, в некоторых их поэтических образах. У них очень много таких конструкций в виде разброшюрованных комиксов со скетчами, текстовыми и визуальными афоризмами.  И вот некоторые из этих афоризмов действительно больно попадают в нерв нашего очень непростого времени. 

А. Политов и М. Белова. Равновесие. 2001. © Собственность авторов

Посетители выставки, знакомые с отечественным современным искусством, наверняка обратят внимание, что отдельные работы Марины и Алексея похожи на произведения, созданные в те же периоды времени другими отечественными художниками. Например, Гошей Острецовым или Гришей Брускиным.  Это закономерность, связанная с какими-то общими законами развития искусства, либо просто случайность?

Я думаю, что это закономерность, связанная с общими процессами в искусстве. Но интересно, что Марина и Алексей, никогда не пытаются систематизировать свой стиль, разложить его по полочкам. Они готовы принять в качестве темы, материала различные модули, различные образные структуры. Потому что вот в данном случае они не пытаются застолбить за собой какое-то копирайтерство. И когда им какая-то тема кажется интересной, они ее берут. И в свою эту кутерьму веселую или, наоборот, трагифарсовую, Мариной и Лешей бросается многое, что дает возможность ощутить процесс карнавализации и пародирования всей системы, в том числе всей истории искусств. И поэтому здесь Гриша Брускин может быть на равных правах, вместе с античной пластикой, и с художниками эпохи Ренессанса, и с мировым авнгардом. И это все включается в контекст травести, который очень важен для опрокидывания мира и показа его наизнанку. 

А. Политов и М. Белова. Дино. 2014. © Собственность авторов

На какие работы вы порекомендовали бы обратить особое внимание, из тех, что представлены сегодня в экспозиции? 

Конечно же, на серии, если так можно выразиться, лубков - комиксов, поскольку там текст и изображение активно соперничают за внимание зрителя. Они как будто и провоцируют, и дубасят друг друга, как карнавальные куклы в ярмарочных балаганах. Изображение живет своей активной жизнью и помещается в пространство мощного диалога опять же в контексте травести, пародии на классическую историю искусства. Поэтому эти серии нужно смотреть и неспешно читать. Нужно спокойно прийти, посмотреть и еще даже ощутить вкус поэтического слова, поскольку некоторые афоризмы придуманы Александром Тимофеевским, известным поэтом, который, как все знают, автор песенки «Пусть бегут неуклюже». А на самом деле он серьезный поэт уровня, мне кажется, Тимура Кибирова и Льва Рубинштейна. Это тоже такое пародирование во многом московского концептуализма изнутри. 

А. Политов и М. Белова. Серия Про желания. 2019.© Собственность авторов

Также, на мой взгляд, очень интересны кинетические объекты, которые Алексей и Марина специально воссоздали к выставке. Это развеселит и, может быть, обеспечит хорошее настроение детям. Есть еще целый театр теней, где можно увидеть проекции, как в волшебном фонаре, пляшущие тени из эпохи неолитической живописи и всевозможные символы мировой культуры. Понять и ощутить в полной мере замысел художников можно, только находясь внутри колбы волшебного фонаря. Никакая фотография  этого не передаст. 

Кроме того, очень важны объекты, связанные с реконструкцией перформансов и хэппинингов нулевых и десятых годов, которые тоже специально были воссозданы в рамках нашего проекта. Многих деятелей арт-сообщества того времени уже нет в живых. И поэтому, может быть, важно здесь вспомнить их. 

А. Политов и М. Белова. Серия Про желания. 2019. © Собственность авторов. © Собственность авторов

Сергей, в заключении хочу задать вопрос конкретно вам. Как вы считаете, в каком направлении будет развиваться в ближайшее время отечественное искусство? 

Думаю, что в ближайшее время вновь начнет возрождаться система низовой инициативы. Как это было в 80-е. Может быть, возникнет поэтому отдельная повестка, связанная с социальной какой-то низовой активностью. Опять появятся самоорганизующиеся сообщества. Потому что государственные институции, скорее всего, будут делать проекты, связанные преимущественно с классическим искусством. Что, может быть, и неплохо. 

Современное искусство, поддерживаемое грантами по всему миру, это, в известном смысле, бюрократия, номенклатура, и попытка встроиться в некую систему заданных трендов. А вот все, что прорастает совсем снизу, - это вне системы. И, поэтому имеет некий заряд честности, большую откровенность высказываний и большую точность смыслов.