Серия онлайн-семинаров: время (для) культурной медиации с 3 ноября по 1 декабря

18:00, 03 ноября 202121:00, 01 декабря 2021
|
Онлайн

В рамках семинаров, приуроченных к выпуску российского издания книги «Время культурной медиации», педагоги, кураторы и исследователи образовательных практик из Швейцарии и России обратятся к проблемам арт-медиации, поднятым в публикации, и предложат свое видение функций, целей и возможностей данного формата. Книга коллектива авторов под руководством Кармен Мёрш на русском языке выйдет в начале 2022 года и будет доступна онлайн для всех желающих. 

Распространение практик арт-медиации в России нередко связывают с европейской биеннале современного искусства «МАНИФЕСТА 10», проходившей в Санкт-Петербурге в 2014 году. Именно тогда понятие «арт-медиации» было впервые интегрировано в российскую музейную практику. С тех пор арт-медиация получила широкое распространение в российском контексте: с 2015 года формат проектно применяется в «Гараже», на Уральской биеннале и на многих других площадках. Однако вплоть до сегодняшних дней среди российских деятелей искусств не существует единого понимания термина арт-медиации. Каждый культурной работник этой сферы вкладывает в понятие что-то свое: многие вопросы, касающиеся его значения и присущей ему проблематики, с тех самых пор остаются нерешенными. Поэтому одна из целей семинаров и грядущего выпуска переведенной книги Кармен Мёрш — понять, что российские и швейцарские эксперты вкладывают в этот термин, выявить основные черты и характеристики арт-медиации.

Онлайн-семинары обращаются к ряду ключевых идей, разработанных Мёрш, и размещают их в конкретных обстоятельствах образовательных практик в культурных институциях современной России и Швейцарии. Вместе с тем, принимая во внимание контекст, в котором практики медиации получили свое распространение в России, возникает вопрос, насколько релевантно применение этого термина для обозначения образовательных процессов, происходящих вне институций современного искусства. Существуют ли какие-либо концептуальные или методологические различия между медиацией в более консервативных культурных учреждениях и медиацией в музеях современного искусства? Каковы цели медиации и ее наиболее важные функции в обоих институциональных пространствах? Эти вопросы формируют отправную точку для серии дискуссий между исследователями и практиками художественного образования из России и Швейцарии. 

Программа семинаров разбита на два смысловых блока, названия которых отсылают к одноименным главам книги «Время культурной медиации»: «Как работает медиация?» и «Кто выступает медиатором?». Каждый из блоков, в свою очередь, состоит из двух встреч. Первый блок в большей степени сконцентрирован на докладах спикеров и обсуждении, а второй приглашает слушателей к участию в коллективной практике под руководством спикеров. 

Условия участия:

  • Семинары пройдут в Zoom на русском и английском языках с синхронным переводом с трансляцией на Youtube по ссылке.
  • Участие бесплатное по предварительной регистрации.
  • Для участия в практическом семинаре 1-го декабря необходимо знание английского языка.

Публикация книги и сопровождающая ее программа подготовлены Уральской индустриальной биеннале современного искусства и Музеем современного искусства «Гараж» при поддержке Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция. Семинары организованы при поддержке Фонда президентских грантов.

Скачать программу можно по ссылке. 

РАСПИСАНИЕ

ВВОДНАЯ ВСТРЕЧА 3 ноября | 20:00 (ЕКБ) / 18:00 (МСК)

Кураторы программы онлайн-семинаров: Алина Белишкина, Дарья Маликова и Марина Романова, расскажут, какая идея стоит за организацией этих встреч, об их темах и спикерах. Они также обсудят актуальность издания книги «Время культурной медиации» и расскажут об организационной стороне встреч. К кураторам присоединятся со-автор книги — Кармен Мёрш и куратор публичных программ Музея «Гараж» Анастасия Митюшина. Они поделятся своим взглядом на медиацию сегодня, спустя десять лет после написания книги.

О спикерах:

Кармен Мёрш — профессор художественного образования Майнцской академии искусств Университета Йоханнеса Гутенберга, Германия. С 2008 по 2018 год она возглавляла Научно-исследовательский институт художественного образования Цюрихского университета искусств, Швейцария. С 2011 года по сегодняшний день она ведет докторскую программу «Художественное образование» в Университете прикладных искусств в Вене. Приглашенный научный сотрудник и преподаватель в многочисленных высших учебных заведениях по всему миру. Вместе с Норой Ландкаммер она формирует коллектив e-a-r (образование и исследования в области искусства). Является членом сети «Еще одна дорожная карта для художественного образования», которая объединяет коллег, стремящихся совместно анализировать и развивать художественное образование с точки зрения эмансипации и деколонизации.

Алина Белишкина — педагог, куратор и художница. Училась на программе кураторских исследований (CuMMA) Университета Аалто, Хельсинки, а до этого в Смольном Институте (Факультет свободных искусств и наук СПбГУ). С 2011 года преподает теорию и практики современного искусства в различных образовательных институциях Санкт-Петербурга и Москвы. Куратор и участница международных и российских выставок и программ (исследовательский павильон 57-й Венецианской биеннале, BBX Crit Sessions, documenta studies (Кассель) и пр.). Была приглашенным лектором в Центре фотографии им. братьев Люмьер, Культурном центре ЗИЛ, Школе Родченко и др.

Дарья Маликова — психолог, искусствовед, специалист в области музейного образования. Сотрудник отдела специальных проектов Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина, куратор программы медиации Уральской индустриальной биеннале современного искусства и руководитель «Школы медиации» (artmediation-school.ru), член исследовательской группы и соавтор монографии «Что-то новое и необычное: исследование аудитории современного искусства в крупных городах России», участник проектной группы «Лаборатории индустриальности».

Анастасия Митюшина — куратор, практик неформального образования. В 2004 году окончила факультет истории и теории искусства Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Работает в Музее современного искусства «Гараж» с 2010 года, сначала как руководитель образовательного отдела (2010–2014), затем как куратор публичной программы. Публиковалась в «Художественном журнале», журнале «Артхроника» и на портале «Артгид». Является приглашенным лектором Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва) и бизнес-школы RMA (Москва), педагог Благотворительного фонда «Шалаш» (Москва).

Марина Романова — менеджер публичных программ отдела просвещения Музея современного искусства «Гараж». Магистр кафедры музеологии факультета истории искусств Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) по направлению «Социокультурные проекты», выпускница бакалавриата факультета коммуникации, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) (Москва) по направлению «Политическая журналистика». Автор социокультурных проектов, связанных с арт-медиацией и подкастами в музее.

Участие бесплатное по предварительной регистрации по ссылке.

Онлайн-трансляция семинара на YouTube-канале «Гаража» по ссылке.

КАК РАБОТАЕТ МЕДИАЦИЯ? 10 ноября | 20:00 (ЕКБ) / 18:00 (МСК)

На первой встрече в рамках темы «Как работает медиация?» Бернадетт Сеттел и Дарья Бочарникова рассмотрят медиацию как социальную и перформативную практику с точки зрения того, как она участвует в учреждении и/или изменении институций, в которых реализуется. По Мёрш, медиация может утверждать (affirm) институции, воспроизводить (reproduce), деконструировать (deconstruct) или трансформировать (transform) их. Последняя — трансформативная — функция медиации и станет предметом нашего особого внимания в рамках первой темы семинара. Мы обсудим потенциал медиации к преобразованию институций на самых разных уровнях и с разных позиций: посредством критики процедур канонизации и легитимации нормативных знаний или через вовлечение в процессы принятия программных решений различных сообществ и социальных групп «извне». Также будет рассмотрено, какую роль медиация играет в изменении статуса музея, в превращении его в пространство для коллективного, общественно значимого, политического высказывания. Наконец, будет задан вопрос, действительно ли медиация является образовательной практикой и какую форму совместности она позволяет осуществлять.

Модератор встречи: Алина Белишкина

О спикерах:

Бернадетт Сеттел — медиатор, теоретик, преподаватель Цюрихского университета искусств (ZHdK). Сеттел проводит исследования на стыке искусства и общества, уделяя особое внимание образованию, современному искусству, перформансу, гендерным и медиаисследованиям. Сеттел была главой образовательного отдела 5-й Берлинской биеннале (2008), реализовывала образовательные и социокультурные проекты в рамках documenta 12 (2007) и до 2011 года выступала со-редактором электронного журнала Art Education Research. С 2008 по 2011 год она проводила исследования в рамках проекта «Арт-медиация в трансформации» (Kunstvermittlung in Transformation) в Институте художественного образования Университета искусств (ZHdK), а с 2015 по 2019 год участвовала в инициативе «На что способно искусство? Об актуальности политически ангажированного искусства с 1960 года» в Университете прикладных наук и искусств Люцерна. 

Дарья Бочарникова — историк архитектуры, преподаватель, куратор и советник по институциональному развитию Центра изящных искусств BOZAR, научный сотрудник департамента истории KU Leuven (Бельгия). Автор концепции второй Кураторской школы NEMOSKVA (2020–2021).

Участие бесплатное по предварительной регистрации по ссылке.

Онлайн-трансляция семинара на YouTube-канале «Гаража» по ссылке.

КАК РАБОТАЕТ МЕДИАЦИЯ? ПРАКТИКА. 15 ноября | 20:00 (ЕКБ) / 18:00 (МСК)

На второй встрече темы «Как работает медиация?» Сюзанн Кудорфер и Александр Иванов расскажут о своих практиках и поделятся опытом создания образовательных проектов и программ арт-медиации в культурных институциях Швейцарии и России. Целью этой встречи будет коллективная работа над созданием мультиязычного «Ридера по арт-медиации». Спикеры предложат материалы для сборника и обсудят свой выбор. В свою очередь, участники семинара будут иметь возможность включить в «Ридер» важные им тексты на любом языке и поделиться своим пониманием функции арт-медиации и ее воздействия на институции, исходя из своего уникального опыта. Тексты Ридера зарегистрированные участники и слушатели семинаров получат на электронную почту, указанную при регистрации.

Модератор встречи: Алина Белишкина

О спикерах:

Сюзанн Кудорфер — культурный медиатор и педагог. Получив образование в области истории искусств, педагогики и социальной психологии, она начала работать в детском музее в Мюнхене. После, в течение десяти лет, она занималась связями с общественностью и обслуживанием посетителей в Баварских государственных собраниях картин (Старая и Новая Пинакотеки, Пинакотека современности, Дворцовая Пинакотека). В 2009 году Сюзанна переехала в Швейцарию и работала руководителем отдела просвещения в Художественном музее Люцерна. Входила в исследовательскую группу «Арт-медиация в трансформации» (Kunstvermittlung in Transformation), публиковала статьи по искусству и культурной медиации, а также долгое время преподавала в Университете прикладных наук и искусств Люцерна. Сюзанна была руководителем образовательного отдела в Швейцарском музее под открытым небом Балленберг, а сейчас занимает такую же должность в Музее изящных искусств Лихтенштейна.

Александр Иванов — работник культуры, педагог, куратор художественных, образовательных и комьюнити проектов. С 2017 — руководитель арт-студии петербургской общественной организации «Перспективы» при ПНИ № 3 в Петергофе. Сфера общих профессиональных интересов — критическая и институциональная педагогика, образовательный поворот в искусстве, эстетика инклюзии, disability studies. Текущие кураторские практики сосредоточены на исследовании современной российской «инклюзивности» как территории столкновения различных интересов, способствующих (или сопротивляющихся) возникновению новых форм эстетики и социальных отношений внутри мира искусства и за его пределами. Сотрудничал с рядом российских и международных организаций, таких как Европейская биеннале современного искусства «Манифеста 10», Молодежный образовательный центр Государственного Эрмитажа, Музей современного искусства «Гараж», Северо-Западный филиал ГЦСИ, CEC ArtsLink, Галерея современного искусства Ў в Минске и другими. Редактор (совместно с Жоаной Монбарон, Мариной Гржинич и Анетой Стойнич) сборника Tracings out of thin air: establishing oppositional practices and collaborative communities in art and culture (2018).

Встреча проходит на русском языке с синхронным переводом на английский язык. Регистрация по ссылке. 

Участниками семинара могут стать 20 человек, готовых предложить тексты для «Ридера» или принять участие в обсуждении.

Онлайн-трансляция семинара на YouTube-канале «Гаража» по ссылке.

КТО ВЫСТУПАЕТ МЕДИАТОРОМ? 24 ноября | 20:00 (ЕКБ) / 18:00 (МСК)

Семинары, посвященные вопросу «Кто выступает медиатором?» откроются встречей с Шарлотт Лобар и Алексеем Бойко, на которой спикеры обратятся к фигуре арт-медиатора и рассмотрят проблему его агентности в разных институциональных и социальных контекстах. Какую позицию занимает медиатор и в какой мере он идентифицирует себя с институцией, от имени которой он держит речь? Является ли его деятельность исследовательской и если да, то каким это исследование оказывается: научным или художественным? Каковы эффекты и аффекты медиации и кем является медиатор — институциональным критиком, перформером, педагогом или проводником зрителя, — тем, кто умело нейтрализует субверсивный эффект искусства или, напротив, открывает пространство для случайного и незапланированного коллективного опыта? Как ему это удается?

Модератор встречи: Алина Белишкина

О спикерах:

Шарлотт Лобар — искусствовед, декан факультета изобразительных искусств в Университете искусств и дизайна HEAD (Haute école d'art et de design)—Genève, где она преподает с 2013 года. Шарлотт работала в различных институциях современного искусства: Центр современного искусства P.S.1 в Нью-Йорке (1999–2000), Музей современного искусства Кастелло ди Риволи в Турине (2002–2005), Пинчук Арт Центр в Киеве (2005–2006) и руководила CAPC, Музеем современного искусства в Бордо (2006–2013). В своей практике она стремится выйти за рамки традиционных дисциплин, поставить под сомнение доминирующие модели интерпретации и формулировать альтернативы сложившейся истории искусства.

В 2017 Шарлотт была художественным руководителем фестиваля Nuit Blanche в Париже, а в 2019 году курировала Павильон Швейцарии на Венецианской биеннале (проект «Движение назад» Полин Будри и Ренаты Лоренц). Лобар также является соучредителем и медиатором Швейцарской версии международного проекта New Patrons, который исследует способы вовлечения публики в создание произведений искусства.

Алексей Бойко — ведущий методист по музейно-образовательной деятельности Государственного Русского музея, доцент кафедры теории и истории архитектуры и искусств СПбГХПА, кандидат искусствоведения, лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства. Автор многочисленных публикаций по проблемам музейной педагогики и социокультурной роли музея. 

Участие бесплатное по предварительной регистрации по ссылке.

Онлайн-трансляция семинара на YouTube-канале «Гаража»  по ссылке.

КТО ВЫСТУПАЕТ МЕДИАТОРОМ? ПРАКТИКА. 1 декабря | 20:00 (ЕКБ) / 18:00 (МСК)

Вторая встреча в рамках темы «Кто выступает медиатором?» является заключительной для всего цикла семинаров. На ней исследовательница и арт-медиатор Гила Колб расскажет о своем опыте работы с командой арт-медиаторов на documenta 14 и поделится своими текущими интересами, среди которых особое место занимает медиация как активистская и антирасисткая практика. На встрече участники семинара вместе с организаторами обсудят вопросы из блога «Слово арт-медиаторам», который Гила ведет более 6 лет, и их ответы, сформулированные коллективно, будут впоследствии опубликованы онлайн. 

Модератор встречи: Алина Белишкина

Также в заключительной встрече примут участие Дарья Маликова и Марина Романова

О спикере:

Гила Колб — исследователь, педагог и арт-медиатор. Профессор дидактики искусств в Университете Швица (Университет педагогического образования Швица, Швейцария). Ранее она работала преподавателем в Высшей школе искусств и Педагогической высшей школе Берна, в Кельнском университете, Бременском университете и Художественной школе Касселя. Она является соучредителем кассельского «агентства художественного образования», редактором блога «Слово арт-медиаторам» и соредактором учебного пособия по образованию в искусстве «MYOW». Основные направления работы: пост-дигитальное художественное образование, стратегия и агентность арт-педагогов, разучивание рисованию на уроках искусства. Публикации: Сдвиг (2012), Что дальше? Художественное образование (2015), Art Education Research № 16 (2019), vermittlung vermitteln (учиться разучиваться) (2010), «Постцифровое, постинтернетное искусство и образование: будущее везде» (2021). Гила интересуется практикой антирасистской медиации в искусстве, вопросами дигитализации и проблемой сбалансированности ресурсов сфере арт-образования.

Встреча проходит на английском языке с синхронным переводом на русский язык. Регистрация по ссылке.

Участниками семинара могут стать 20 человек, готовых включиться в обсуждение. 

Также в семинаре можно принять участие в качестве слушателя по ссылке.