События 1-7 апреля

12:00, 01 апреля 2019

Post 3D

05.04.19-02.06.2019

Электромузей в Ростокино

Технологии симуляции реальности давно уже конкурируют с самой реальностью. Спецэффекты в киноиндустрии настолько правдоподобны, что в них верится больше, чем в натурные съёмки. Поэтому для художников, работающих с 3D-технологиями, симуляция реальности давно уже не представляет никакого интереса. Их взгляды обращены в сторону создания нереального, и использование программных пакетов и многочисленных плагинов нацелено на создание новой пост 3D-реальности.

В то время, как одни авторы углубленно вникают в 3D пакеты и плагины, с целью добиться необычных эффектов, создать физически и оптически невозможные объекты и миры, другие авторы используют всю мощь пакетов для создания концептуальных сцен и анимации. Первые, как правило обращаются к опыту генеративного искусства и геометрической абстракции, создавая невозможные в нашем физическом мире анимации и сюжеты. Вторые часто обращаются к опыту дадаизма и сюрреализма для выстраивания странных сцен, нагруженных сложными смыслами. Есть художники, концептуально осмысляющие саму платформу 3D моделирования и анимации, иногда это носит ироничный, иногда научный характер.

Есть художники, которые сами создают плагины и программируют эффекты, таких немного, но тем ценнее их опыт.

Благодаря распространению бесплатных пакетов для производства и хакинга 3D-игр возникло целое направление, художественно осмысляющее индустрию гэйминга. Ряд авторов активно использует машиниму для создания своих видеофильмов.

Возникновение и распространение технологии дополненной реальности дало сильный импульс для создания мобильных 3D-приложений и активному их использованию в социальных сетях. В Instagram, Snapchat появились яркие звезды, создающие маски для селфи, у которых до полумиллиона подписчиков.

Тотальное проникновение 3D во множество сфер производства образов в свою очередь инспирировало художников, работающих с материальными технологиями и технологиями 3D-печати.

Opus incertum

1.04.2019-30.04.2019

Антикварный центр 

Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект  «Opus incertum» (принцип древнеримской нерегулярной каменной кладки) в Антикварном центре на Садовом.

Название выставки определил ее жанр - работы разного времени и разных циклов, созданные в различных материалах и технике. Другая причина так назвать выставку –собственно тема Рима, которая больше пяти лет остается главной в работах художника. Начавшись образом Вечного города, сегодня эта тема стала шире - вглядывание в античность, феномен ее присутствия в современности, возможность по-прежнему видеть в античности сегодня живой эталон и меру - это пластическое размышление стало темой для последней серии работ в живописи и печатных техниках.

Экспозиция развернута в залах недавно открытого московского Антикварного центра - новая площадка, объединяющая лучшие антикварные галереи, что создает для выставки Ян уникальную культурно-историческую перспективу. А все вместе - и современное авторское высказывание, и искусство, преодолевшее время, образуют еще один смысловой Opus incertum.

Татьяна Ян относится к тем современным художникам, которые возвращают зрителя к историческим высотам мирового искусства, поднимая феномен ускользающей актуальности до контекста вечных ценностей. 

География поиска ее творческих вдохновений располагается на территории различных стран, в толще различных культур. Художник постоянно путешествует, и цель этих передвижений – проникновение в глубину художественного опыта посещаемого места, его памятников искусства и архитектуры. 

Французские каникулы

4.04.2019-23.06.2019

Центр фотографии братьев Люмьер

Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет выставку Жана-Даниэля Лорье – одного из самых известных фотографов Франции, мировой легенды фотографии моды. Становление Лорье, как fashion-фотографа приходится на 1970-е и 80-е годы, период расцвета индустрии моды и глянцевых журналов. Лорье получил широкую известность, работая с крупными изданиями, включая Vogue, L’Officiel, Harper’s Bazaar, а также с домами высокой моды – Dior, Lanvin, Cartier и Céline среди прочих. Он работал с такими знаменитостями, как Мария Каллас, Шарль Азнавур, Фрэнк Синатра, Одри Хепберн, Карла Бруни, Летиция Каста, Клаудия Шиффер. 

На персональной выставке автора будут представлены работы 1970-х, 80-х и 90-х годов. В поисках солнца и атмосферы dolce vita, Лорье снимал супермоделей и знаменитостей в райских уголках планеты, среди которых Марокко, о. Маврикий, Сейшельские острова. Как говорит сам автор: «Я решил выразить свободу и счастье в своих фотографиях». 

В рамках выставки пройдет встреча с Жаном-Даниэлем Лорье, на которой фотограф расскажет о своем творчестве, многочисленных путешествиях, fashion-фотографии и работе с именитыми домами мод и мировыми глянцевыми журналами. 

Paramount Comedy Fest

5.04.2019-7.04.2019

Творческий квартал Vernissage

С 5 по 7 апреля состоится первый Московский международный фестиваль Paramount Comedy Fest. Он задействует всю территорию творческого квартала Vernissage, примет более 150 комиков со всего мира и представит шоу в жанрах стендапа, импровизации, открытого микрофона, прожарки и многих других. 

Список артистов, которые выступят на фестивале, насчитывает более 150 имен. Среди них известные российские комики: Руслан Белый («Прожарка», «Чужие шпаргалки»), Владимир Маркони (Q&A), Андрей Бебуришвили («Прожарка»), Артур Чапарян (гала-концерт), Ирина Чеснокова («Прожарка»), Денис Чужой (сольный концерт, гала-концерт) и др. Специально для участия в Paramount Comedy Fest в Москву приедут гости из Австралии, Израиля, Латвии, Украины и других стран: Гоша Бодрый, Сергей Горох, Влад Слободов, Александра Шабалина, Андрей Щегель и др.  

Мероприятия фестиваля пройдут как на территории резидентов творческого квартала Vernissage, так и на улице. Зрители увидят шоу в уже популярных форматах и менее известные жанры, среди которых сессии Q&A (от questions and answers, с англ. вопросы и ответы — возможность задать вопросы комикам); шоу картинок (комик выступает со стендапом, а профессиональный художник рисует иллюстрации и выводит их на экран); «чужие шпаргалки» (импровизационное шоу Кирилла Сиэтлова в формате set list: на экране появляется тема, комик на сцене должен придумать шутки или смешную историю на эту тему) и др. 

Вход на мероприятия, которые пройдут до 18:00, бесплатный. Абонемент на шоу после 18:00, будет стоить 500 рублей за три все три дня фестиваля. Цена действительна до 1 апреля, приобрести билет можно на сайте фестиваля или через сервис Timepad

Форум уличного искусства

2.04.2019-7.04.2019

Образовательный центр ММОМА

Московский музей современного искусства совместно с Фондом RuArts и Институтом исследования стрит-арта представляют «Форум уличного искусства», посвященный исследованию стрит-арта, паблик-арта и граффити. В рамках авторских выступлений, публичных дискуссий и выставочных проектов будет рассмотрено, как актуальные художественные процессы в сфере уличного искусства влияют на формирование современного городского пространства и какие медиумы, техники и темы интересуют художников, работающих на улице.

Программа Форума будет поделена на несколько секций, охватывающих разные направления: выставка «Стена», дискуссии, авторские выступления, книги и ЗИНы, стикер-фест, стрит-док, музыка.

Выставка «Стена»

Групповой выставочный проект раскроет тему «стены» в искусстве художников граффити среды и уличной волны, где «стена» является не только медиумом, но обладает индивидуальными характеристиками и выступает в качестве соавтора и соучастника процесса создания работы. В рамках проекта будет показано более 40 работ в различных техниках изобразительного искусства, таких как живопись, графика, объект, фотография, ассамбляж, коллаж, изделия из фарфора. На выставке представлены работы из фонда RuArts.

В рамках выставки будут показаны проекты художников 0331с, Giwe, Gred, Dusto и SAM, Алексей Luka, Марат Morik, Миша Most, Nootk, Super, Zoom, Дмитрий Аске, Миша Бурый, Глаз, Гриша, Стас Добрый, Максим Има, Кирилл Кто, Иван Найнти, Сергей Овсейкин (Zukclub), Алексей Партола, Слава Птрк, Реванш, Сциссор, Твикс, Команда «Той», Турбен, Никита Щукин (Graffitifox) и других. Куратором проекта выступит Анна Нистратова.

Авторские выступления

Блок авторских выступлений на тему «Стрит-арт и новые технологии» объединит выступления художников Владимира Абиха, Андрея Adno, и Миши Most, которые расскажут о своих экспериментах в области медиаискусства, исследованиях новых возможностей виртуальных общественных пространств и дальнейшем развитии уличного искусства. Художник и куратор Артём Филатов представит свой фильм «Теплые стены» и опишет уникальную практику использования стрит-арта для градозащитной деятельности в Нижнем Новгороде. А куратор и исследователь Анна Нистратова расскажет о тесной связи стрит-арта и мультипликации.

Дискуссии

В рамках Форума будет организовано два обсуждения на тему спорных и наиболее актуальных для уличного искусства вопросов, ответить на которые постараются известные художники, кураторы и продюсеры, арт-критики, галеристы и архитекторы. Основная задача дискуссии «Конфликт как движущая сила уличного искусства» — разобраться в противоречивых тенденциях уличного искусства, узнать и обсудить различные точки зрения на спорные вопросы. Ключевая цель дискуссии «Стрит-арт и паблик-арт VS монументальное искусство» — понять, чем визуальная пропаганда отличается от стрит-арта, в чём ценность для города таких явлений как санкционированный паблик-арт и нелегальные уличные практики, а главное, существует ли конкуренция между художниками с уличным бэкграундом и представителями академической школы.

Книги, кинопоказы, стикер-фест и музыка

В пространстве Библиотеки ММОМА будет представлена подборка российских и зарубежных любительских малотиражных изданий — ЗИНов и книг художников, а также организована выставка-фестиваль авторских наклеек, на которой зрители смогут ближе познакомиться с таким направлением в уличном искусстве как стикер-арт.

Кроме того, в рамках Форума пройдут показы документальных фильмов об уличном искусстве российских и зарубежных режиссеров, включая российскую премьеру фильма о группе берлинских художников с граффити бэкграундом Rocco and his brothers «Blue Light».

В день окончания Форума всех гостей проекта ждет Dj Set московского коллектива ZULUWARRIOR.

Полная программа и регистрация здесь.

Intuition

1.04.2019-11.05.2019

Oli Oli Gallery

С 1 апреля по 11 мая в московском ресторане-галерее Oli Oli Gallery для всех желающих будет открыта выставка бывшего главного редактора Elle Елены Сотниковой.

После 20 лет на посту главы одного из ведущих глянцевых журналов Сотникова всерьез решила посвятить себя живописи, которой она занималась с детства. Под влиянием талантливого от природы отца Елена изучала мировой художественный опыт и много копировала. Только спустя годы она узнала, что подобные упражнения входят в программу образования любого художественного вуза. Очень любила переносить на холст и картон работы Гончаровой, Матисса, Сарьяна, Фалька, работала в основном гуашью, потом акрилом. «Я как-то пропустила «масляный» период», - признается художница. Уже работая в Elle, собирала коллажи из приглашений на модные показы. И почти каждое письмо главного редактора тогда сопровождалось забавным рисованным персонажем - птичкой Варей, которую очень полюбили читатели. Так, со временем, Сотникова пришла к созданию своего художественного почерка. Из-за занятости в журнале на серьезные занятия искусством (попытки предпринимались в 2000-х) почти не оставалось времени, а работы с удовольствием разбирали друзья и соседи Елены.

После ухода из журналистики Сотникова всего за два года новой творческой карьеры стала востребованным модным художником. За этот короткий период продано более 140 ее работ. Выставка Intuition в Oli Oli Gallery - не первая экспозиция художницы: ранее ее картины были представлены на выставке «Розовый в квадрате» в доме премиального домашнего текстиля Togas и Paris Flower в «Мастерской Кати Гердт» на Фрунзенской набережной. А в начале этого года крупнейший итальянский производитель товаров для творчества F.I.L.A. назначил Елену официальным амбассадором акриловых красок Daler & Rowney и Maimeri.

Свой стиль Елена соотносит с неоэкспрессионизмом, хотя признает, что он “пока еще гуляет и не закрепился”. Пишет акрилом и работает по холсту - в основном, не кистью, а мастихином (специальной узкой лопаткой), потому что именно этот инструмент, по ее словам, дает необходимый размах. Благодаря необычной технике Елены возникают фактурные образы, которые словно находятся в постоянной динамике.Сотникова подчеркивает, что в свои работы вкладывает очень много энергии, творит импульсивно, без эскизов и штудий: “Иногда за несколько часов устаю так, словно пробежала несколько километров”. Творчество художницы во многом основано на интуиции, отсюда и название выставки.

Dividuum

3.04.2019-27.05.2019

Музей современного искусства Эрарта (СПб)

Молодой скульптор Гурген Петросян, уже заметный в современной художественной жизни Москвы, впервые экспонируется в Санкт-Петербурге в музее современного искусства Эрарта.  В состав его небольшой, но емкой выставки “Dividuum” вошли работы из трех циклов: «Герои и боги», «Модели Ива Кляйна» и «Красные». Их объединяет общая тема — осмысление происходящего с человеком, утрата индивидуальности. 

В современном противоречивом потоке существования когда-то целостный, самодостаточный индивидуум становится, по определению Жиля Делеза, дивидуумом — человеком делимым, многоликим, теряющим целостность и самоидентичность.  

Растворение личности, потеря субъектности, манипулирование человеком, симуляция реальности — вся эта проблематика и симптоматика сегодняшнего дня волнует Гургена Петросяна. 

Не в твоем уме

3.04.2019-27.05.2019

Музей современного искусства Эрарта (СПб)

Творчество Александра Брашкина началось не в художественной школе или Академии, а на улице. Автор добился признания как стрит-артист, оказавшись в списке художников британской галереи Opus Underground наряду с Banksy и Бэн Фростом. Однако со временем Александр променял штурм очередной городской стены на анатомический рисунок и масляную живопись. 

К новому зрителю он вышел с несколько наивной, но очень честной позицией художника, полагающегося на свои силы, следующего эмоциональным импульсам, верящего в силу вдохновения и оригинальность собственного мировосприятия. 

Уличный период Александра Брашкина связан с демоническими образами, но в своей живописи он обращается к человеку. В серии из 16 работ, представленных на выставке в музее Эрарта, художник изображает закулисье личности, где моральный кодекс уступает бунту желаний.  Помимо явной сатирической линии, Александр Брашкин предлагает видения иной реальности, где естественно уживаются насилие, блуд и культ удовольствия. 

В своих работах автор разрешает своим героям отказаться от нравственности. В поиске новых ощущений, в борьбе со своими демонами и сознательном поражении в этом конфликте им прорывается ценный поток бессознательного – alter ego, не нуждающееся в оценках «хорошо» или «плохо». 

Персонажи картин Брашкина будто впервые снимаю с себя все ограничители и открывают нам мир, освобожденный от общественных установок и навязанных правил. 

MAMMusic. TAKAHASHI Yuji

5.04.2019, 20:00

МАММ

В рамках программы MAMMusic Мультимедиа Арт Музей представляет два трибьют-концерта Юдзи и Аки Такахаси в исполнении пианиста ансамбля Kymatic Михаила Бузина.

Цикл из двух мультиинструментальных декламаций — посвящение крупнейшим фигурам послевоенного фортепианного авангарда: брату и сестре Юдзи и Аки Такахаси. Концерты этих японских музыкантов — уникальный синтез классических сочинений и авангардных опусов. В двухдневном перформативном акте, который пройдет в МАММ, пианист ансамбля Kymatic Михаил Бузин представит обширную трибьют-программу из репертуара Юдзи и Аки: японская деликатность и минимализм соединятся с экзальтированными ритмами и «хаосом» легендарного объединения Fluxus. Смешивая эпохи, манипулируя произведениями Баха, Шуберта, Сати, Дебюсси и собственными сочинениями Юдзи, Михаил Бузин представит оригинальное действо с отсылками на яркие перфомансы Fluxus, которое голландский галерист и арт-критик Гарри Рюэ описывал как «самое радикальное и экспериментальное художественное движение 60-х». 

Трибьют-концерт Юдзи Такахаси символически открывается и завершается фрагментами легендарного вариационного цикла People united will never be defeated Фредерика Ржевского, одного из любимых произведений пианиста, знаковых для его репертуара. Мультиинструментальная программа концерта, исполняемая на фортепиано, препарированном фортепиано, игрушечном фортепиано и синтезаторе, состоит из более чем 20 произведений великих авторов разных эпох — Баха, Штокхаузена, Шуберта, Стравинского, Кейджа — произведений молодых европейских авторов, а также вокальных и фортепианных сочинений самого Юдзи Такахаси, которые будут исполнены в России впервые.

MAMMusic. TAKAHASHI Aki

6.04.2019, 20:00

МАММ

Трибьют-концерт Аки Такахаси пройдет в МАММ 6 апреля. Аки — лучшая подруга Нам Джун Пайка, активно поддерживавшая и пропагандировавшая авангардные и редукционистские тенденции в послевоенной музыке. Вдохновившись ее идеями, мы составили программу концерта, в которой переплетутся классические произведения Дебюсси и Шуберта, жесткий авангард Штокхаузена и Юасы, минимализм Фелдмана, Кейджа и Гарланда, contemporary-аранжировки песен эпохи психоделического рока, а также саунд-арт объединения Fluxus, с которым тесно связаны такие знаменитые художники, как Йозеф Бойс, Дик Хиггинс, Йоко Оно, Нам Джун Пайк, Вульф Востелл и др. Венцом программы станет крайне редко звучащая соната № 3 Джачинто Шельси — одного из любимых авторов Аки.

Без названия. Александр Бродский

6.04.2019-21.04.2019

Галерея "Роза Азора"

Непростая задача — аннотировать работы, которые содержат в себе заведомо больше истории, чем всё, что можно облечь в слова, глядя на них. Еще причудливее, когда к этим историям в кадре добавляется та, что за ним: дружба, сквозь которую анфилада рисунков прошла, словно вереница свидетелей. С автором этих работ мы знакомы больше 10 лет. Сегодня мы с Сашей живем в разных городах — он в Нью-Йорке, где закончил School of Visual Arts, а я в Париже, — но оба мы родом с голубой Филёвской линии московского метрополитена — неспешной, открытой осадкам, ветрам и городским пейзажам, раскачивающейся, украшенной гирляндами белых советских перронов ветки, канувшей в полузабытье после того, как по жилам столицы пустили сильную, синюю, скоростную, современную Арбатско-Покровскую линию. Но всё детство у тех, кто, как мы с Сашей, жили на Филёвской ветке, прошло в утренних пейзажах дошкольных часов. Медленно покачиваясь на скрипучих кожаных сидениях старых вагонов, мы угадывали, какую мелодию нам напоминал стук колес между знакомыми станциями, и разглядывали людей, будто бы одетых в элементы пейзажа за окном: табачный отблеск фонаря, постепенную монохромность кадра, январские сугробы, исступленную снежную бурю. Летом те же самые люди мечтательно вглядывались в дымку над Москвой-рекой, в стройные трубы на Бережковской набережной, вслушивались в отголоски привокзального рынка и ехали обратно, покачивая на коленях в ритм поезда тяжелые сладкие арбузы, и поезд этот становился предвестником летней электрички, школьных каникул и времени в достатке.

И часто, думая про Сашу, который «где-то далеко, на западе», в Нью-Йорке, выводит на акварели и гравюры что-то из нашего детства, я представляю в его работах невидимые города, где от каждого места, приютившего нас, есть всего понемногу, а их реализм поет нашу общую географию. Действие этих работ может происходить где угодно: так, карнизы домов нью-йоркские, а трамвайные нити путей и клочки травы из-под асфальта — старомосковские. Где-то вдалеке предрассветный свет, словно из пейзажей Хокусая или с берегов озера Леман с полотен Ходлера. Набережная широкой реки может быть в Питере или Будапеште, но кипарисы и кедры, подсматривающие сверху за прохожим, выдают Рим. Некоторые офорты дышат, вопреки строгой технике оттиска, «всей дрожью жилок», будто влажным весенним днем, когда всё в кадре умножается в оголенных отражениях и в воздухе. На других эта взвесь штриха едва заметна, как на старом снимке, запечатлевшем помарки и шероховатости времени. В Сашиных работах можно забрести в одинокие пустынные дворы, хранящие свою геометрию, порой заснеженную, дремлющую под случайной вывеской, почтовым столбом, навесом грустной горы. Там можно услышать отдаленный звук снегоуборочной машины, которая чистит рельсы старым вагонам из нашего детства, что досматривают заслуженный сон в депо. Там же и стройные трубы, и случайные пассажиры поезда, и прохожие с дождливой улицы, чьи мысли ютятся по карманам и воротам курток, в надвинутых наглухо головных уборах, в складках лиц, в скрипе турникета. Там можно найти и того человека, чей силуэт в запахнутом светлом пальто ищешь теперь повсюду; тот самый прохожий с набережной Тибра, он навсегда поселился в свойственном ему кадре, верный себе, вверенный Сашиной руке, доверенный нашему глазу.

Катя Зорич