События 10-16 октября

12:30, 10 октября 2016

Леонид Соков. Незабываемые встречи

13.10.2016-29.01.2017

Третьяковская галерея на Крымском валу

Третьяковская галерея продолжает знакомить зрителей с творчеством крупных художников, наших современников, определяющих своеобразие отечественного культурного ландшафта второй половины ХХ — начала ХХI века. Спецпроект Леонида Петровича Сокова (род. 1941), скульптора, одного из лидеров соц-арта, принципиально отличается от традиционного монографического показа. Скульптура и объекты мастера рассредоточены по постоянной экспозиции «Искусство ХХ века» — от залов раннего авангарда до социалистического реализма 1940–1950-х годов, привнося в эти пространства иронию постмодернизма.

Таким образом Соков выступает гидом, комментатором и интерпретатором коллекции Третьяковской галереи, указывая на близких ему художников, акцентируя наиболее важные произведения, направления и периоды. Спецпроект является итогом размышлений автора о художественных поисках мастеров русского искусства прошлого столетия и одновременно — саморефлексией, попыткой осознания собственного пластического опыта, его истоков, специфики и закономерностей.

Музей открыт таким экспериментальным показам. В 2015 году в залах послевоенного искусства был представлен спецпроект крупнейших московских концептуалистов И. Макаревича и Е. Елагиной. Подобные проекты делают привычную экспозицию живой и подвижной, актуализируют и анализируют ее, предлагая новые точки зрения, а также поднимают вопросы музеефикации современного искусства.

Шах, мат и ты

10.10.2016-10.11.2016

Галерея Файн арт

В ходах ладьи - ямбический размер,

в ходах слона - анапест. Полутанец,

полурасчет - вот шахматы.

(Здесь и далее: В.Набоков, Три шахматных сонета,1924.)

Новый проект Екатерины Белявской «Шах, Мат и Ты», а при сложении слов как слогов – «Шахматы», включает 15 картин, художественный язык, как и прежде, отличается яркой палитрой, фантастичностью, театральностью. Интеллектуальная, строго логическая «игра разума», шахматы во все времена сопровождались накалом страстей, азартом, интригами, запретами, однако шествовали победно по временам и пространствам. Покорили шахматы и пространства искусства, литературы, поэзии. Белявская о шахматах: «Черные, но белые, сверх популярная игра, но игра элитарная, четкая логика и расчет и при этом страсть и внезапность… , о контрастах в шахматах можно говорить бесконечно, они состоят из огромного количества противоречий и именно этим они и привлекательны для художника. Если бы у меня была только одна фраза, для того чтобы описать саму суть шахмат, то я бы сказала - Это любимая игра венецианских куртизанок и индийских аскетов».

На своих холстах Катя Белявская разыгрывает шахматную партию, шахматист увидит, быть может, решения придуманных ею шахматных задач (например, «Эндшпиль»). Ее фигуры не просто живые, они несутся в бешенном танце (например, «Гибель белого коня», «Черные»), пешки-балерины разминаются у станка («Королевские пешки – черные»), они же напряжены и трепещут «Перед игрой – Перед боем», готовые к выходу на сцену из 64-х клеток. Набоков: «Движенья рифм и танцовщиц крылатых / есть в шахматной задаче». Владимир Набоков, искусный шахматист, увидел в шахматах и танец и строгость стихотворного размера, полет рифм и крылья танцовщиц.

Шах и Мат – Король умер, но Ты есть! Катя Белявская рассматривает шахматную партию между мужчиной и женщиной как некий брачный танец. Страстный как танго, и совершенный как балет. В.Набоков: «трогая то пешки, то ладьи, / придумывал задачу до рассвета. / И заключил в узор ее ответа / всю нашу ночь, все возгласы твои, / и тень ветвей, и яркие струи текучих звезд…». Е.Белявская: «При всей своей логичности, шахматы всегда были очень сексуальны, как сексуальны многие игры разума. Когда за доску садятся мужчина и женщина, игра сразу же перестает быть просто игрой, она превращается в танец, не уступающий по страстности настоящему танго. Именно поэтому я и решила, что из шахматной партии получится прекрасный балет и нарисовала "балет в картинках", ведь если есть "роман в стихах", то и балет в картинках должен быть».

Эти сопоставления не случайны. Поражает, как поэт и писатель Владимир Набоков и художник Екатерина Белявская родственны в своих отношениях с шахматами. Автору этого эссе доподлинно известно, Катя Белявская, приступая к своему проекту, никогда не читала «Три шахматных сонета», а сходство интерпретаций с временным интервалом почти в 100 лет несомненно! Исследователь мозга Наталья Бехтерева предполагает, что мысли не рождаются в мозгу человека, а витают в воздухе, и мозг лишь улавливает, как локатор, эти мысли. Два творческих человека в разное время уловили схожие мысли и создали свои произведения. Это ли не подтверждение гипотезы Н.Бехтеревой.

Зритель удивится, увидев в композициях художника встроенные в готические замки пакеты молока, молочные бутылки и банки сгущенки, конфеты – Красный Октябрь, Соевые батончики и др. среди реквизита. Однако, подумав, умный зритель в этих атрибутах советского прошлого увидит тактичное напоминание художника о великой советской шахматной школе. Меж тем «фея рифм - на шахматной доске / является, отблескивая в лаке, / и - легкая - взлетает на носке».

Ирина Филатова

 

Ироническая графика

7.10.2016-31.12.2016

Галерея-мастерская "Варшавка"

С 7 октября по 31 декабря 2016 года в галерее-мастерской «Варшавка» Объединения «Выставочные залы Москвы» работает выставочный проект «Ироническая графика». Работы участников выставки художников-карикатуристов раннее были представлены в Китае и Болгарии.  

Проект состоит из двух частей: «Улыбка Гагарина» (50 картин) и «Россия плюс» (70 картин). Ироническая графика позволяет взглянуть на себя со стороны, задуматься о существующих пороках, критически оценить окружающий мир. В работах художников посетители смогут увидеть некое послание, адресованное жителю современного мегаполиса.