События 11 - 17 ноября

18:00, 12 ноября 2019

12-й Международный фестиваль медиаискусства «Киберфест».

13.11–24.11.2019

Санкт-Петербург

«Киберфест» — уникальный международный проект, популяризирующий отечественное медиаискусство за рубежом, а международное — в России. В 2019 году проекты фестиваля были показаны на ведущих культурных площадках Нью-Йорка, Рима, Венеции и Москвы. С 13 по 24 ноября «Киберфест» пройдет в Петербурге. В 12-м «Киберфесте» примут участие более 60-ти участников из 12 стран мира. Среди них — всемирно известный итальянский экспериментальный коллектив MASBEDO; лауреат британской премии Lumen Prize, пионер в использовании компьютерного обучения в искусстве Марио Клингеманн; независимый художник и исследователь киноязыка из Швейцарии Макс Филипп Шмид; мультидисциплинарный архитектор-дизайнер, исследователь проблем интерактивности в архитектуре Эдуард Хайман; куратор Музея электронных искусств Базеля Борис Магрини; японский художник, лауреат крупнейшего международного конкурса медиа искусства Ars Electronica Нело Акамацу; американский композитор и пионер в использовании нейробиоуправления и композиционных алгоритмов в искусстве Дэвид Розенбум; композитор, лауреат премии «Золотая Маска» Владимир Раннев, петербургский художник Александр Шишкин-Хокусай, представивший Россию на Венецианской биеннале 2019, и многие другие

Основной проект фестиваля носит название «ID» и посвящен идентификации как феномену с самым широким кругом значений — от термина в психоанализе до документа, удостоверяющего личность. 12-й «Киберфест» познакомит петербургскую публику с произведениями в области новых медиа, виртуальной реальности, робототехники, видеоарта, саунд- и нет-арта.

Николай Карахан

12.11.2019 - 1.12.2019

Государственный музей Востока

Государственный музей Востока впервые в России представляет персональную выставку работ одного из ярчайших художников Узбекистана Николая Карахана. В экспозиции будет представлено 120 произведений из частного собрания Олега Колосова: живописные и графические работы, а также редкие архивные документы. Выставка приурочена к 120-летию со дня рождения Николая Карахана, которое будет отмечаться в 2020 году.

Произведения Николая Карахана неизменно участвуют в выставках, организуемых ведущими российскими музеями и посвященных среднеазиатскому изобразительному искусству. Однако персональная экспозиция этого знакового художника, чье творчество отражает целую эпоху становления и развития изобразительного искусства Узбекистана XX века, откроется впервые в России в залах на Никитском бульваре. Олегу Колосову удалось собрать большую коллекцию работ Карахана, которая насчитывает несколько сотен произведений как раннего авангардного периода, так и военного и послевоенного времени. На выставке будет продемонстрировано значительное количество работ, хранящихся в коллекции Колосова в Москве и в Милане.

Самая счастливая осень

15.11.2019-19.01.2020

Музей Вадима Сидура

Московский музей современного искусства и Музей Вадима Сидура представляют выставочный проект «Самая счастливая осень», приуроченный к 30-летию музея знаменитого скульптора. Отправной точкой истории музея принято считать первую на родине ретроспективу Вадима Сидура, открытие которой состоялось уже после смерти художника — в сентябре 1987 года — в выставочном зале района Перовский. За недолгие семь недель до закрытия, выставку посетило около 15 тысяч человек.

В 1989 году благодаря большому общественному резонансу, усилиям близких и друзей художника и при поддержке руководства и жителей района Перовский, по адресу ул. Новогиреевская, 37А открылся Музей Вадима Сидура, ставший одним из первых официальных центров современной художественной культуры в нашей стране. Непосредственным инициатором его открытия и первым директором стал сын скульптора — искусствовед Михаил Сидур, а главным хранителем и куратором культурных программ — его супруга Галина Сидур.

Сразу после открытия музей обрел статус культового места, притягивая самых заметных представителей художественной и литературной сцены конца 80-х годов. На «Вечерах в Музее Сидура» в разные годы выступали Юнна Мориц, Андрей Вознесенский, Генрих Сапгир, Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов и многие другие. В музее также была развернута активная издательская деятельность: почти каждый «Вечер» сопровождался публикацией небольшого авторского сборника.

С момента включения музея в 2011 году в состав МВО «Манеж», он позиционирует себя не только как место хранения и репрезентации наследия художника, но и в качестве пространства для обсуждения и реализации актуальной культурной повестки, в контексте которой это наследие и опыт прожитых музеем десятилетий способны вновь раскрывать свой художественный и социальный смысл. В 2014 году, спустя два года после реконструкции, к девяностой годовщине со дня рождения Вадима Сидура, обновленный музей открылся для посетителей. Сегодня Музей Вадима Сидура, в 2018 году вошедший в состав Московского музея современного искусства, продолжает свою миссию, активно работая с новыми экспозиционными форматами, привлекая локальную аудиторию и профессиональное сообщество.

Название юбилейной выставки «Самая счастливая осень» адресует к единственному сборнику стихов Сидура, над которым он работал до самой смерти и который был выпущен музеем вскоре после открытия в 1990 году.

В центре внимания юбилейной выставки — жанр надгробия. Для Сидура, фактически лишенного властями возможности публичной демонстрации творчества на родине, он стал не только способом материального выживания, но и одной из главных форм взаимодействия с публичным пространством, общения с внешним миром. Куратор выставки, Ярослав Алешин, предлагает проследить за невидимыми и неочевидными, на первый взгляд, линиями, которые через мемориальное наследие Сидура соединяют творчество автора с судьбами художников, писателей и представителей научной интеллигенции из его окружения, а также — связывают прошлое и настоящее самого музея, который, по сути, является мемориалом скульптора и местом, в котором происходят события, призванные увековечить его наследие и память о нем.

Музей представляется сложноорганизованным многомерным пространством, время в котором течет нелинейно, а случайные, на первый взгляд, совпадения по-новому связывают длинные цепочки фактов и сюжетов. Каждый из участников выставки предложил свою точку входа (или выхода) в это пространство и свое направление следования в системе его смысловых и фактологических координат. В состав творческой группы проекта вошли: художники Юрий Пальмин, Владислав Ефимов, Михаил Максимов, композитор Владимир Горлинский, историк и музеолог Анна Котомина.

Важным дополнением основной экспозиции станут историко-биографические материалы и документы, отражающие хронику жизни скульптора и развития музея на протяжении 30-ти лет.

Опираясь на корпус архивных документов, произведения из коллекции музея и специально созданные авторские работы, юбилейный проект не только предлагает определенный ракурс восприятия наследия скульптора и интересовавших его вопросов, но и представляет собой размышление о сущности музея как общественного института, а также — о логике его материального существования, связывающего или разъединяющего людей.

Нежные касания цифровых тел

14.11.2019 - 12.01.2020

Галерея Виктория (Самара)

Выставочный проект обращается к новому жанру пост-цифрового искусства, к теме пост-цифровой материальности и тактильности цифровых явлений. 

Насколько привычными для нас стали окна, папки и рабочие столы на экранах компьютеров? Насколько естественными мы видим наши собственные возможности, расширенные функциональностью программ и приложений? Насколько плотно наша жизнь интегрирована с цифровыми посредниками? И насколько цифровая эстетика повлияла на наши представления о норме, стиле, и, в широком смысле, «эйдосе» вещей – оболочке абстрактных явлений, не имеющих аналога в материальном мире?

Выставка обращает внимание на наши отношения с диджитальным миром и на органичность нашего существования в виде виртуальных тел и отношений – там, в мире двоичного кода; и на возможности перенести, осмыслить и визуализировать цифровые реалии – здесь, в мире трёхмерном. 

Пост-цифровое искусство занимается фиксацией абстрактных и текучих процессов диджитального мира: вылавливает в нем образы и явления и ищет им место в мире людей. Итогом этого процесса может стать гибель и затвердевание цифровых сущностей, а может – новое эстетическое и коммуникативное качество, и, как итог – новое тело.

На выставке будут представлены работы, в которых художники ищут формы материализации цифровых объектов, вступают в со-творчество с алгоритмами и искусственным интеллектом, рефлексируют на тему уникальности и воспроизводимости реалий цифрового мира, и изобретают способы взаимодействия с произведениями – некоторые из них можно будет даже обнять.

Участники выставки: Иван Горшков (Воронеж); Людмила Калиниченко (Екатеринбург); Михаил Михайлов, Игорь Самолет (Москва); Александр Зайцев, Владимир Логутов, Андрей Сяйлев (Самара-Москва); Михаил Горелов, Максим Шабалин (Самара); Герасим Герасимов (Тольятти).

Куратор: Анастасия Альбокринова

Годы странствий Святослава Рихтера. Австрия—Германия

12.11.2019 - 16.02.2020

ГМИИ им. А.С.Пушкина

Выставка «Годы странствий Святослава Рихтера. Австрия—Германия» посвящена гастролям, путешествиям и творческим контактам выдающегося пианиста. Экспозиция завершает трехлетний цикл «Годы странствий Святослава Рихтера». Посетители смогут увидеть редкие архивные документы: фотографии, открытки и письма Рихтера, а также его знаменитых корреспондентов (Г. фон Караяна, Д. Фишера-Дискау, Э. Шварцкопф, М. Дитрих, Х. Хартунга, О. Кокошки), пластинки и нотные издания с автографами и дарственными надписями, уникальные эскизы к оперным постановкам 1920–1940-х годов. Особое место занимают графические работы известных австрийских и немецких художников из коллекции музыканта.

Алексей Арцыбушев. Графика

12.11.2019 - 22.11.2019

Галерея "Веллум"

12 ноября 2019 года галерея «Веллум» представит выставку «Алексей Арцыбушев. Графика», посвященную столетию со дня рождения Алексея Петровича Арцыбушева (1919-2017) замечательного художника и писателя, монаха и православного философа, воплотившего в своих работах гуманистические и религиозные идеалы ХХ века.

Сама личность Арцыбушева и его творчество объединяли  вокруг него несколько поколений советской интеллигенции. Мужество и вера позволили Алексею Петровичу совершить настоящий подвиг – сохранить и восстановить для русской культуры и истории ХХ века память о новомучениках и исповедниках Церкви Русской.

Алексей Арцыбушев, внук А. А. Хвостова, министра юстиции при правительстве Николая II, учился в Московском художественно-полиграфическом училище, и в художественной студии ВЦСПС, но профессионально заняться искусством смог только будучи зрелым человеком: в его жизни были лишения и трагедии, арест и многолетняя ссылка в Заполярье. Произведения Арцыбушева – пейзажи Средней России и зарисовки, которые он привозил из путешествий по стране, портреты друзей – тонкие и интеллектуальные, полны воздуха и «Божественного дыхания жизни», как писал о них сам автор.

Среди книг, написанных Алексеем Арцыбушевым, есть одна – «Милосердия двери», которая встретила самый сильный отклик в сердцах читателей. Ее название –  начальные слова молитвы к Божьей Матери. Прошедший через ад сталинских лагерей, автор пишет о том, что человек должен верить в то, что выход есть всегда. Это христианский взгляд на жизнь, ведь христианин должен в ней уповать на Господа, несмотря на все те испытания, которые посылаются ему Им.

Наследник Авангарда. Азербайджанский дневник

18.11.2019 - 29.03.2020

Центр Гайдара Алиева (Азербайджан, Баку)

Центр Гейдара Алиева совместно с Центром фотографии имени братьев Люмьер представляют первую выставку классика советской фотографии Якова Халипа в Баку. Выставка «Наследник Авангарда. Азербайджанский дневник» – это первый совместный проект Центра Гейдара Алиева и Центра фотографии, открывающий для зрителя советское фотографическое наследие. 

Выставка Якова Халипа представит коллекцию более 100 лучших фотографий автора, выполненных им в период 1930-60-е годы. Помимо ставших классикой отечественной фотографии авторских отпечатков, в рамках выставки будут впервые показаны серии работ, выполненные автором в Азербайджане. В сериях – съемки Баку для «Интуриста» 1930-х гг., кадры послевоенного Баку 1940-1950 годов, а также репортажи из разных районов Азербайджанской ССР того времени. 

Экспозиция построена вокруг шести основных блоков. Блок «опыт фотоавангарда» представит фотографии Якова Халипа, вошедшие в золотой фонд советской фотографии. В этом разделе – смелые опыты Халипа, сделанные совместно с коллегой и наставником Александром Родченко и для журнала «СССР на стройке» (1930-е гг.). Профессиональная зрелость фотографа пришлась на поворотные события в российской истории XX века. В экспозицию войдут важнейшие репортажи Халипа из экспедиции по спасению героев-папанинцев с арктической станции «Северный полюс-1»; репортажи периода Великой отечественной войны, которую Халип прошел вместе с поэтом Константином Симоновым; послевоенные репортажи из Советского Союза и зарубежья для ведущих журналов. Кроме репортажных работ в экспозицию войдут ранние и поздние рекламные съемки для агентства «Интурист». Отдельным разделом будет представлена серия репортажей Якова Халипа из Азербайджана (1930-е и 1949-1950 гг.), которую в Центре Гейдара Алиева впервые покажут в полном объеме.

Помимо фотографий в выставке представят архив семьи Халипов. Он раскроет уникальные артефакты, дающее представление об эпохе: документы Арктической экспедиции; оригинальные карты следования; командировочные документы и телеграммы; наборы открыток 1930-х гг.; редкие книги и брошюры с фотографиями Якова Халипа; журнальные публикации, тематические альбомы, созданные Яковом Халипом; книги, над которыми работал фотограф. 

Шагал: между небом и землей

16.11.2019 - 8.03.2020

Новый Иерусалим

С 16 ноября в музее «Новый Иерусалим» откроется масштабная выставка «Шагал: между небом и землей». Проект представит 239 работ Марка Шагала из коллекций Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду, Музея Марка Шагала в Витебске, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Музея истории евреев в России, Национального музея Марка Шагала в Ницце, Музея «Новый Иерусалим» и частных собраний. 

Идею выставки выражают слова самого Марка Шагала: «Живопись мне казалась каким-то окном, через которое я улетал в другой мир». Он утверждал, что «родился между небом и землей» и постоянно пребывал в этом «промежуточном» пространстве, понимая свое существование в искусстве и жизни, как бытие в особом измерении. Для Шагала не существует дистанции между видимым и воображаемым, между предметом и символом, между конкретным и абстрактным, «все свое он носит с собой» — как один из его ключевых персонажей — летящий над городом скиталец с мешком за плечами, в котором поместился весь его нехитрый скарб. «Честно говоря, я человек с одним жильем и единственной картиной», —уверял художник.

 

Марк Шагал. Белла с книгой и вазой с цветами или Белла в Мурийоне. 1926. Частное собрание © ADAGP Paris 2019 Chagall ®

Winter Garden

13.11.2019 - 13.03.2020

Сад Бенуа (СПб)

3 ноября 2019 года в Саду Бенуа открывается выставочный проект «Winter Garden», который станет продолжением  Сада современного искусства (Benua Art Garden), запущенного в июле этого года и собравшего на одной площадке  самые значимые галереи и арт-институции Петербурга. 

Зимний сезон станет  самостоятельным выставочным проектом и представит новых участников. При этом концепция Benua Art Garden, как общедоступной галереи современного искусства под открытым небом, останется неизменной. Локация также будет прежней, арт-объекты разместят в Саду Бенуа, инициатором выступает Общественное пространство Бенуа 1890, проект курирует искусствовед Анастасия Пронина.

Выставка «Winter Garden» продлится четыре месяца, с 13 ноября по 13 марта, и будет состоять из нескольких самостоятельных частей. 

Создатели проекта ставят перед собой амбициозную цель помочь молодому петербургскому искусству, предоставив художникам-выпускникам площадку и ресурсы для творчества. В контексте данного проекта именитые и известные скульпторы выступают наравне с совсем юными выпускниками Академии, а инженеры и искусствоведы работают с детьми, как со взрослыми художниками, создавая общий проект на сложную тему.

На одной площадке зрители увидят инсталляцию художницы Лизы Бобковой под названием "Задержи дыхание и досчитай до пяти", которую представляет молодая петербургская галерея современного искусства «MYTH».

Большая терраса Фермы Бенуа станет площадкой для групповой выставки выпускников Санкт-Петербургская художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица и Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств, выставку курирует художник  Александра Оминина. 

Проект «Зимняя рассада. Выбор селекционера» - это попытка помочь новому поколению «прорасти» в художественной почве Петербурга, не взирая на трудные погодные условия. В рамках проекта молодые художники представят восемь новых проектов, которые были созданы специально для выставки.

В выставке примут участие художники  художники  Антонина Фатхулина , Сергей Карев , Константин Новиков, Арт-группа Эс.Ка.Эм, Анастасия Колесник, Джаруллаев Артур, Полина Орлова, Матвей Корочкин, Слобожанина Анна, Александра Оминина, Вадим Кондаков, Мария Королева, Илья Шалашов, Надежда Ванькова, Ульяна Ерохина, Анна Мартыненко, Никита Селезнев, Александра Кокачева.

Удел человеческий. Сессия V: Телеология человеческого. Биография, судьба, надежда, вера.

Выставка «Биография. Модель для сборки»

13.11.2019 - 2.02.2020

ММОМА (Гоголевский бульвар, 10)

Московский музей современного искусства, Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) и Еврейский музей и Центр толерантности представляют пятую сессию масштабного междисциплинарного проекта «Удел человеческий», который разворачивается на протяжении семи лет на крупнейших музейных площадках Москвы. ММОМА во второй раз становится площадкой для межинституционального проекта. В 2016 году здесь была представлена вторая сессия «Удела человеческого», которая исследовала человека в системе разнообразных аффективных связей и чувств — любви, дружбы, подозрения, отвращения. На этот раз темой для размышлений стал феномен биографии — ее место и значение в современной культуре. Представленная в рамках этой сессии выставка «Биография. Модель для сборки» демонстрирует видео-работы, инсталляции, фотографии, объекты и скульптуры 14 художников со всего мира. Часть произведений создана специально к проекту в ММОМА.

Выставка, название которой позаимствовано у биографического романа Хулио Кортасара, предпринимает попытку отразить целый ряд основных парадоксов, составляющих в своей совокупности суть феномена биографии. Экспозиция организована так, что каждый художник получил в распоряжение целый зал, чтобы сделать герметичное высказывание, хотя проект, тем не менее, может быть разделен на несколько глав. Феномен биографии как продукта индивидуалистического общества предполагает неминуемый нарциссизм, при котором объект и субъект исследования совпадают. Этот нарциссизм, в свою очередь, предполагает и игру фантазии художника о самом себе — так, на выставке представлены проекты Павла Альтхамера и Петера Фридля, воображающих свои биографии в их еще нереализованной завершенности. Также «Модель для сборки» иллюстрирует дихотомию завершенности и статичности биографического повествования, точкой в котором обычно является смерть (например, проект Максима Шера, в котором меняться может лишь оптика взгляда, но не сама история, прочерченная курсивом) и ее процессуальности, ежесекундной способности биографии к изменчивости (проект Анри Сала о несовпадении биографии в разных точках ее отслеживания). Биография подразумевает определенную монументальность, однако тон выставки далеко не всегда столь серьезен: Сергей Братков раскрывает свою жизненную историю через борьбу с вредной привычкой курить, а Марко Мяетамм последовательно архивирует сцены и курьезы своей повседневной семейной жизни. Выставка развивает своеобразную топонимику феномена биографии: автобиографичность (проекты Недко Солакова, Жанны Гладко и Баби Бадалова), выдуманные биографии и идентичности (проект Роее Розена), биография как часть большой истории (работы Амалии Ульман и Даниэлы Комани) и как история семейная или групповая (проект Воробьевых). Биография, безусловно, является определенным конструктом (к этому факту отсылает и само название выставки и финальная ее работа — проект Ольги Чернышевой), но конструирование также может происходить по целому ряду сценариев: от фикции до своеобразной археологии, от формального жизнеописания до глубоко личного повествования от первого лица.

Геометризмы. 1950-е – 2010-е

13.11.2019 - 12.01.2020

Новая Третьяковка

Геометрический абстракционизм — течение в абстрактном искусстве, в основе которого лежит создание художественного образа путем сочетания различных форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. В отечественном искусстве интерес к абстракции зародился в «неофициальной» среде с конца 1950-х годов. Художники молодого поколения учились языку геометрической абстракции у последователей русского авангарда, открывали для себя этот вариант искусства, посещая запасники Третьяковской галереи и читая привезенные с Запада журналы.

Каждый из мастеров Московской школы геометрической абстракции внес свои особенности в ее развитие. На выставке будет представлено творчество восьми авторов, работавших в живописи, графике, скульптуре и объектах: В.Е. Андреенков, Р.Л. Апресян, Т.В. Баданина, А.В. Кирцова, В.Н. Немухин, Э.А. Штейнберг, А.М. Юликов, В.И. Юрлов.

ACQUA ALTA

13.11.2019 - 17.12.2019

Галерея КультПроект (Cube.Moscow)

Читая информационные справки, видишь такие пугающие цифры... За последние 100 лет Венеция погрузилась под воду ещё на 23 см, а в последние годы ее покинуло около 100 тысяч местных жителей. Случаев высокой воды становится все больше, за последние 10 лет – чуть ли не по три раза в год. 

За последние 100 лет самая "высокая вода" стояла в Венеции 4 ноября 1966 года. Тогда она поднялась на 194 см выше обычного уровня. Скорость ветра достигала 150 км/ч, на море был девятибалльный шторм. Прилив лишил крова около 5000 человек. Это страшное наводнение потрясло весь мир.

До сих пор рассматриваются причины участившихся наводнений, различные проекты гидротехнических сооружений для спасения города от перспектив его дальнейшего погружения под воду. Эта проблема имеет как научную, так и экономическую, и социальную стороны.

А люди искусства осмысляют это явление другими средствами, когда личный опыт, переживание и мастерство объединяются в значительном художественном высказывании.

Галерея «КультПроект» предлагает познакомиться зрителям с авторским взглядом на личную судьбу и город, эссеиста, переводчика и художника Кати Марголис.

Тропа

16.11.2019 - 15.12.2019

Галерея "Триумф"

Галерея «Триумф» представляет выставку московского художника Феодора Елизарова, в которую войдут живописные работы, написанные им в национальном природном парке Каланки (Франция) в течение последних лет. Выпускник Института имени Сурикова, продолжатель знаменитой династии художников, Феодор Елизаров работает в традиционном живописном жанре. Благодаря аналитическому подходу к изображению и нестандартным экспозиционным решениям, он актуализирует этот жанр для современного зрителя.

Вдохновленные первозданностью и мифологичной красотой французского лазурного берега, эти работы можно отнести к традиционному жанру пейзажа. Изображенный с ремесленной точностью путь от мастерской художника к берегу отсылает зрителя к живописи немецких романтиков и художников золотого века французской живописи. Однако повторяя многократно мотив тропы в работах, Елизаров не столько ей любуется, сколько на ее примере демонстрирует механизм формирования зрительного восприятия художника. 

Благодаря рекурсии, он обнаруживает перед зрителем пространственные отношения внутри живописной работы, вскрывая таким образом если не технику, то технологию живописного мастерства. 

Алекс Корси, куратор: «Служение ремеслу, профессиональный арсенал художественных навыков, формальная точность — все это может открыть новую свободу художественного высказывания. Вернув на территорию искусства проблематику живописи, художник может найти себя на территории, защищенной от поверхностного копирования рынком. Ведь нет ничего сложнее, чем скопировать хорошую живопись — для этого придется сделать хорошую живопись».

Картины природы

16.11.2019 - 15.12.2019

Галерея "Триумф"

Галерея «Триумф» представляет выставку Дины Щедринской «Картины природы». В своей новой серии работ Дина обращается к жанру пейзажной фотографии. На выставке будут представлены виды природы, вдохновленные романтическими живописными пейзажами. Дина использует среднеформатный пленочный фотоаппарат, который позволяет добиться от снимка практически эффекта гравюры или эстампа, и тем самым придать ему материальную конкретность и осязаемость.

При первом взгляде на работы лес предстает как бескрайняя гуща, где ветви и стволы деревьев образуют ритмичные медитативные и архаичные узоры. Но при более пристальном всматривании зритель замечает небольшие детали — замершего пса, силуэты людей, брошенную лодку. Сталкивая природное с одной стороны с будничным, сиюминутным и городским с другой, фотограф демонстрирует реальное соотношение этих полярностей. 

Артур Князев, куратор выставки: «В эпоху гипервизуальности, когда взгляд пресыщен постоянно встречающимися изображениями, а зрительные образы становятся способом мышления, задача этой выставки — обратиться к представлению о материальности фотографии, вычленить ее из экранного потока. Уделить внимание не только самому изображению, но и опыту взаимодействия с ним. Представленные в пространстве экспозиции фотографии выстраиваются по линии запечатленного в них горизонта, а разный масштаб и массивное обрамление возвращает им предметность».

Дальний фокус

15.11.2019 - 17.05.2020

ЦСИ Заря (Владивосток)

«Многие региональные фотографические школы — от Петербургской до Казанской и Новокузнецкой — можно было увидеть в России на выставках, они печатались в альбомах и каталогах. В то же время во многих городах и целых областях фотографические практики остаются невыявленными и малоизвестными в России и мире. “Дальний фокус” — наша попытка понять и представить с помощью медиума фотографии, как и чем живет Приморье и как его видят владивостокские художники и репортеры», — отметила главный куратор ЦСИ «Заря» Алиса Багдонайте.

Представленные в экспозиции фотографии «проявляют» жизнь большого города и целого региона, открывая различные способы «вглядывания» в реальность и манипулирования изображением.

 «Проект “Дальний фокус” оказался для меня важным опытом: за время кураторской резиденции и общения с фотографами, художниками, галеристами и музейщиками в арт-резиденции “Заря” мне удалось собрать базу данных и архив фотографий, — рассказала куратор выставки Анна Петрова. — Материал оказался неожиданным и интересным, как с пластической, так и с антропологической точек зрения».

Восемь залов ЦСИ «Заря» раскрывают жанры и «режимы взгляда», проявленные владивостокскими фотографами: от «производственного портрета» и дальневосточного ландшафта до архитектурной съемки и артистических экспериментов. Самый популярный сегодня фотографический жанр портрет помогает представить других — целые классы и страты общества, — и в то же время искать и находить себя. Снимки завода «Дальприбор» фотографа Георгия Хрущева, репортажи Александра Хитрова, серии Глеба Телешова фиксируют образы профессий и малых народов. Постановочная и фэшн-фотография чередуются с документальной хроникой с рабочих мест, приглашенные модели сменяются цирковыми жонглерами и акробатами, сапожниками и обувщиками — в циклах Ивана Сперанского, Алексея Короткова, Владимира Шутафедова.

Городской пейзаж Владивостока реконструируется в панорамах и архитектурной съемке Елены и Александра Мельниковых, а массовое хрущевское и брежневское строительство домов-коробок поэтизирует Сергей Орлов.

Коллективное «тело» города, его групповую идентичность представляют серии раздела «Праздники и ритуалы», в которую вошли Масленица и 1 мая, митинги коммунистов и крестные ходы, которые демонстрируют различные настроения и способы коммуникации: от строго регламентированных до спонтанных и свободных.

Артистическая фотография — часто постановочная и экспериментирующая с техникой съемки, проявки и печати — разворачивается в сюжетных и концептуальных сериях Михаила Павина. Идеалы нонконформизма и альтернативного взгляда развивают снимки Сергея Дробнохода и Сергея Кирьянова. Отдельным разделом выставки становятся фотографии, снятые смартфоном и выхватывающие фрагменты «улиц и лиц», взгляды и жесты, цвета и фактуры, по-новому приближая городскую жизнь к наблюдателю, фланеру и зрителю. В режиме «стрит-фотографии» снимают Денис Коробов, Мария Бабкова и инстаграмеры Павел Немтин и Леонид Звегинцев.«Многие региональные фотографические школы — от Петербургской до Казанской и Новокузнецкой — можно было увидеть в России на выставках, они печатались в альбомах и каталогах. В то же время во многих городах и целых областях фотографические практики остаются невыявленными и малоизвестными в России и мире. “Дальний фокус” — наша попытка понять и представить с помощью медиума фотографии, как и чем живет Приморье и как его видят владивостокские художники и репортеры», — отметила главный куратор ЦСИ «Заря» Алиса Багдонайте.

Представленные в экспозиции фотографии «проявляют» жизнь большого города и целого региона, открывая различные способы «вглядывания» в реальность и манипулирования изображением.

 «Проект “Дальний фокус” оказался для меня важным опытом: за время кураторской резиденции и общения с фотографами, художниками, галеристами и музейщиками в арт-резиденции “Заря” мне удалось собрать базу данных и архив фотографий, — рассказала куратор выставки Анна Петрова. — Материал оказался неожиданным и интересным, как с пластической, так и с антропологической точек зрения».

Восемь залов ЦСИ «Заря» раскрывают жанры и «режимы взгляда», проявленные владивостокскими фотографами: от «производственного портрета» и дальневосточного ландшафта до архитектурной съемки и артистических экспериментов. Самый популярный сегодня фотографический жанр портрет помогает представить других — целые классы и страты общества, — и в то же время искать и находить себя. Снимки завода «Дальприбор» фотографа Георгия Хрущева, репортажи Александра Хитрова, серии Глеба Телешова фиксируют образы профессий и малых народов. Постановочная и фэшн-фотография чередуются с документальной хроникой с рабочих мест, приглашенные модели сменяются цирковыми жонглерами и акробатами, сапожниками и обувщиками — в циклах Ивана Сперанского, Алексея Короткова, Владимира Шутафедова.

Городской пейзаж Владивостока реконструируется в панорамах и архитектурной съемке Елены и Александра Мельниковых, а массовое хрущевское и брежневское строительство домов-коробок поэтизирует Сергей Орлов.

Коллективное «тело» города, его групповую идентичность представляют серии раздела «Праздники и ритуалы», в которую вошли Масленица и 1 мая, митинги коммунистов и крестные ходы, которые демонстрируют различные настроения и способы коммуникации: от строго регламентированных до спонтанных и свободных.

Артистическая фотография — часто постановочная и экспериментирующая с техникой съемки, проявки и печати — разворачивается в сюжетных и концептуальных сериях Михаила Павина. Идеалы нонконформизма и альтернативного взгляда развивают снимки Сергея Дробнохода и Сергея Кирьянова. Отдельным разделом выставки становятся фотографии, снятые смартфоном и выхватывающие фрагменты «улиц и лиц», взгляды и жесты, цвета и фактуры, по-новому приближая городскую жизнь к наблюдателю, фланеру и зрителю. В режиме «стрит-фотографии» снимают Денис Коробов, Мария Бабкова и инстаграмеры Павел Немтин и Леонид Звегинцев.

Архитектура воды. Опыт погружения

15.11.2019 - 12.01.2020

ЦСИ Заря (Владивосток)

Выставочный проект «Архитектура воды» объединяет снимки двух эпох — советской и постсоветской. В экспозиции представлены работы  Клодин Дури, Оли Ивановой, Даниила Колчанова, Дмитрия Лукьянова, Ивана Михайлова, Игоря Мухина, Егора Рогалева, Михала Соларски, Рене Фицека, Георгия Хрущева, а также Анатолия Топуза, Игоря и Михаила Чураковых. Куратор выставки — Анна Петрова.

В Советском Союзе санатории, пансионаты, лечебницы устраивались в бывших царских резиденциях и дворцах, немного было построено авангардистами и неоклассиками в 1930-е. После Второй мировой войны здания для культурного отдыха и поправки здоровья (рекреационная архитектура) сооружались архитекторами-модернистами без всяких излишеств, но в новаторских и порой абсурдистских формах.

Тогда же все эти новые постройки фиксировались фотографами: Михаил и Игорь Чураковы ездили по стране, снимая жилые дома и административные здания. Репортер Анатолий Топуз проникал внутрь оздоровительных комплексов: его жанровые цветные снимки физиопроцедур говорят о технической оснащенности лечебниц и передают практически сюрреалистическую атмосферу медицинского вмешательства в организмы советских граждан.

Сегодня, в нашем капиталистическом мире, советское санаторное наследие кажется оазисами благоденствия. Британская журналистка Мириам Омиди, изучавшая систему рекреационной индустрии в СССР, собрала книгу с фотографиями здравниц России и Белоруссии, Крыма и Кавказа, Средней Азии и Прибалтики. Многие из приглашенных ею к участию фотографов продолжили снимать свои истории про курорты.

Именно эти снимки и стали основой второй части выставки. Клодин Дури, Рене Фицек, Михал Соларски, Дмитрий Лукьянов, Оля Иванова, Егор Рогалев демонстрируют как образы модернистской архитектуры, характерные силуэты и интерьеры, так и настроения и выражения лиц людей, переживающих опыт физиопроцедур. Расслабленные или сосредоточенные, терпящие дискомфорт или уже заснувшие герои этих снимков представляют как фотографический, так и антропологический интерес.

Еще один раздел экспозиции — так называемая «архитектура воды» Приморья, Кавказа, Москвы и Волги. Фотографии Игоря Мухина из цикла «Week-end», женские портреты Оли Ивановой из легендарной «Чайки» (открытого бассейна в центре Москвы), снимки Ивана Михайлова с волжских набережных Чебоксар и спальных районов Москва-реки, репортаж о приморских «моржах» Георгия Хрущева, «бесстыжие ванны» Пятигорска Дмитрия Колчанова продолжают тему, демонстрируя природную архитектонику, проруби и каменные бассейны, дикие пляжи и пирсы.

Отдельной историей становится работа «Океанизация» Егора Рогалева, исследовавшего курорты и пионерские лагеря Владивостока. Проект представляет собой двухканальную видеоинсталляцию на основе архивных материалов и кадров, отснятых во время пребывания в арт-резиденции «Заря». В работе рассматриваются сложные отношения архитектуры Владивостока с особенностями ландшафта, геологического рельефа и климата, развивающиеся на фоне двух противоборствующих тенденций — инертного желания нейтрализовать и контролировать внешние воздействия и стихийного поиска более открытых и пластичных способов взаимодействия со средой.

Образы грязей, пещер, прогреваний, кислородных ванн, лечебной физкультуры, вертикальных соляриев и комнат соли погружают пользователя и зрителя в иную реальность, делая летний отдых приятным испытанием. «Архитектура воды», понятая как прямо, так и метафорически, оказывается проектом сюрреалистическим и абсурдистским, погружая зрителя в глубину ощущений курортников и отдыхающих, проектирующих и строящих, плавающих и ныряющих.