События 13-19 февраля

19:15, 10 февраля 2017

Incognito «Умное безумие»

16.02.2017-15.03.2017

КЦ АРТ'ЭРИЯ

Проект «Умное безумие» был начат в 2014 году во Франции и рассматривает феномен «блаженного безумия» в разных эпохах и социальных слоях. После паломничества  летом 2016 г. автора проекта в село Колюпаново Тульской области было сформировано его продолжение «Incognito».  Император Александр Первый, согласно легенде симулировал свою внезапную кончину и удалился в Сибирь под именем Федора Кузьмича; его современница и представительница одного из древнейших родов княжна Евдокии Вяземской, приняла иночество и подвиг юродства под именем Ефросиния.  Таким образом, это история отказа от почестей мира во имя стяжания смирения среди высшей российской аристократии:

Форма и содержание представленных работ соединяются в идее, сформулированной в начале 20-го  века в работе «История искусства как история духа»   Максом Дворжаком: «развитие новых образов и декораций идет не от курьезной бедности к богатству, а в обратном порядке» . Концепция «от богатства к бедности», перекинутую на идею отторжения мирских благ русской элитой, ставшей в своем смирении «ниже травы», выражает подбор аскетически -сдержанных  средств: ржавое железо, переплавленное олово, заурядные стройматериалы (Анатолий Комелин) или обрывки тканей, оберточная бумага, природные грязи, сок трав и собранных грибов (Анна Кузнецова). Употребляя  «убогие» предметы и средства, художники в этом отказе от внешней эффектности тем самым воздают должное не только заданной теме «блаженной простоты», но и средневековой традиции работы по наитию с «подножным» материалом; таким образом, на найденных в осенний период спуска прудов местных глинах и камнях в селе Ферапонтово работал иконописец Дионисий.   

  Российская духовная история особенно богата традицией «умного безумия», пик которого пришелся на 16 -17 века, и пpотопоп Аввакyм в своих сочинениях рассматривал баланс между "мyдpой глyпостью" и "глyпой мyдpостью". В ту же эпоху английского наблюдателя в России поразило что юродивые беседовали с вельможами и государями, осмеливались им перечить, отваживаясь давать уроки царям. Историй же вызова обществу в виде принятия подвига юродства среди высшей знати очень мало.  Главной особенностью обозначенного феномена «остаются его внеэтические и иррациональные корни» (Г.П. Федотов) Нынешнее мироустройство тем более слабо представляет себе вероятность  отказа от власти и добровольного ухода в крайнюю степень лишений во имя приближения к истине. Но у многих российских новообращенных, по словам священников, почитание «блаженных» занимает первое место, затмевая святителей и преподобных. 

Анна Кузнецова

Ретроспектива брендреализма

09.02.2017 – 09.04.2017

Эрарта (Санкт-Петербург)

Эпатажный музыкант, философ и шоумен Сергей Шнуров решил до последнего держать в тайне информацию о своей выставке «Ретроспектива бренд-реализма», которая открывается 9 февраля 2017 года в музее современного искусства Эрарта. На выставке будут представлены картины и арт-объекты. 

Художник сохраняет интригу об экспонатах, намекая лишь на объединяющую идею в названии экспозиции. Брендреализм - направление в искусстве, предметом которого являются не реальные объекты, а структура реальности, в которой они находятся. Брендреализм провозглашен  в 2007 году музыкантом и художником Сергеем Шнуровым. Ретроспектива отмечает десятилетие направления.

Согласно постулатам брендреализма, человек XXI века окружен не чистыми явлениями, а лишь продуктами-брендами, сгенерированными искусственно. Он одевается в бренды, питается брендами, передвигается на брендах. Сам того не замечая, он выбирает их объектами своего поклонения. За знаниями он обращается к брендам научных школ и корпораций, за деталями - к бренду Википедии, за верой - к клерикальным институтам, за смыслом жизни - к телевизионным реалиям и каталогам новых товаров. Достойная работа и хорошее самочувствие достигаются с помощью использования тех или иных образовательных и оздоровительных брендов. В результате последняя модель модной марки становится предметом эмоционального вожделения, как священная книга или внеземной сан. Сами эмоции давно утратили непосредственность. Они черпаются из компьютерных игр и ТВ-шоу.

Альтернативная культура 80-х

17.02.2017-9.04.2017

МАММ

В рамках Х юбилейной московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017» МАММ представляет выставку классика российской фотографии, одной из самых ярких звезд современной фотографии Игоря Мухина «Альтернативная культура 80-х».

Молодые, азартные, полные внутренней свободы лидеры молодого советского рока: Виктор Цой («КИНО»), Борис Гребенщиков («Аквариум»), Вячеслав Бутусов («Наутилус Помпилиус»), Жанна Агузарова («Браво»), Константин Кинчев («Алиса»), Олег Гаркуша («АукцЫон»), Петр Мамонов («Звуки-Му»), Александр Башлачев для поколения 1980-х навсегда остались  такими, какими их увидел и показал нам Мухин. Многие ушли, многие изменились, как изменилось само время, но остались воспоминания, остались мечты, остались предчувствия, которые возрождаются при взгляде на эти фотографии.

Best of West. Выставка лучших фотографий Дина Уэста

17.02.2017 — 21.05.2017

Эрарта (Санкт-Петербург)

Сложные, многоуровневые работы  фотохудожника Дина Уэста уже покорили жюри многих авторитетных конкурсов и сердца миллионов ценителей фотографии по всему миру. Теперь они готовы поразить воображение жителей и гостей Петербурга.

Выставка Дина Уэста «Best of West» в музее Эрарта – это реконструкция личного опыта автора и отражение современных жизненных реалий.  Через замысловатые, временами сюрреалистические образы художник показывает нам, что память – это не «видеокамера»,  а скорее осознанное конструирование реальности, в которой  допускаются искажения и даже фактические ошибки. 

Дина Уэста не прельщают лавры гениального фотографа. Ему гораздо интереснее  воплощать в работах свои собственные фантазии, создавать в кадре воображаемый мир. Он уверен – только при таком подходе зритель сможет прорваться сквозь документально-журналистское восприятие и увидеть мир глазами художника. 

«Я считаю, что искусство фотографии заключается в её определении – рисование светом. Я использую фотографию исключительно как средство воплощения моих идей», - говорит автор выставки.