События 17-23 сентября

15:45, 19 сентября 2018

Возвращение к шедевру

18.09.2018-17.11.2018

Галерея VS unio

Галерея VS unio начинает выставочный сезон с грандиозного открытия для отечественного и зарубежного художественного мира нового имени молодого художника Александра Купаляна. Живопись Александра Купаляна, сочетающая в себе смысл, талант и образование идет наперекор массе труднообъяснимого концептуального современного искусства. Выпускник и преподаватель МГАХИ им. В.И. Сурикова Александр Купалян, театральный художник и совладелец частного собрания Руар Нино, участник множества российских и международных выставок, представляет собой исключительное явление времени, в котором происходит перелом и переосмысление искусства. 

 В цикле «Гибель городов», созданном специально для выставки, посредством языка живописи представлен мистический мир гибнущих цивилизаций, основанный на впечатлениях художника от путешествий по Италии, опыте стажировки в Академии изящных искусств Неаполя, столкновении со следами жестоких катаклизмов и природных катастроф. Жажда серьезных смыслов, обращение к вечным темам гибели и упадка была актуальна для думающих художников в различные периоды истории искусства. Традиция продолжается и в личных переосмыслениях темы апокалипсиса современного мастера. 

6-й Международный фестиваль паблик-арта Арт Проспект

20.09.2018-23.09.2018

Санкт-Петербург, Россия

Арт Проспект — ежегодный фестиваль паблик-арта, основанный некоммерческой организацией CEC ArtsLink в 2012 году. Фестиваль меняет привычный городской ландшафт и наполняет улицы, дворы, парки и прочие общественные пространства произведениями современного искусства. С 2012 по 2017 гг. в Арт Проспекте приняли участие более 250 художников из 20 стран мира. Фестиваль проводился на территориях Центрального, Петроградского, Выборгского и Адмиралтейского районов Санкт-Петербурга. За 5 лет его посетителями стало более 20 000 человек. В 2017 году Арт Проспект впервые прошел в Бишкеке (Кыргызстан) и в Баку (Азербайджан).6-й Арт Проспект пройдет с 20 по 23 сентября в одном из самых интересных и культурно насыщенных районов Петербурга — Петроградской стороне. Тема фестиваля — «Пища для ума». 

Еда – такая же важная культурная практика, как архитектурная, живописная или музыкальная. В истории мировой культуры еда была центральным эпизодом важнейших ритуалов и праздников, выступала средством скрепления социальных связей, являлась показателем достатка и статуса, становилась объектом массового потребления и рекламы или искусства — от наскальных росписей до поп-арта и перформансов Риркрита Тиравании. 

В фестивале примут участие художники и коллективы из России, США, Финляндии, Дании и Польши. Участники представят инсталляции и объекты, интерактивные медиа-проекты, а также проведут серию мастер-классов, экскурсий и перформансов. 

Работы, созданные в рамках фестиваля, будут расположены на территории Муниципального округа «Посадский» (Петроградская сторона).

Подробная программа здесь.

Человек читающий

20.09.2018-21.10.2018

Галерея Totibadze

20 сентября 2018 года в галерее Тотибадзе открывается выставка московской художницы Маруси Борисовой-Севастьяновой «Человек читающий». Художница представит серию живописи с соединением нескольких техник (акрил, карандаш, серебряная поталь), которая стала продолжением эксперимента длиною в несколько лет. Художественное направление серии «Человек читающий» балансирует между экспрессивным реализмом и фигуративной живописью. Сливаясь воедино, они создают неповторимый стиль автора. Серия «Человек читающий» даст зрителю наглядный пример умелого соединения двух опытов работы Маруси (наброски с натуры и работы в экспрессивно-декоративно-абстрактном стиле). В одну выставку произведения объединила такая важная тема современного общества как свинцовое терпение, перетекающее в состояние длительного ожидания.

Преобразовать. Приспособить. Сохранить.

Голландский опыт работы с культурным наследием

21.09.2018-4.11.2018

Музей Русского Искусства

Выставочный проект «Преобразовать. Приспособить. Сохранить», посвященный голландскому опыту работы с культурным наследием, пройдет с 21 сентября по 4 ноября в Москве и Санкт-Петербурге. Организаторы проекта: Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК) и Посольство Королевства Нидерландов при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Впервые в России будут представлены лучшие проекты реконструкции и приспособления исторических зданий и комплексов, в том числе культурно-исторических памятников, а также объектов промышленной архитектуры. Проекты были разработаны и реализованы голландскими специалистами в самих Нидерландах и других странах мира – России, Германии, США, Италии и Китае. В экспозиции участвуют не только всемирно известные бюро масштаба ОМА: зрители получат возможность узнать больше о голландской архитектуре и открыть для себя новые имена.

У широкой и профессиональной публики появится возможность изучить проекты, наиболее полно и убедительно демонстрирующие специфику голландского метода работы с наследием. В основе метода голландских архитекторов лежит тезис «Сохранение через развитие», который предлагает творческий, но взвешенный подход к сохранению и реконструкции старых зданий. Иллюстрациями будут заслужившие мировое признание 20 работ, выполненных ведущими бюро Нидерландов: амфитеатр в здании архитектурного факультета Делфтского технологического университета, спроектированный бюро МVRDV, трансформация шахты Цольферайн, превращение Немецкого подворья на Большом канале в Венеции в универмаг с панорамной крышей по замыслу бюро OMA и другие объекты. Одним из наиболее выразительных проектов последнего времени стал культурный комплекс и парк «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге, который создается на месте военных объектов по плану бюро West8.

В экспозицию включены интерактивные инсталляции и видеоинтервью с авторами и участниками представленных проектов – архитекторами, реставраторами, инженерами, экспертами.

К выставке приурочена обширная публичная программа: в Москве и Петербурге пройдут лекции ведущих зарубежных и российских специалистов, дискуссии и образовательный воркшоп.

Части стен 2

18.09.2018-20.10..2018

Галерея RuArts

«Части стен 2» — это первое масштабное исследование уличного искусства России от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, попытка зафиксировать работы наиболее заметных граффити и стрит-арт художников, совершенно разных и непохожих друг на друга, рисующих как нелегально, так и в легальных местах, их подходы и методы работы на улице. Концепция проекта строится в первую очередь на исследовании городской среды и уличной культуры в каждом отдельном российском городе: Калининград, Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар, Севастополь, Саратов, Волгоград, Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский.

В проекте принимают участие только российские художники, имеющие «уличный бэкграунд»: более 70 авторов и команд из 17 городов России. Таким образом, задача автора проекта— продемонстрировать срез российского уличного искусства, представить художников, имеющих большой опыт работы на улице и сотрудничающих с галереями и музеями. Среди этих художников как совсем молодые, так и уже известные имена, авторы самых масштабных муралов в мире, а также участники международных биеннале уличного искусства, крупных фестивалей и выставок. Несмотря на коммерческий успех, они не покидают улицу, определяя визуальную культуру города.

Дизайнером альбома «Части стен 2 » выступили Алексей Партола и  Никита К. Скрябин, сооснователь издательства «Ось», известный московский художник. Альбом построен на материале, отснятом Алексеем Партола в ходе его годового фотографического исследования и состоит из 2 томов: документация создания работ художников, тексты и творческие манифесты художников составляют первый том альманаха, второй том состоит только из фотографий, на которых зафиксированы работы на улице.

Олег Ланг. В парке Чаир

20.09.2018-18.11.2018

Галерея ARTSTORY 

«Олег Ланг. В парке Чаир» – так называется выставочный проект, который пройдёт в галерее ARTSTORY с 20 сентября по 18 ноября 2018 г. Живопись на холсте и мешковине, на тканях с орнаментом и на полосатых наматрасниках, а также расписные палитры и дощечки, – вовсе не полный перечень артефактов, которые будут представлены на выставке. В экспозицию войдут работы из многих серий и циклов Ланга, начиная с 1980-х гг., когда художник получил известность, и до последних дней его жизни.

Серии художника посвящены весьма фундаментальным темам: война и мир, история России, семья и родовое прошлое, мифы, культура, религия. Отвлечённые, абстрактные смыслы увлекают мастера в такой же степени, как и забавные истории о потере башмака или стереотипные сюжеты человеческого бытия, представляющиеся одним вечными, другим – банальными. Перед зрителем неизменно предстаёт параллельная реальность, населённая «обитателями времени», в которой перемешаны все археологические слои памяти. 

Шепард Фэйри. Форс-мажор

19.09.2018-4.11.2018

ММОМА (Гоголевский бульвар, 10)

ММОМА совместно с фондом RuArts представляет проект «Форс-мажор», демонстрирующий произведения, созданные автором в течение последних 25 лет, а также знакомит зрителей с новыми работами, подготовленными специально для выставки в ММОМА. Проект организован при участии творческого объединения АРТМОССФЕРА и входит в специальную программу III Биеннале искусства уличной волны.

Экспозиция, в разработке которой участвовал Шепард Фэйри, построена по тематическому принципу и отражает ключевые мотивы и периоды в творчестве автора: от увлечения андеграундом и советским конструктивизмом до поп-арта и рекламного дизайна.

Философия DIY в среде скейтбордистов и панков, а именно к их среде относит себя Шепард, исключает зависимость от общепринятых норм, манифестируя полную свободу самовыражения. Взяв эту философию в основу своей системы координат, Шепард Фэйри конструирует «художественные обращения», которые провоцируют критическую реакцию на привычную социальную среду. Кампания OBEY GIANT с портретом французского рестлера Андре Гиганта стала первой художественной реализацией принципов DIY, с помощью которой Фэйри призвал к осмыслению свободы и несвободы человека в системе общественных правил.

Субкультура DIY была не единственным источником вдохновения Фэйри. Русский авангард, в частности Александр Родченко и братья Стенберги, привнесли конструктивистские черты в творчество стрит-артиста. В дизайне наклеек, плакатов, трафаретов Шепард предпочитает минималистичную цветовую палитру, знаковую систему изображения, выразительный шрифт. Выбранный художественный язык помогает создать лаконичное изображение, доступное для понимания широкими массами. Этой же идее служат выразительные средства поп-арта, а главное, прием узнаваемой иконографии. И если Уорхол использовал образы звездных персон и товаров массового потребления, то Шепард делает акцент на социально-политических проблемах и гуманистических ценностях, высказывая активную гражданскую позицию.

Павел Полянский. Артефакты

20.09.2018-14.10.2018

Askeri Gallery

Askeri Gallery представляет новый проект Павла Полянского «Артефакты». После серии «Арктика» художник обращается к другим темам. Полянский сохраняет узнаваемый персональный стиль – монохромный реализм с единичными вкраплениями цвета, но ищет новые композиционные решения и идеи. В новой серии художник размышляет о человеческой природе, подверженной влиянию научного прогресса.

Полянский отталкивается от определения, что артефакт – это любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности: «Искусственные части тела, технологизация мозга, генная инженерия. Рано или поздно технологии поглотят нас и в результате получится новый вид – постчеловек, продукт, искусственно созданный самим человеком».

Каким будет мир, в котором все вокруг становится артефактами? Получив технологическое бессмертие, человек захочет подарить его всему живому, что его окружает: любимой кошке, исчезающим диким животным, но если все станут роботами, будет ли это продолжением жизни?

Пути сообщения

19.09.2018-24.09.2018

Галерея Fragment

18 сентября в московской галерее современного искусства Fragment открывается выставка начинающих российских художников. 18 авторов представят высказывания на актуальную тему «Пути сообщения». Работы были созданы в процессе обучения в Британской высшей школе дизайна на курсе «Современное искусство». 

Предложенную тему авторы интерпретируют как течение мысли или идеи, как путь художника и преодоление границ, как изменение понимания и положения, как закодированный язык взаимодействия со зрителем и окружающей реальностью, как выбор определенного направления коммуникации. Студенты не были ограничены в выборе форм самовыражения, поэтому в экспозицию вошли инсталляции, видео, фотопроекты, site-specific и редимейд.

Для большинства авторов выставка станет первым опытом работы со зрителем на профессиональной площадке. Частная галерея Fragment выбрана как институция, активно поддерживающая молодых художников и современное искусство в России. 

Куратором выставки выступил российский художник, преподаватель БВШД Михаил Левин. 

Участники: Валерия Рысюкова, Виктория Мухонько, Ульяна Грошева, Александра Варфоломеева, Дарья Блудова, Мария Смородина, Елена Аш, Алина Же, Александра Ленская, Елена Благославова, Айсылу Гарипова, Ксения Данилова, Валерия Илларионова, Дария Караваева, Александра Ленская, Татьяна Сухарева, Алена Фахретдинова, Мария Холмогорова. 

Опыт №1: Синхронизация 2 | Синхронизация импульсов

22.09.2018-24.09.2018

ЦТИ Фабрика

В новой серии проектов опыт работы художниц в парах или трио, формат диалога и компромисса являются очень важными. Разбившись на несколько подгрупп, авторы работают над волнующей их темой.

В проекте "Синхронизация 2" Мария Кечаева, Устина Яковлева и Дарья Неретина в процессе создания работ занимаются своеобразной «домашней магией»: обращаясь к медитативным практикам, они создают новую образность.

"Синхронизация 2" является продолжением выставочного проекта Устины Яковлевой и Марии Кечаевой 2017 года. В 2018 году к проекту присоединилась новая участница – Дарья Неретина. 

Методы работы и выбор материала художницами неосознанно синхронизируются: лепка из глины, вышивка, работа с тканью и графикой. Авторов объединяет умение преобразовать недостатки материала в достоинство, способность довести его до совершенства. 

Про форму. Кирилл Александров

19.09.2018-17.10.2018

Галерея Maxim Boxer

Эти работы с самого начала предназначались для этого зала. Предполагалась выставка одной скульптуры с некоторым легкомысленным добавлением рисунков и псевдо-эскизов к этой скульптуре. Но в процессе работы я увлекся рисованием и задумался о существовании множества теорий построения пространства на плоскости и о полной теоретической необоснованности скульптуры, отсутствии в ней возможности трансформации пространства, приводящей к отторжению композиционности. 

С к у л ь п т у р а

В этой работе есть сюжет – парафраз картины Брейгеля, темой которой является новозаветная «притча о слепых». Но есть выходящий для меня на первый план формальный пластический, профессиональный интерес к теме падения-устойчивости, которую хотелось довести до возможного предела при сохранении целостности произведения. Простоту псевдо-токарных форм мне хотелось подчеркнуть и материалом – деревом.

Г р а ф и к а

Это не в коей мере не проекты реальных объектов, хотя чертежно-аксонометрическая манера «технического» рисунка и провоцирует такое восприятие. В рисунках есть тема «овеществления» пространства вокруг предмета, превращение окружающего воздуха в отпечаток.

Мне хотелось объединить скульптуру и рисунок во всем: в цвете, подобии токарных работ, даже в фактуре поверхности – ее бархатистости, чтобы подчеркнуть их принципиальные различия.

Кирилл Александров

Антиномия художественного разума

20.09.2018-28.10.2018

ММОМА (Музей Вадима Сидура)

Московский музей современного искусства и Музей Вадима Сидура представляют персональный проект Георгия Литичевского «Антиномия художественного разума». Название выставки является прямой отсылкой к трем крупным философским трудам Иммануила Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

С помощью особого художественного языка комиксов, представитель течения «Новой волны», Георгий Литичевский непринужденно совмещает теоретические вопросы с яркими и понятными образами массовой культуры. В своем проекте «Антиномия художественного разума» художник предлагает изучить отличную от принятой в классической философии концепцию искусства и найти специфические противоречия, которые возникают между научным подходом и авторской художественной практикой.

Специально созданные для музея работы Литичевского образуют смысловой «лабиринт», который вступает в идейный диалог со скульптурами Вадима Сидура и увлекает зрителя в метафорическое путешествие. Комиксы, живопись и графика Георгия Литичевского образуют в пространстве музея мультимедийную инсталляцию, в основе которой находится серия сатирических работ о персонаже русских сказок — Царе Горохе. В образе этого нарочито комиксного персонажа сходятся смысловые линии проекта. Герой-растение, разрастающийся в музее, отсылает одновременно к фольклору и современным критическим практикам, связанным с переосмыслением взаимоотношений общества и природы. Наконец, в нем можно увидеть самого художника, постоянно балансирующего между критическим жестом и чистой радостью рисования.

БОСХ - путешествие по Саду земных наслаждений

21.09.2018-31.12.2018

Центр современного искусства МАРС

«БОСХ» — настоящая находка для тех, кто давно хотел разобраться в загадочном мире символов, которыми великий художник Иероним Босх наполнил свои полотна. В виртуальной инсталляции задействован главный шедевр мастера -триптих «Сад земных наслаждений». 

Благодаря современным VR-технологиям посетитель выставки окажется внутри великой картины Босха. Надев шлем виртуальной реальности, зритель попадает в удивительный и таинственный сад, наполненный символами, странными фигурами и звуками. Исследуя пространство вокруг вместе с другими путешественниками, каждый сам для себя решает, какую оценку вынести увиденному.

VR-технологии по-своему преломляют наследие Иеронима Босха. Центр МАРС предлагает собственную интерпретацию триптиха, бережно сохранив при этом его глубинную неизменную суть. Однако как бы ни интерпретировали полотно создатели этого уникального VRпроекта, «БОСХ» оставляет последнее слово за зрителем.

Муравьи никогда не спят

21.09.2018-3.11.2018

Anna Nova Gallery (СПб)

Anna Nova Gallery представляет персональную выставку Влада Кулькова «Муравьи никогда не спят», на которой зрители увидят новую серию живописных полотен художника, выполненных в его фирменном стиле биоморфной абстракции. Ее особенность заключается в том, что на холстах по творческой воле автора, не чуждой психоделических блужданий и  онейрических экспериментов, оказываются запечатлены странные природные образования, хаос и стихийные явления, зачастую становящиеся прорывами во вневременные метафизические пространства.

«Муравьи никогда не спят» -  эта фраза, которая впечаталась в сознание художника, как одна из первых заставок научно-познавательного эфира российского телеканала Discovery. В его выставочном проекте фигура муравья получает новое измерение: он предстает перед зрителем как своеобразная монада, корпускул, мельчайшая частица синтеза. Такому художественному видению послужил  предшествующий опыт Влада, сложившийся из детского увлечения математикой и чтения рассказа «Чудо Бореля» писателя Юрия Буйды. В пространстве памяти автора, хранящем впечатления молодости, обнаружились  мыслеформы из этого текста, разрешившего определенный этап в познании элементарного, но важного. Именно он зародил у художника догадку о том, что всякое здание подобно человеческому черепу, а смена архитектурных стилей представляет собой косметическую процедуру вокруг зияния глазниц. Как разворачивается эта катарсическая для Кулькова идея в абстрактной живописи, можно узнать в его новом проекте.

Малый формат большой истории

20.09.2018-11.11.2018

ММОМА (Ермолаевский переулок, 17)

Московский музей современного искусства представляет проект «Малый формат большой истории», подготовленный в рамках программы «Коллекция. Точка обзора». Выставка рассматривает ряд характерных особенностей отечественного искусства ХХ века на основе произведений малого формата из коллекции музея. 

Малый формат особенно близок философии русского творчества как парадоксальный метод освобождения. Можно сказать, что история советского искусства - бесконечный конфликт реакции и свободомыслия. Большие холсты и монументальная скульптура в СССР были привилегией официоза, и художники, так или иначе оказавшиеся вне «генеральной линии», прибегали к малым формам. В постсоветский период представители актуального российского искусства, безусловно, увлечены возможностью смело работать с пространством, однако интерес и к небольшому формату не ослабевает. Он позволяет находить неожиданные и сильные решения для художественного высказывания.  

Ряд произведений, участвующих в проекте, экспонируется впервые. Это серия набросков Ивана Захарова и Николая Никонова. Рисунки сделаны в 1920-1950-е годы в ходе закрытых заседаний творческих союзов и президиумов, и представляют собой не только художественную, но и документальную ценность. По времени создания к ним близки и произведения других мастеров: Бориса Булгакова и Эдуарда Криммера. Послевоенный период представляют работы столь разных по своему методу художников как Павел Шимес, Владимир Зазнобин, Наталья Пархоменко, Татьяна Калёнкова, Иван Мачнев, Юрий Викулин и Святослав Афанасьев. Последний интересен как художник-аутсайдер, создававший свои миниатюрные картины, находясь в тюремном заключении.  

Цвет и форма: ВХУТЕМАС – ГИНХУК

18.09.2018-10.12.2018

Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина) (СПб)

Выставка — часть большой программы, объединившей выставочные проекты и научные конференции (программа прилагается).

В течение  первого  постреволюционного десятилетия в Петрограде-Ленинграде существовали многочисленные группы и объединения художников, принадлежавшие к самым разным, порой  диаметрально противоположным направлениям изобразительного искусства.  Среди них две институции, работавшие в русле новаторского, авангардного течения: учебная, созданная на базе петербургской Академии художеств  — ВХУТЕМАС/ВХУТЕИН и научно-исследовательская — ГИНХУК. 

ВХУТЕМАС/ВХУТЕИН и ГИНХУК, созданные в 1920-е годы в Петрограде-Ленинграде, просуществовали довольно непродолжительное время. Однако, несмотря на это, новаторские изыскания этих учреждений оказали заметное влияние на развитие изобразительного и прикладного искусства всего XX и начала XXI века, а теоретические и практические разработки в немалой степени легли в основу современного дизайна.

Михаил Ларионов

19.09.2018-20.01.2019

НоваяТретьяковка

Третьяковская галерея открывает крупную ретроспективную выставку Михаила Фёдоровича Ларионова (1881–1964), одного из основоположников русского авангарда и его признанного лидера. Наделенный мощным живописным даром и талантом экспериментатора, с самого начала своей деятельности Ларионов оказал огромное влияние на становление и развитие нового искусства ХХ столетия. В его творчестве отразились основные направления начала века: кубизм, примитивизм, футуризм. Произведения художника в стиле примитивизма стали воплощением национального варианта авангарда. Ларионов стоял у истоков абстрактного искусства в России. Его "авторский" вариант беспредметной живописи, получивший название лучизм, представляет собой один из путей к абстракции.

Настоящая экспозиция одновременно строится как по хронологическому принципу, охватывая все этапы жизни и деятельности Ларионова, так и по тематическому, прослеживая главные мотивы живописных и графических работ, к которым художник обращался на протяжении всей жизни.