События 19 - 25 октября

14:45, 14 октября 2019

Солнцеборцы

22.10.2019 - 19.11.2019

ГУМ-Red-Line

«Солнцеборцы» – герои нового мифа, созданного Гошей Острецовым. На выставке в ГУМ-Red-Line представлена визуализация придуманного художником уникального мира, со своими героями, эко- и техно-системой.

Спустя сто лет после футуристической оперы «Победа над солнцем» Острецов как человек уже новой эпохи, которую только начали создавать футуристы, разрабатывает собственный эпос, разрушающий здравый смысл. В духе классической греко-римской мифологии художник переосмысливает заявленную авангардистами тему о преодолении устоявшегося мира.

Интерпретируя названия восьми планет Солнечной системы, автор создает альтернативную до-первобытную историю, где антропоморфные герои, носящие имена основных планет, борются с Солнцем – символичной Медузой Горгоной, охраняющей проход в другие пространственно-временные миры. Солнце олицетворяет собой ось, на которой держатся фундаментальные устои, гарант основных законов физики. Как и Медуза Горгона, оно направляет свой смертоносный взгляд, лучи, сдерживающие все вокруг себя в границах упорядоченной собой системы. Восемь героев, стремившихся превзойти Великое Солнце и преодолеть охраняемый им рубеж Вселенной, были превращены его взглядом в застывшие планеты. С течением времени замершие герои обтесались и приняли вид круглых камней. Но витальная сила героев все же не угасла насовсем, и жизнь, зародившаяся на одной из планет, позволила появиться новым микро-героям – людям. Подобно Персею, люди стремятся победить Медузу и найти сверхоружие, позволившее бы овладеть энергией Солнца, возродить окаменевших героев и открыть возможность выхода за пределы Солнечной системы. Их попытки овладеть управляемым термоядерным синтезом пока не увенчались успехом: люди научились только разрушать и лишь этим уподобились Солнцу. Но миф, созданный художником, предвещает начало новой эры, когда человек найдет способ воссоздавать энергию Солнца и преодолевать любые границы.

Мифотворчество Гоши Острецова в традиционной для него манере синтезирует наследие русского авангарда и научную фантастику. Этот миф в духе античного эпоса приправлен образами комиксного экшена, бластерами и нарядными красотками. Художник представляет Солнце – Медузу Горгону в виде доминанта, который держит на цепях своих сабмиссивов. Футуристическое видение от Острецова – это классическое повествование об утопической системе, где новые образы сверхлюдей стремятся изменить привычный мир.

С чего начиналось, но еще не закончилось.... Мой поиск

Галерея "Роза Азора"

24.10.2019 - 10.11.2019

Почему? Причина первая.

Я стал разбирать пластиковые пакеты, в которые давно сложил свои старые рисунки и черновики.

Дело в том, что рисовал я очень много. В день по десять рисунков. Я ставил такую задачу перед собой. Если получалось меньше, то на следующий день я должен был восполнить недостаток. Такой спорт.

Рисовал я на толстой акварельной бумаге тушью и пером.

Потом понял, что я утону в этих пачках плодов моего творчества. Мастерской не было. Файлов для бумаги тоже.

А печатать меня начали в 1975. «Неделя», «Московский комсомолец». «Комсомольская правда», «Собеседник». «Литературная газета» и «Литературная Россия» ...

Потом наступили 90-е. Белый дом. Работа в «Российской газете», редакция которой там располагалась. Ну и потом «Коммерсантъ». Пятнадцать лет. Рисовать надо было много, и я стал использовать писчую бумагу формата А4. Появились файлы и хорошие папки, и я стал складывать свои рисунки в них.

А те, старые, убрал, в уже появившейся мастерской, на полку под потолком. Часть же отвез на дачу.

Мой стиль рисования менялся. Я находился долго в поиске, пока он как-то не сложился.

Вот все эти поиски и лежали в этих пластиковых пакетах. А тут полез разбирать завалы, и... мне показалось это забавным. С чего всё начиналось. Мой поиск…

Зачем? Причина вторая.

Что же с этим делать?

Меня последнее время мучает одна мысль.

Вот художник творит, творит, а потом берет и ни с того ни с сего умирает. И всё, что он натворил, — холсты, папки рисунков — пылится, лежит на полках. А родственники мучаются и не знают, что с этим делать. Выбрасывать вроде жалко, а всё уже не продать. Вот я и решил продать сам. Не всё, конечно.

Нет-нет, я собираюсь жить долго, но я ж продолжаю рисовать. Плодить папки рисунков.

Так что это выставка-распродажа. По дешевке.

Андрей Бильжо

Классики российской фотографии. Борис Игнатович

25.10.2019 - 26.01.2020

МАММ

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Бориса Игнатовича — классика российской фотографии, одного из пионеров советского авангарда 1920—30-х годов и участника легендарной группы «Октябрь» — Всероссийского объединения работников новых видов художественного труда, в которое входили Александр Родченко, Александр Дейнека, Сергей Эйзенштейн, Александр Веснин и др. Выставка в МАММ демонстрирует более 70 работ Игнатовича, относящихся к самому яркому, авангардному периоду его творчества. 

Борис Игнатович. Молодость. 1937. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Deep Mind: Прошивка

22.10.2019 - 1.12.2019

Галерея 11.12

Каждый день современный человек, живущий в большом городе, начинает свой день с новостей, которые получает из разных информационных источников. Картинки, тексты, видео — все подчиняется тому, чтобы донести до пользователя как можно быстрее и полнее материалы, документы, ссылки, то есть различного рода сведения. Их обилие, порой переходящее в настоящий информационный поток, очень сложно контролировать. Человек теряет способность выделять важное, осознавать и понимать его в формате реального мира. Новости превращаются в понятия, конкретные люди — в обезличенных персонажей, цифры, данные, уведомления — теперь это все знаки и символы в коллективном сознании. Новая информационная вселенная уже существует в цифровом поле, и она все больше и больше уходит от реальности, становясь самодостаточной. Пользователям срочно требуется апгрейт, перепрошивка, чтобы получить возможность существовать в таком мире.

Художники арт-группы Студия 30 в своем новом проекте «Deep Mind: Прошивка» облекают этот цифровой информационный поток в материальные художественные объекты. Здесь сложно найти людей: вместо них знаки. Зооморфные субстанции могут оказаться чем угодно.  Над ними — карта звездного неба. Точно ли? Биты, пули, ячейки, соты, многослойные результаты жизнедеятельности человека? А может быть это и есть те самые усовершенствованные люди, превращенные в знаки, пользующиеся символами, существующие в новой цифровой реальности?

Мутант

22.10.2019 - 24.11.2019

Галерея Osnova

В проекте «Мутант» Олег Доу отключается от актуальности, моды и обращает свое внимание на постоянство. Что общего между нами - людьми сегодняшнего дня - людьми прошлого и людьми будущего? XX век совершил удар по идеалам, разрушил их, привнес мультикультурность, за которой чувствуется опасность. И опасность эта состоит в осознании непонимания того, куда она может привести. Размышляя об этом, Олег Доу задается вопросом: возможен ли сегодня эстетический идеал - будь то новый или «реанимированный» старый? 

На выставке художник делает шаг к тому, чтобы вспомнить и напомнить о понятии эстетики в его философском - изначальном - значении, которое обращается к тому, что именно через эстетику выражается наше отношение к миру и связь нашего сознания с миром. 

Важную роль в этом играет противопоставление художником себя и современного художественного процесса. Обращаясь к классической европейской иконографии, художник вместе с тем критикует XX век, отказавшийся от идеи абсолюта. Олег Доу заменяет цинизм постмодернизма юмором, выводит на первый план эротический эзотеризм, который звучит как нечто, что невозможно встретить в музее современного искусства или иной институции. 

Выставка «Мутант» обращена к личным переживаниям художника. Его эстетическое переживание связано с осознанием собственной конечности, благодаря которому оно и становится возможным. Но также очень важен взгляд зрителя, который через свой опыт воспринимает эту эстетику и выводит ее на уровень своей реальности. Художник же старается создать так называемое «жамевю» - нечто, что человек еще никогда не видел и не испытывал.

Выставка топ-лотов русских торгов Sothedy's 26 ноября

25.10.2019 (11:00 - 21:00) и 26.10.2019 (10:00 - 17:00)

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусьева (флигель "Руина")

Выставка в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева соберет в едином пространстве внушительную подборку работ из лучших мировых коллекций. Наряду с картинами таких прославленных российских живописцев, как Константин Юон и Федор Бронников, на выставке будет представлена исключительно редкая работа Ивана Клюна. «Сферический супрематизм» происходит из коллекции знаменитого собирателя русского авангарда Георгия Костаки. Вероятно, это единственное живописное полотно кисти Клюна, находящееся в частном собрании, поэтому его появление на торгах станет важнейшим событием предстоящей недели русского искусства в Лондоне. 

 

Помимо картин отечественных художников, в экспозицию войдет кулон-снежинка Фаберже из горного хрусталя, украшенный бриллиантами, и другие произведения русского декоративно-прикладного искусства.

Человек размером с дом. Выставка памяти Дмитрия Брусникина

22.10.2019 - 17.11.2019

ММОМА (Ермолаевский переулок, 17)

Московский музей современного искусства совместно с XIV Международным фестивалем-школой современного искусства «Территория» и Мастерской Брусникина представляют выставку «Человек размером с дом», посвященную жизни и творчеству Дмитрия Брусникина — режиссера, актера, педагога, основателя собственной школы и одной из самых ярких театральных компаний последних десятилетий. Выставка проходит в рамках I Международного фестиваля-мастерской имени Дмитрия Брусникина.

Выставка, заполнившая все здание, попробует воссоздать внутренний мир Дмитрия Брусникина, все важнейшие черты и качества которого он воплотил в своем театре и старался привить своим ученикам. Зритель сможет отправиться в путешествие по разным периодам жизни Брусникина, неразрывно связанной с актерской игрой и сценой, но в первую очередь — с его желанием привлечь внимание к судьбам людей, их личным историям и воспитать в зрителях и учениках способность к сопереживанию и человечности — качествам, недостающим нашему времени.

Уже на первом этаже зрители смогут найти памятные фразы и цитаты Дмитрия, которые будут спрятаны в экспозиции и объединят все части выставки, а в кафе — «Брусникинское меню» с жареной картошкой.

В библиотеке на втором этаже будет создана инсталляция, посвященная любимой книге Брусникина «Три мушкетера», а также пройдет перфоманс, где каждый день в определенное время один из его учеников, друзей и коллег будет читать по одной главе романа.

Экспозиция третьего этажа выстроена вокруг биографии Дмитрия, а непрерывное движение, в котором он всегда находился, показано через объединяющий все пространство образ железной дороги. Маленький паровозик бежит сквозь места и времена: из Потсдама, где Брусникин родился, через множество городов, куда судьба забрасывала семью военных, от Зеленограда, где он учился на физтехе в МИЭТе, до МХАТа, где случились главные встречи его жизни — с Олегом Ефремовым, Мариной Брусникиной, Романом Козаком, Александром Феклистовым и многими другими — и отправляется еще дальше, по всей стране, которую он объездил от края до края. Как сменяющиеся пейзажи в окнах вагона, перед зрителями пронесется череда моментов из жизни Брусникина: большие и маленькие, любительские и профессиональные снимки из личных архивов его родных, друзей и учеников.

Еще здесь можно будет посидеть в купе плацкартного вагона — и даже забраться на верхнюю полку — и послушать, как Брусникин читает стихи. А в центре выставочного пространства будет расположен павильон «Спящий великан» — фрагмент футбольного поля (Брусникин всю жизнь был нападающим и страстным болельщиком) с травой и десятками футбольных мячей, на каждом из которых будет написано одно из его имен или прозвищ.

Четвертый этаж будет выдержан в эстетике одного из последних спектаклей режиссера «До и после», где зритель сможет заглянуть за каждую из множества дверей, ведущих в разные уголки «брусникинского» мира — объекты, личные вещи, аудио- и видеозаписи. Здесь же будет находится длинный стол, за которым в течение всей выставки будут собираться его коллеги, ученики и близкие, чтобы рассказывать истории и предаваться воспоминаниям. Также, в этом пространстве будут проходить перформансы Брусникинцев, посвященные его памяти и театральному методу. А войдя в одну из множества дверей зрители попадут лес с говорящими деревьями и старой палаткой — это пространство расскажет о любви Брусникина к природе, который до конца жизни был заядлым грибником и рыболовом. Самое крупное дерево в этом лесу — сам Брусникин, и можно будет прижаться к нему и услышать его дыхание.

Пятый этаж венчает «голова великана» — видеоинсталляция, составленная из из фрагментов видео разных лет с крупными планами Брусникина. В этом же пространстве будет показан спектакль «Время роли», основанный на текстах 47 ролей, которые сыграл Брусникин.

 

В рамках выставки в Образовательном центре ММОМА пройдут публичные показы фильмов, спектаклей и выступлений, подготовленные Мастерской Брусникина и XIV Международным фестивалем-школой современного искусства «Территория».

Шухов. Формула архитектуры

22.10.2019 - 12.01.2020

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева и Фонд «Шуховская башня» представляют международный выставочный проект «Шухов. Формула архитектуры», посвященный наследию выдающегося инженера и изобретателя Владимира Григорьевича Шухова (1853–1939).

Выставка станет крупнейшим показом творчества Шухова за последние двадцать пять лет и объединит на площадке произведения из собраний Архива РАН, РГАНТД, Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, Центрального государственного архива г. Москвы, Института легких конструкций в Штутгарте, Музея архитектуры в Мюнхене, архитектурного бюро Burkhalter Sumi Architekten в Цюрихе и др.

Кураторы проекта своей задачей ставят исследование инженерного метода Шухова и его вклада в развитие архитектурного проектирования в Европе. Основу экспозиции составляют два новаторских изобретения Шухова: стальные сетчатые перекрытия и сооружения гиперболоидного типа. Изобретения автора существенным образом повлияли на новую эстетику в архитектуре на рубеже XIX – ХХ веков. Шухов создал прецедент синтеза архитектуры и инженерии, когда оптимальность конструкции задает оригинальность внешней формы, а форма делает распределение воспринимаемых конструкцией нагрузок зримым.

В экспозицию войдут чертежи, макеты, фотографии, посвященные строительству павильонов Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, а также уникальные рукописи самого Шухова с расчетами и поисками знаменитых конструкций.

Автопортрет: женская версия

24.10.2019 - 7.11.2019

Рюмочная

24 октября 2019 года в 20 часов в легендарной зюзинской « Рюмочной» состоится открытие второй по счёту персональной выставки арт-группы « Передвижницы» под названием «Автопортрет: женская версия».

В своих работах художницы, с одной стороны, обратятся к академическому искусству и автопортретам Дюрера, Рембрандта и Леонардо да Винчи и покажут отличия между мужским и женским использованием этого жанра. С другой стороны, Передвижницы обратятся к современным автопортретам - селфи, и покажут, как сегодня видит и воспринимает себя женщина. 

Арт-группа «Передвижницы» предлагает взглянуть на жанр автопортрета с точки зрения современного искусства, представленного в традиционных медиумах: живопись, графика, фотография. На выставке можно увидеть работы 20 художниц, представляющие  широкий спектр направлений: от абстракции и экспрессионизма до постмодернистских интерпретаций академической живописи. При этом каждая рассказывает свою историю и все – общую.

 

Участницы выставки: Ариша Андреева, Лени Сморагдова , Таня Сушенкова, Антжелина Аганина, Евгения Кузнецова, Ксения Денисова, Анастасия Масловская, Элина Мухина, Мария Сивкова, Ася Шеина, Ирина Новикова, Елена Дроздова, Юляша Срульнег, Евгения Швецова, Татьяна Сириус, Милана Ювента, Екатерина Бочарова, Виктория Рос, Владислава Романова и Женя Шарвина.

FREE OFF // Освобождение

21.10.2019 - 10.11.2019

ЦТИ Фабрика

С 21 октября по 10 ноября в нескольких пространствах ЦТИ Фабрика пройдет  выставка 40 выпускников курса «Свободные мастерские» при ММОМА, выпуск 2019 года. 

Проект «FREE OFF // Освобождение» – результат самоорганизации и совместной работы художников и кураторов курса, ставший возможный при поддержке Центра Творческих Индустрий «Фабрика». 

Работы будут экспонированы на двух уровнях «Фабрики»: в большом зале «Отделка» и в залах на четвертом этаже, и распределены по десяти тематическим блокам: 

Город. Страна. Глобал. Память. Семья, дом, боль. Адаптация к социуму. Секс в твоей голове. Гендер. Вещи. Экология. 

Созданные с разной степенью рефлексии произведения маркируют глобальные, социальные и психологические темы-триггеры, и выставка в целом представляет собой определенный срез общества, объединяющий личный и глобальный контексты. Каждый блок выставки содержит от двух до шести проектов: инсталляции, видео, объекты, картины и фотографии. 

«Нити времени» by Lime Blossom

22.10.219 - 15.11.2019

Башмет центр

В октябре 2019 года художник и дизайнер одежды Катерина Lime Blossom (Катерина Чекина) открывает выставку при поддержке «Фонда поддержки и развития современного искусства» и коллекционера Эдуарда Мордуховича. Экспозиция будет представлять собой пространство, состоящее из 4 комнатинсталляций старинного особняка Башмет центра. 

Четыре масштабные инсталляции неотделимы от пространства готического особняка. По сути, сам особняк, хранящий память и истории, уже является частью инсталляции. Центральное произведение же будет создаваться Катериной в период работы выставки. Как и в жизни, художница будет ограничена стенами ее мастерской и выставочных залов, стенами ее собственного искусства, будет находиться под воздействием зрителя. 

Катерина Lime Blossom о предстоящей выставке «Это исследование времени и ритмов, соотношений памяти, знаний, потоков энергий, информации и событий, формирующих наше сознание и реальность. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. единство времени. тонкой нитью тянутся знания прошлого в будущее, которые сосуществуют, возможно, одновременно.» 

Полное погружение обеспечивает звук, созданный специально для выставки набирающим обороты на российской и международной электронной сцене музыкантом TYOMA (Артем Харченко) совместно с Александром Башметом. Динамический саунд дизайн будет чутко отражать изменения на всех планах пространства особняка и вокруг него – как физического характера, так и информационного. 

В рамках проекта так же пройдут ряд лекций и круглых столов архитектурной школы МАРШ.

Жизнь и приключения Анатолия Зверева

25.10.2019 - 22.03.2020

Музей AZ

Более 250 графических и живописных работ легендарного художника из коллекции Димитрия Апазидиса будут представлены на новой выставке Музея AZ «Жизнь и приключения Анатолия Зверева». 

Димитрий Апазидис (1918–1994) — сотрудник посольства Греции, а затем и Швеции в Москве, друг Георгия Костаки. Именно Георгий Дионисович знакомит Димитрия Апазидиса с Анатолием Зверевым — так берет начало одна из самых значительных коллекций произведений художника. 

Арт-директор Музея AZ, автор и куратор выставки Полина Лобачевская пишет о коллекции Апазидиса и предстоящей выставке: «Музей АZ спешит поделиться со всеми заинтересованными лицами своим последним открытием! Мы знали о коллекции Димитрия Апазидиса, друга Георгия Костаки, мы даже выставляли графику и портреты из этой коллекции, но не могли себе представить, что в Стокгольме хранится столь многочисленная и уникальная коллекция ранних (50-х - начала 60-х годов прошлого века) работ Анатолия Зверева. Сыновья Димитрия Апазидиса, работавшего в Советском Союзе сначала в греческом, а потом в шведском посольстве, Георгий и Ник бережно сохранили все собрание картин и разрешили нам представить особо интересные работы российскому зрителю. 

В коллекции Димитрия Апазидиса более 1500 работ ценнейшего, раннего периода творчества Анатолия Зверева. Мы постарались отобрать наиболее яркие, неожиданные и виртуозно выполненные произведения. На выставке мы покажем серию пейзажей, серию жанровых зарисовок из жизни парка Сокольники, впервые будут представлены зверевские иллюстрации к романам Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок», и, конечно, портреты - близкий круг - семья коллекционера и семья художника. Всего мы покажем более 250 работ. 

Надеемся, что наша выставка получится веселой, потому что Зверев в молодые годы был лучезарен, искрометен, азартен и отважно весел. 

И традиционно - частью выставки станет видеоарт, выполненный дизайнером проекта Анатолием Голышевым и оператором Юрием Ермолиным и фильм режиссера Ираклия Квирикадзе о приключениях Анатолия Зверева, рассказанных в Стокгольме двумя греками, и в Тарусе - детьми бакенщиков, художников и литераторов».

Серебряная симфония. Творчество художника-ювелира Алипат Багаевой

23.10.2019 - 22.11.2019

Государственный музей Востока

С 23 октября Государственный музей Востока представляет выставку «Серебряная симфония. Творчество художника-ювелира Алипат Багаевой».

Выставка «Серебряная симфония» посвящена творчеству дагестанского художника-ювелира Алипат Курбаналиевны Багаевой, которое в полной мере отражает основные тенденции становления современного авторского ювелирного искусства во второй половине XX века, характерные для национальных регионов России. На выставке будет показано больше ста ювелирных произведений автора: кольца, серьги, браслеты, кулоны, ожерелья, колье.

Алипат Багаева, член Союза художников России, Заслуженный художник Дагестана, родилась в 1954 году в Дагестане. Первое знакомство с будущей профессией произошло в местном художественном училище им М.А. Джемала, где она училась на отделении «Художественная обработка металла». После окончания учебы в 1973 году Алипат становится художником-конструктором в Министерстве местной промышленности Дагестана. Через два года она возвращается в родное училище, где проработает преподавателем более 20 лет. Оставив работу в училище, Алипат Курбаналиевны занялась активной творческой деятельностью. От массовых работ она переходит к созданию сложных ювелирных комплексов, которые экспонируются на выставках и принимают участие в конкурсах. Во многих работах она пытается интерпретировать национальные художественные формы, используя техники ажурной и накладной филиграни. 

Кирилл Благолепов, 32 года, Москва

22.10.2019 - 25.11.2019

Галерея pop/off/art

«Кирилл Благолепов, 32 года, Москва» – первая персональная выставка художника Владимира Потапова в пространстве галереи pop/off/art. В данном проекте Владимир Потапов выступает исследователем медиа пространства, работает с темой влияния соцсетей и манипулирования общественным сознанием. Герой изыскания – Кирилл Благолепов, а точнее профиль в facebook, который, вероятнее всего, является фейк-аккаунтом, созданным специально для накручивания голосов, лайков и других активностей.

Визуальное поле страницы, состоящее из репостов чужих публикаций и фотографий, используется Потаповым в качестве художественного материала для своих произведений. Живописная серия, выполненная в уже известной авторской технике с использованием яркой голографической бумаги, увековечивает этого виртуального персонажа, обладающего характеристиками человеческой личности со своими особенностями, качествами и свойствами. Мифологизируя своего героя, Потапов просит составить психологический портрет на основе публикаций профессионального психоаналитика Романа Истомина. Тактика художника – с помощью потока окружающих его изображений и словесного описания создать образ миллионов Кириллов Благолеповых, заполонивших социальные сети и формирующие бот-сети. Этот проект одновременно и памятник анонимности, и ода цифровым аватарам, выдающих себя за человека. «Мы стали свидетелями появления новой сущности – цифровой, которая за короткий период своей жизни успевает вспыхнуть имитацией сознания человека, повлиять на социально-политические процессы, и обратиться в цифровой тлен, от которого ничего не остается. Я увековечу это реплику, найду и опишу ее личность, создам память о ней и сделаю это имя нарицательным», - говорит автор.

Союз молодежи. Русский авангард 1909 - 1914

24.10.2019 - 19.12.2020

Еврейский музей и центр толерантности

Еврейский музей и центр толерантности, «Энциклопедия русского авангарда» и Государственный Русский музей представляют выставку «Союз молодежи», посвященную творческому объединению ключевых художников-авангардистов первой трети ХХ века. Проект представит работы Казимира Малевича, Ольги Розановой, Елены Гуро, Михаила Матюшина, Владимира Татлина, Павла Филонова, Иосифа Школьника, Михаила Ларионова и других – всего порядка 80 произведений 35 художников. Выставка пройдет в двух городах – сначала в Санкт-Петербурге (с 4 июля 2019 года), затем приедет в Москву. В Еврейском музее она откроется 24 октября 2019 года, генеральным спонсором выступит «Банк ВТБ». Партнеры выставки – ПАО «Транснефть» и БФ «САФМАР» бизнесмена и мецената Михаила Гуцериева. 

Петербургское общество «Союз молодежи» – первое официально зарегистрированное объединение художников авангарда, на полгода опередившее московский «Бубновый валет». С 1910 по 1914 они устроили семь выставок, продемонстрировавших широкий спектр художественных идей и стилей – от символизма до кубофутуризма. 

Главная идея кураторов выставки – через художественные произведения и документальные материалы рассказать о «Союзе молодежи» как о революционном явлении русского искусства и оценить его влияние на последующие течения и произведения авангарда. 

В рамках выставки в Москву будут привезены такие шедевры как, «Усовершенствованный портрет И.В. Клюна» работы Казимира Малевича, «Пир королей» Павла Филонова, «Лучистый пейзаж» Михаила Ларионова. Также будут показаны малоизвестные произведения авангарда из Русского музея, художественных музеев России, Латвии и частных собраний. Работы для выставки предоставили 15 российских и зарубежных музеев, а также три частные коллекции. 

За время существования «Союза молодежи» более 80 авторов смогли показать свои работы. Участие в деятельности общества оказало влияние на творчество ключевых фигур русского авангарда – Ларионова, Малевича, Татлина и других. Силами членов «Союза молодежи» была организована общероссийская площадка для общения между художниками и обмена новыми художественными идеями. Большой общественный резонанс вызвала серия диспутов о современном искусстве и осуществленные «Союзом молодежи» спектакли, в том числе «Победа над Солнцем». 

Практически все участники объединения сыграли важную роль в развитии предвоенного авангардного искусства, однако многие оказались незаслуженно забыты. В «Союзе молодёжи» состояли не только Розанова, Малевич, Матюшин, но и практически неизвестные современной публике Верховский, Машков, Балльер, Шлейфер, Бодуэн-де-Куртенэ и многие другие – на выставке их работы займут свое место в творческой хронике русского авангарда. 

Невавилонская библиотека

Открытие 23.10.219

Еврейский музей и центр толерантности

Еврейский музей и центр толерантности представляет инсталляцию Александра Бродского «Невавилонская библиотека». Куратор и автор идеи проекта – Анна Наринская. 

Название инсталляции отсылает к знаменитому рассказу Борхеса «Вавилонская библиотека», в котором говорится о фантастическом бесконечном расширяющемся хранилище текстов. Считается, что это описание предвосхитило сегодняшние электронные библиотеки.

«Невавилонская библиотека» – наоборот, памятник библиотеке в человеческом, даже домашнем смысле этого слова. Это библиотека, в которой все книги отобраны, прочитаны и перечитаны, оплаканы и обдуманы. Это проект, снова сводящий вместе эти составляющие того, что есть для нас «книга». Ее привлекательная предметность – тяжесть, блеск/матовость, цвет переплета, шелест страниц и их запах, та атмосферу спокойствия и зачарованности, которая неизбежно настигает человека, оказавшегося в наполненной книгами комнате. И, собственно, текст.

«Невавилонская библиотека» представляет собой тысячу книг – вернее, тысячу бумажных изданий книг – которые Анна Наринская прочитала и считает прекрасными. Там есть сказки, которые читали ей в детстве и которые она потом читала своим детям, сборники стихов, великие философские труды, главные мировые романы, поваренные книги и комиксы. То есть те книги, из чтения которых и складывается человеческая жизнь.

Александр Бродский помещает эти книги в оболочку, внутри которой создается отчасти таинственная атмосфера кроличьей норы, куда упала кэролловская Алиса (нора, если кто помнит, была заставлена книжными шкафами), а отчасти воспроизводится дух маленькой передвижной сельской библиотеки. Посетители могут брать книги в руки, листать, читать, переставлять в «своем» порядке. 

Потому библиотека возникает именно так – из личных отношений человека и книги. Во всяком случае Невавилонская библиотека.

Тапир и птичка

22.10.2019 - 28.11.2019

ARTIS GALLERY (ЦСИ Винзавод)

Чарующая магия мультфильмов рождается благодаря тому, что на экране оживают волшебные миры, позволяющие познавать окружающую действительность детям, передающие волну теплых чувств и ностальгии взрослым. Картины Уолта Диснея, Хаяо Миядзаки, Уэса Андерсона рассказывают об интересных героях, захватывающих историях, которые с ними случаются, заставляя зрителей сопереживать и давая возможность мечтать и проживать сюжет вместе с персонажами мультфильмов. Могут ли герои существовать вне сюжета истории и что с ними происходит за его рамками?

Художники Алексей и Антон Твороговы развивают эту тему в серии работ, которые будут представлены на выставке «Тапир и Птичка» с 22 октября до 28 ноября в ARTIS GALLERY.

Персонажи картин братьев Твороговых существуют вне контекста конкретной сказочной истории. Намеренный уход от сюжета обусловлен желанием художников отказаться от выстраивания целостной панорамы воображаемого мира. Все внимание зрителя сконцентрировано на персонажах благодаря тому, что окружающее их пространство теряет важность и сливается с единой плоскостью фона.