События 20-26 марта

16:45, 23 марта 2017

СИНИЙ СУП «ХХI»

23.03.2017-28.05.2017

Фонд культуры "Екатерина"

Ретроспективная выставка «Синего супа» охватывает все двадцать лет существования группы, работающей в сфере видеоарта и компьютерной анимации, и включает все созданные к настоящему моменту произведения.

Понимание и описание метода и особенностей феномена «Синий суп» – одна из интереснейших задач для критики. Поэтому выставка не только включает в себя произведения группы – важнейшим элементом экспозиции являются интерпретации, которым выделено специальное пространство. Иными словами, выставка строится на пересечении двух по-своему герметичных составляющих: визуального материала и вариантов его критического осмысления, что, в свою очередь, означает, что участниками выставки можно считать и интерпретаторов.

Язык компьютерной анимации использовался «Синим супом» с самого начала. Уже ранние короткие видеофильмы не имеют ничего общего с реальностью за окном, но представляют собой этюды по вычленению из этой реальности скрытых смыслов и коннотаций. Собственно, предъявление этих скрытых смыслов можно считать одной из базовых «сверхзадач» группы.

Феномен «Синего супа» и созданные группой произведения – всегда ускользает от точных формулировок, но невозможность однозначных определений дает право их множить, что собственно и хотелось бы предложить зрителю: простые, но многомерные видео; короткие, но интереснейшие тексты, будем надеяться – соединятся в воображаемой точке и дадут возможность – если не понять группу «Синий суп», то попытаться это сделать.

АРТ-ГРУППИРОВКА ЗИП "ОСТАНОВКА ДК ЗИП"

20.03.17-1.05.17

МОММА (ЕРМОЛАЕВСКИЙ, 17)

Московский музей современного искусства совместно с XL Projects представляет выставку краснодарской арт-группировки ЗИП. «Остановка «ДК ЗИП» - это тотальная инсталляция на четырех этажах здания ММОМА в Ермолаевском 17, каждый из которых имеет свое название:  «Сейчас», «Позавчера», «Потом», «БАРселона». Все объекты, ставшие частью экспозиции, сделаны участниками группировки самостоятельно,  а некоторые - специально для проекта в ММОМА.

При участии XL Projects выйдет каталог «Остановка «ДК ЗИП» - это первое издание, полностью посвященное истории становления арт-группировки ЗИП.

Международный Фестиваль Плохого Видеоарта

23.03.17 -2.04.17

Галерея А3

Кураторы фестиваля Наталия Монахова и Андрей Слащилин предлагают зрителям исследовать крайние формы одного из популярных направлений современного искусства. Видеоработы, которые будут показаны, находятся, по мнению кураторов, на пересечении плохого искусства (bad art, трансавангард) и плохого кино (B-movies, культовое кино, кэмп и трэш), но до сих пор не выделены в отдельную категорию для полноценного изучения искусствоведами и культурологами. А так как вопросы о границах современного искусства и о качестве художественных произведений, безусловно, актуальны, обозначение полюса видеоарта, определяемого как "плохой", является необходимым шагом.

Понятие "плохого видеоарта" (bad video art, b-video) впервые в мире будет выведено на галерейный уровень для создания дискурса и дальнейшей проработки.

В программе фестиваля будут представлены более 80 художников из 30 стран мира, в том числе из России, США, Канады, Бразилии, ЮАР, Италии, Швейцарии, Германии, Австрии, Франции, Китая, Индии, Индонезии, Норвегии и других. Тринадцать тематических блоков длительностью более 6 часов.

С 23 марта по 2 апреля "Галерея А3" станет своеобразным однозальным видеотеатром по аналогии с грайндхаусами и театрами бурлеска. Выставочное пространство будет преобразовано для создания соответствующей атмосферы. Видеоработы будут демонстрироваться тематическими блоками по установленному расписанию. В субботние и воскресные дни зрители смогут ознакомиться с программой фестиваля в полном объеме.

В течение фестиваля пройдут лекции о плохом кино и видеоарте как направлении современного искусства.

Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа

24.03.17-4.06.17

Музей русского импрессионизма

На выставке покажут около 60 работ известных армянских художников-импрессионистов: всемирно признанного мастера Мартироса Сарьяна, ученика Валентина Серова и Константина Коровина, однокурсника Кузьмы Петрова-Водкина, Егише Тадевосяна, Седрака Аракеляна, Ваграма Гайфеджяна, который работал совместно с Константином Коровиным над оформлением спектаклей в Большом театре и еще порядка 17 художников.

Дискуссия «Объект фантазии» в рамках театральных дискуссий о сценографии «Место действия»

23 марта, 20.00

Музей архитектуры имени А.В.Щусева

Модератор и куратор программы «Место действия» Алексей Киселев, театральный критик, обозреватель журнала «Афиша».

Реальность, фантазия и пустота — три категории, моделирующие три подробных разговора с ключевыми героями современного российского театра об архитектуре и пространстве. Театр сегодня — психологический, документальный, пластический, постдраматический, театр художника — так или иначе, выбирает один из трех путей: взаимодействие с миром реальных предметов, отдаление от него в сторону свободных ассоциаций и фантазмов или отказ от взаимодействия с реальностью или иллюзией в пользу освобождения сознания присутствующего зрителя.

Участники: Максим Диденко, театральный режиссер («Хармс-мыр», «Пастернак. Сестра моя – жизнь»/ Гоголь-центр; «Идиот»/ Театр наций), хореограф,  лауреат Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв-2014» в номинации «Лучший режиссер». 

Галя Солодовникова, сценограф («Тангейзер»/ Красный факел; «Золотой петушок»/ Большой театр), художник по костюмам, куратор курса «Сценография» БВШД, двукратный лауреат премии «Золотая маска» за спектакли «Полнолуние» и «Золотой петушок».

Мария Трегубова, сценограф («Манон Леско»/Большой театр, «Русский блюз. Поход за грибами»/ Театр «Школа драматического искусства»), художник по костюмам, двукратный лауреат премии «Золотая маска» за спектакли «Тарарабумбия» и «Opus № 7»(совместно с Верой Мартыновой).

На конкретных примерах попытаемся разобраться в специфике работы художника, работающего в театре, свободном от необходимости изображать реальность. Какие возможны ограничения, принципы, подводные камни и проверенные трюки в жанре иллюзиона или метафорического представления? Какие требования предъявляет время к театральному языку? И, в конце концов, как на практике принимает формальные приемы российский театр (в лице директоров, артистов, режиссеров, бутафоров), известный своей консервативностью?

Postreality show

20.03.17-26.03.17

ЦТИ Фабрика

Выставка «Postreality show» представляет взгляд художников на эпоху постправды и  постинтернета. Каким образом проекты и темы становятся актуальными для общества? Возможно ли универсальное понятие актуальности сегодня, когда новости и события сменяют друг друга с такой скоростью?

В фабричном зале «Артхаус» выставлены работы четырнадцати авторов, каждый из которых доказывает: мы сами определяем круг важных и актуальных тем. Художники говорят о значимых для них проблемах, отказываясь подчиняться концепции универсального. Размышления на самые разные темы представлены видеоработами, инсталляциями и скульптурами участников выставки: Таши Абрамовой, Натальи Алфутовой, Натальи Андриановой, Киры Вайнштейн, Гедиминаса Даугелы, Анвара Масурепова, Альфии Мифтахутдиновой, Ларисы Молокановой, Дмитрия Плискина, Екатерины Попович, Павла Сельдемирова, Николая Смирнова, Алисы Смородиной, Евгении Сусловой.

Комментируя концепцию, куратор проекта Таша Абрамова говорит: «Каждый сам становится барометром актуальности, формируя смысловое пространство современности. Таким образом, мы - голоса постактуальности, поющие в унисон, каждый на свой лад. Сегодня мы доедим свой постный завтрак, наденем постоянную униформу (что-то темное?), опубликуем пост в социальной сети и пойдем творить новую постреальность. По своему образу и подобию».

Проект осуществляется при поддержке Московской Школы фотографии и мультимедиа им. Родченко и Фонда Сорокина-Смирнова.

Акакий – наш супермен!

24.03.17 — 14.05.17

«Новое Крыло» Дома Гоголя (Никитский, 7)

23 марта 1842 года родился Акакий Акакиевич Башмачкин - главный герой повести Н.В. Гоголя «Шинель». Открывающаяся в «Новом Крыле» Дома Гоголя выставка задумана как празднование 175-летия со дня рождения знаменитого чиновника. Центром торжества станет двухметровый светящийся торт, роль свечек на котором будут играть гусиные перья. По случаю праздника кураторы подвергли рефлексии образ юбеляра и создали пространство, в котором всё построено на игре между большим и малым, на художественном исследовании феномена ничтожности и величия.

Кураторы выставки так описывают свой замысел: «Нас интересовала проблема русской самоидентичности, балансирующей между маленьким человеком, мухой и героем, даже супергероем. Это устойчивая парадигма русской культуры, разрываемой между состраданием простому человеку и великоимперским комплексом грандиозности, величия, всевластья».

Связующим звеном между гоголевским образом маленького человека и героем комиксов - Суперменом - станут тринадцать оригинальных листов «Дела о Шинели». Классический текст Гоголя окажется переведенным на язык графической истории. Попадая в одном из залов выставки в огромный комикс, зритель почувствует себя участником игры, одним из Гоголей призрачного Гоголивуда. Здесь супергерои спасают мир, но наш герой обречен на абсурд и иронию. В завершении Акакий-Супермен летит сквозь черный лабиринт, в конце которого он вновь окажется перед выбором. А зритель, облачившись в шинель в самом начале выставки, пройдет все оппозиции насквозь и постарается самостоятельно найти ответ на тот же самый вопрос: «Муха я или супермен?»

 

ВОКРУГ НАТЮРМОРТА

24.03.27.03 – 04.04 2017

Культурный центр в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, 6)

21 марта отмечается Всемирный день человека с синдромом Дауна. В рамках образовательных программ, посвященных этому дню, Третьяковская галерея четвертый год подряд представляет проект "Лучше вместе".

 На нескольких площадках проводятся мероприятия, адресованные людям с ограниченными возможностями, специалистам, работающим с особой аудиторией, художникам, арт-терапевтам, музейным сотрудникам и широкой публике. Задача проекта – объединить представителей разных институций для дискуссии и обмена опытом по интеграции особых людей в пространство современного социума, а также привлечь всеобщее внимание к этой важной теме.

Выставка рисунков "особых" детей Студии Третьяковской галереи и работ современных российских художников Кирилла Александрова, Ольги Божко, Александра Бродского, Арсения Ващенко, Сергея Горшкова, Ани Желудь, Дарьи Кротовой и Натальи Тиняковой.

За горизонт

24.03.17-9.04.17

Центра фотографии имени братьев Люмьер

«За горизонт» − совместная инициатива Samsung, благотворительного фонда «Белая трость» и сервиса Shazam. Мы поставили задачу показать людям их возможности и помочь раскрыть творческий и жизненный потенциал. А главное – ярко и аргументированно доказать, что многие преграды, которые кажутся непреодолимыми, являются лишь вызовом самому себе.

Проект откроют демонстрация короткометражного документального фильма, снятого молодым режиссером Иваном Сосниным (креативный директор агентства Red Pepper, обладатель гран-при фестиваля Red Apple 2017 года за картину Piter by Bushe Bakery) и фотовыставка «За горизонт» − репортаж Александра Журавлева о путешествии. Выставка продлится в Центре фотографии имени братьев Люмьер с 24 марта по 9 апреля.

Лекция Александра Будберга «Этика и фотография: может ли фотография быть злом?»

23 марта 19.00

ЦСИ ВИНЗАВОД

Приглашаем Вас на завершающую лекцию параллельной программы выставки Best of Russia' 16, которая состоится в Винтажном зале Центра современного искусства ВИНЗАВОД 23 марта в 19:00. 

На лекции мы поговорим об одной из самых важных и острых проблем современной фотографии — об этичности снимка.

Фотография, изобличающая зло и фиксирующая его, для того, чтобы человечество ужаснулось и что-то предприняло и фотография, популяризирующая зло и использующая его для своей собственной эффектности. Грань очень тонка, но не ощутить ее невозможно. Об этом и о выдающихся примерах репортажной фотографии расскажет Александр Будберг, журналист, публицист, автор книги «Фотоальбом Александра Будберга» и одноименной рубрики в газете «Московский комсомолец».

Опоздавшие на ковчег

26.03.17 – 4.04.17

ЦТИ ФАБРИКА

Как написано в Библии, жил праведный человек Ной, другие же люди были порочны и развращены, и решил Бог истребить этих людей, и оставить только Ноя и его семью, а также сохранить жизнь всем живым существам – «каждой твари по паре».

Всем да не всем, динозавры на Ковчег не попали, а также огромное количество других существ, про которых человеку осталось только складывать легенды, писать фантастические книги или рисовать их на картинах. Чем и занялись участники этого проекта. Маленькие и большие художники размышляют над тем как могли выглядеть эти несчастные существа, погибшие во время сорокадневного потопа, как их звали, чем питались. Этот проект – исследование, кто бы сейчас помимо людей и известных всем животных мог бы населять Землю, если бы не Потоп.

"Выйти из дома": вечер, посвященный писателю Георгию Баллу в Библиотеке им. Н.А. Некрасова

26 марта  17:00

«Арт-пространство» библиотеки имени Н.А. Некрасова 

Георгий Балл — автор, в произведениях которого повседневная жизнь таит удивительное, невидимое беглому взгляду. В его книгах — радостных для детей и задумчиво-грустных для взрослых — ощущается жизнь города, узнаваемая в деталях, но при этом странная и таящая истории, как только мы решимся выйти из дома…

Георгий Балл жил в Бауманском районе: родился в одном из домов 18/20 по Большой Почтовой улице — в Буденовском поселке, который часто описывал в своих произведениях.

 Вечер организован кураторской группой «Войти и разрешить», участники которой занимаются исследованием Бауманского района, совместно с Библиотекой имени Н.А. Некрасова и ЦТИ "Фабрика".

 Воспоминаниями о Георгии Балле поделятся: писатель и критик Татьяна Михайловская, литературовед Евгения Вежлян, поэт Герман Гицевич. Участники проекта прочитают короткие рассказы, в том числе те, где автор описывает жизнь района. К участию в читке приглашаются все желающие!

Панельная дискуссия «Статус частного музея: за и против»

24 марта, 12:45

ЦВЗ «Манеж»

С 24 по 26 марта 2017 года в ЦВЗ «Манеж» пройдет Московский Культурный Форум, инициированный Департаментом культуры города Москвы, на котором соберутся деятели культуры и искусства, руководители профильных министерств и ведомств, представители бизнеса, а также заинтересованные в сохранении и развитии культурного наследия страны.

В рамках дискуссии планируется поговорить о статусе частных музеев, о сложностях с которыми они сталкиваются и особенностях, отличающих частные музеи от государственных.

Модератор: Милена Орлова - Главный редактор газеты The Art Newspaper Russia 

Спикеры:

Владимир Филиппов - Заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы;

Инна Баженова - Основатель фонда IN ARTIBUS; Издатель The Art Newspaper Russia;

Алексей Ананьев - Основатель Института русского реалистического искусства;

Наталия Опалева - Основатель Музея АЗ;

Евгений Егоров -  Директор по развитию Центра искусств. Москва.

 

Текст: Софья Токарева