События 21-27 января

15:00, 21 января 2019

Мессия придёт зимой

23.01.2019-10.02.2019

Галерея "Роза Азора"

Память — основной инструмент и одновременно главная тема творчества Хаима Сокола, начиная с его первой московской, 2008 года, выставки «Криптомнезия» и заканчивая «Свидетельством», показанным весной нынешнего года в Московском музее современного искусства.

Графическая серия «Мессия придёт зимой» — отчасти продолжение «Свидетельства», не по форме, но по теме и сути. «Изначально это был неконтролируемый телесный жест, — говорит Сокол, — взял кисточку, жидкую гуашь, и рука сама стала выводить этих человечков. Потом я стал рисовать их фломастером в блокноте и понял, что это иллюстрация моего последнего перформанса в «Гараже», где Ангел Истории своими крыльями, сделанными из половых тряпок, переносит воду из одного ведра в другое, оставляя мокрый след на полу».

Ангел Истории из перформансов Сокола, в шубе, с крыльями из тряпок, если всмотреться, — и есть одно из нелепых звероподобных существ, чьи силуэты мы видим здесь со спины.

Написанные акрилом на ватмане или ткани и гуашью на бумаге, они стоят или бредут. Бредут не куда, а откуда — откуда их гонят, не имея цели и места, где их ждут. Где-то на пути возникает чёрный квадрат — как чемодан или чёрная дыра, иногда верёвочная лестница — не то лестница в небо, не то железная дорога. Чёрный тоннель, чёрное знамя, чёрное светило, чёрная грязь повторяются в разных сочетаниях, переходя из работы в работу, и очевидно, что, даже будь эти фигуры цветными, чёрный цвет в нашем восприятии всё равно бы победил.

«Это жидкая гуашь, — говорит Сокол, — я начал с неё на листах формата А3. Жидкая гуашь, кисть, чёрные пятна, из которых стали вырастать фигуры. Потом возникла сухая кисть, которая ближе моему темпераменту…»

Мы не знаем ни места, ни времени действия. Но знаем сезон — и это не живописная зима бодрых горнолыжных курортов, и не русская бедная, как у Левитана, а унылая, без солнца, зима, в которой отсутствие снега компенсируется отсутствием солнца и холодом. Зима, в которой надо выжить, — и здесь Сокол, конечно же, ссылается на опыт своего отца, 11-летним мальчиком сбежавшего из гетто под Винницей и долго скитавшегося, прежде чем попасть в партизанский отряд.

«У меня есть папина фотография, сделанная в партизанском отряде: он стоит в ушанке, ватнике, толстых штанах, сшитых из шинели, валенках… Папа не может сказать, как долго скрывался — месяц, два, полгода, но у меня этот период его жизни ассоциируется с бесконечной зимой».

Этот сюжет — лишь один из источников, но не единственный. Люди в чёрном могут быть беженцами, зэками, евреями из гетто, партизанами или жителями одного из районов Москвы, отчаянно борющимися за свои дома. Общий травматический опыт способен уравнять всех, и надежда на Мессию, который, хочется верить, придёт зимой.

Анатолий Зверев. Живопись. Графика

22.01.2019-24.02.2019

Новый музей Аслана Чехоева (СПб)

22 января 2019 года в Санкт-Петербурге будет представлен совместный проект Нового музея Аслана Чехоева (СПб) и галереи «Веллум» (Москва) – выставка работ легендарного художника-нонконформиста Анатолия Зверева. В экспозицию войдут более сорока картин Зверева, созданных в 1950-80-е годы из коллекции создателя галереи «Веллум» Любови Агафоновой, из собрания Нового музея Аслана Чехоева и частных коллекций.

Художник, ставший символом советского неофициального искусства, Анатолий Зверев стоит особняком даже в ряду своих выдающихся коллег-современников. По мнению Пабло Пикассо, он был «лучшим русским рисовальщиком», а крупнейший коллекционер русского авангарда Георгий Костаки считал его первым русским экспрессионистом. Его творчество было свободно как от казенщины и устоявшихся норм советского официального искусства, так и от любых доктрин андеграудных объединений. Его жизнь была вызовом обывательскому «здравому смыслу», сам его образ был живым напоминанием о свободных художниках прошлого: немного хмельной чудак, бесконечно талантливый и страдающий от безденежья, герой анекдотов и легенд, скрывающийся от милиции и создающий картины за пару минут, рисуя всем, что есть под рукой, – краской, кетчупом, горчицей. Его легендарная фраза «Дай рубль – увековечу!» не была преувеличением: герои его портретов остались в истории искусства.

Кульминация, максимальный взлет его творчества состоялся на рубеже 1950-1960-х гг. и был своего рода живым воплощением духа тогдашних свободных «независимо-подпольных» тенденций в искусстве. В контексте нонконформизма 1960-х Анатолий Зверев был несомненным лидером. Творческое наследие Анатолия Зверева включает в себя более 30 тысяч работ.

Старт авторского курса Андрея Сарабьянова "Теория русского авангарда"

23.01.2019-10.04.2019

Еврейский музей и центр толерантности

Еврейский музей совместно с «Энциклопедией русского авангарда» открывает набор на новый курс Андрея Сарабьянова по истории и теории русского авангарда.

Цикл об истоках авангарда в России, его лейтмотивах и главных особенностях стартует 23 января 2019 года. Это 12 содержательных лекций, в ходе которых слушатели проследят историю авангарда в России от начала ХХ века до эпохи крушения надежд в 1930-е годы. Разбираться в роли различных художественных течений в становлении авангардного движения будут исследователи истории русского авангарда.

Автор курса: Андрей Сарабьянов – историк, куратор, кандидат искусствоведения, автор-составитель фундаментальной трёхтомной «Энциклопедии русского авангарда», а также ряда монографий и публикаций по русскому авангарду. 

Курс стартует 23 января 2019 года. 

Занятия будут проходить по средам в 19:30 в здании музея. Подробнее о лекциях и условиях участия здесь.

Протоалфавит

22.01.2019-27.02.2019

Галерея pop/off/art

Галерея pop/off/art представляет персональный проект известного московского художника Владимира Наседкина. Центральную часть выставки «Протоалфавит» заполнят масштабные керамические объекты, выполненные специально для пространства галереи. Лейтмотив искусства Наседкина — исследование геометрической абстракции — здесь преобразуется в переосмысление истоков визуального языка. Уникальные рельефы, словно артефакты, соединяют в себе идеи конструктивизма и супрематизма с эстетикой первобытных и древних культур. Тончайшие керамические плиты идеальных форм, организованные в ансамбль, вызывают хтонический трепет. Одноименный цикл гравюр на металле, дополняющий экспозицию, отличается лаконичной композицией и контрастной цветовой гаммой. Серия рисунков, стилистика которых развивает центральную тему инсталляции, завершает выставку. 

Территория звезд

22.01.2019-03.03.2019

Галерея Файн Арт

Звезда – древнейший знак, символ, объект и имеет очень много смыслов, значений и применений. Соответственно и художники были абсолютно вольны в выборе концепции своих работ и пластических образов воплощения замыслов. В результате данный проект объединил художников разных стилей и направлений.

Андрей Архипов видит свою звезду в пространстве барокко. Его динамичные композиции составляют прекрасные обнаженные отроки, чувственная телесность их изображений насыщена натурализмом, однако, там, где главенствует прекрасное, этика отдыхает. Буйство движений заполняет экспрессивное полотно Алексея Васильева. Конечно – танец, конечно – рок-н-ролл! Полотно Дмитрия Колистратова «Не жизнь, а сказка» преобразует  реальность  в сказочный мир детского восприятия, наполняет его невозможными, но прекрасными обитателями. Его же работы из серии «Сувениры» требуют усилий, чтобы разглядеть, например МГУ или Храм Василия Блаженного, контурное изображение которых автор завуалировал насыщенным цветом. Каждая столица имеет свои «звездные» объекты,  историческое значение которых как бы «замыливается», и сами они превращаются в сувениры для туристов. В детскую страну сказок отправляет нас и Иван Коршунов. Кажется, художник завел курочку-Рябу, несущую яйца Фаберже, из которых и вылупляются звездные детки.

Марика Красина и Антон Кривуля находятся в постоянном движении в пространстве мира, они прошли путь от отрицания к возвращению к культуре, образу и ритуалу. В результате их работы, которые они закопали на некоторое время в землю, а затем извлекли, оказались в роли свидетелей истории.  Пространство картин А.Кузнецовой-Руф заполнено воздухом, в нем в свете дня вольно парит современный  Икар – дельта-планерист («Мост»), либо этот воздух ночной, насыщенный густо-синим цветом, в котором так хорошо рассматривать звезды, удобно устроившись на крыше дома («Баннер»). Тимофей Смирнов совсем уж озорным образом отделил знакомые всем с детства звезды от башен, которые они венчают, и поместил их в разные пейзажные обстоятельства да еще заставил их переговариваться!

Динамичные абстрактные композиции Ростана Тавасиева написаны в им же созданной технике «бегемотоаписи», когда вместо кисти художник опускает в краску плюшевую игрушку и уже вместе с ней творит произведение, оставляя в нем навсегда своего соавтора. В результате игрушка, например зайчик или мишка, как продолжение руки автора символизирует вечное присутствие создателя в картине.     Константина Zmogk  - художник street-art, свои абстрактные композиции он создает на уличных объектах и в качестве  камерных работ. Цвет – форма – движение – вот признаки его динамичных абстрактных полотен. И снова в сказку отсылает нас Александра Ивлева. Так удобно делать селфи в чреве ее скульптуры Слонбургер.

Художник волен и себя провозгласить звездой, ибо, как писал Шопенгауэр, скромность – единственная добродетель серости, а титан смело может заявлять, я – титан, я – гений! Биографии художников вместе с ними создают галереи, некоторые из авторов становятся знаменитыми. В этом смысле галерею можно рассматривать как звездный инкубатор. Галерея – территория звезд!   

Ирина Филатова.

Дискуссия «Медианаркоз. Искусство между мистическим сознанием и разломами реальности» 

24.01.2019, 19:00

ГМИИ им. А.С.Пушкина

В рамках программы публичных событий «Мифология завтра» направления «Пушкинский XXI» эксперты в разных областях знаний рассуждают о том, как технологии становятся инструментами искусства и к какому будущему это может нас привести.

Центром внимания новой дискуссии станут работы Клемана Кожитора, участника кинофестивалей в Каннах и Локарно, номинанта премии Cesar и лауреата премии Марселя Дюшана, чьи видеоинсталляции и фотоработы экспонировались на персональных выставках во многих странах Европы. В своих видео художник демонстрирует противоречия современного мира, в котором одновременно могут существовать архаичные традиции и общество потребления, встроенное в паутину технологий. Кожитор показывает рейв как современный ритуальный танец, субкультуру как новый тип племени, гипноз медиаобразами как идолопоклонничество, экран смартфона как источник новых мифов. Некоторые его фильмы основаны на российских реалиях, так «Белютин» (2011) посвящен художнику Элию Белютину, а «Брагино» (2017) рассказывает о жизни двух враждующих семей старообрядцев в сибирской тайге.

В рамках дискуссии социологи, художники, теоретики медиа и философы поговорят о том, как рождается современное мистическое мышление, какие миры оно создает, а также как современное и классическое искусство это мышление подкрепляет или трансформирует. Наряду с российской премьерой видеоинсталляции The Evel Eye, в которой Кожитор исследует роль и власть цифровых изображений в современную информационную эпоху, будут также представлены его работы An archipelago (2011), Elegies (2014).

Flashbacks

25.01.2019-17.02.2019

Галерея «Триумф»

Константин Данилов (Zmogk) — российский художник, который работает в жанрах стрит-арт и граффити. С середины 1990-х он развивает собственный стиль, благодаря чему получил широкую известность в среде графитчиков не только в России но и в Европе. Он активно сотрудничает с различными брендами, а также участвует в выставках и фестивалях по всему миру. Он одним из первых начал сочетать шрифтовую графику с абстрактной живописью, за что вошел в число выдающихся стрит артистов по версии издания Art Mural в 2018 году. 

Визуальный язык Zmogh универсален, и применяется художником не только на стенах, но и в студийных работах на холстах. Для него характерны легкость, яркие цвета, динамичность и некая хаотичность композиции, отсылающие зрителя к живописи кубизма, лучизма и, возможно, орфизма. Лишенные связного последовательного повествования, его работы представляют собой поле столкновения и взаимодействия различных сред, поверхностей и сил, выраженных в цвете и форме.

Море внутри

25.01.2019-17.02.2019

Галерея «Триумф»

Павел Ртуе живет и работает в Севастополе. Он прославился благодаря своим шрифтовым многослойным композициям, которые можно встретить в разных городах по всеми миру. В отличие от многих художников уличной волны Павел получил специальное образование – он закончил Крымское художественное училище. По собственному признанию художника классическое образование ему ничего не дало, однако,  отойдя от традиционной  живописи, он продолжает находить вдохновение в работах художников разных эпох и стран.

Работы Ртуе легко узнать благодаря намеренно небрежной, «коллажной» манере, с включенными в плоскость работы фрагментами других композиций или надписей. Нередко он использует свои прежние работы в качестве основы для новых, и просвечивающие сквозь новый слой цветовые пятна и линии делают композицию более объемной и динамичной. 

На выставке «Море внутри» в галерее «Триумф» будут представлены живописные работы последних лет, выполненный на баннерной ткани и холстах. Объединенные сквозным сюжетом внутренней психологической жизни художника все произведения представляют собой некие дробные, распадающиеся на цветовые пятна композиции.  

Элегия

26.01.2019-24.02.2019

Галерея "На Каширке"

Элегия, древнегреческая форма поэтики – печальная  песнь под аккомпанемент флейты, результат философского раздумья над сложными вопросами бытия. Конфликт социальных образов и внутренней рефлексии рассматриваются художником в эстетике живописной абстракции.

Выставка Василия Николаева «Элегия» - это череда «выстраданных» работ мастера, воплотивших его философские раздумья о жизни. Он видит мир через призму собственной пластической концепции, живописная система которой выстроилась и развивалась, как способ гармонизации художественного пространства. Его абстрактные полотна наполнены образами, рождающимися в смутных очертаниях и цветовых градиентах. Экспозиция выставки построена по принципу непрерывности и чередования живописных полотен художника и стихотворных элегий писателей разных эпох: от древнегреческих до современных авторов.

Практики созерцания

22.01.2019-3.03.2019

11.12 Gallery

«Всякий человек обретает в искусстве то, что представляет собой сам. Происходит это потому, что и искусство отражает не столько жизнь, сколько того, кто наблюдает его», - размышлял Оскар Уайльд в своих письмах.

Владимир Семенский в своем новом проекте "Практики созерцания" предлагает нам на время забыть о действительности вокруг и погрузиться в собственный мир своих ощущений, используя лишь язык чистой живописи. Отталкиваясь от конкретных предметов внешнего мира, художник переносит их образы на тонкую материю холста, позволяя краскам самим растекаться и заливать необходимое пространство. Вещественность исчезает, нет необходимости «угадывать» содержание, аспект абстрактного восприятия выходит на передний план. Изобразительность становится лишь едва уловимым намеком, апеллируя к внутреннему настроению каждого зрителя. Также как художник намеренно «отбрасывает» задачу копировать окружающую реальность, также и мы должны отдать предпочтение своим чувствам, а не разуму. Возможно, кто-то увидит аллюзии на японские пейзажи школы Кано или традиционные китайские композиции Шань-шуй, а кто-то ощутит схожесть с засвеченными пленочными фотоснимками начала прошлого века. Работы Владимира Семенского не ставят зрителя в неудобное положение, заставляя разгадать и познать их тайный смысл, они лишь предлагают понаблюдать и получить удовольствие от созерцания, не отвлекаясь на неспокойную оболочку внешнего мира.

Вернисаж состоится 22 января в 19:00 в Вечер открытий Винзавода.

#луна_наша

23.01.2019-24.03.2019

Фонд культуры "ЕКАТЕРИНА"

С 23 января до 24 марта в Фонде культуры “ЕКАТЕРИНА” пройдет выставка Дмитрия Ляшенко “#луна_наша”. Это фантазия художника о будущем, когда человечество покорит космические просторы, лунные пейзажи станут обыденностью, но при этом каждый из покорителей останется, прежде всего, человеком.

Космос с древних времен манил людей своей загадочностью и холодностью, однако, до второй половины XX века можно было только строить теории, но выход Нила Армстронга на поверхность Луны изменил все. С этого момента мечта о покорении внеземных пространств завладела умами практически всех детей и вырастила поколение романтиков, которые практически превратили мечту в реальность. Колонизация Марса, космический туризм и многое другое, что было раньше только сюжетами научной фантастики, сегодня становятся частью жизни. 

Герои Дмитрия Ляшенко - это люди из недалекого будущего, для которых космические пейзажи стали обыденностью, а взгляд на Землю вызывает скорее тоску, чем восторг от того, что они с нее вырвались. Однако, сюжеты и образы художник выбирает нам очень знакомые - это знаковые события, образы и мемы. В каждом изображении мы видим не только захватывающую пустоту космоса, но и нас самих, в смешном скафандре и неловких от невесомости. 

Меняя локации, вырываясь из земной атмосферы, мы вряд ли сможем вырваться из той парадигмы, которую заложила в нас эволюция. Не убежим мы от нашего “человеческого удела”, который часто заводит нас в сложные ситуации. И технологический прогресс, и экологические проблемы, и неразрешимые социальные проблемы не получится оставить и улететь на другую планету, ведь это последствия человеческой сути.     

Проект #луна_наша - это мягкое и поэтическое напоминание о том, что нигде не может быть лучше, чем в отчем доме, и о том, что проблемы нужно решать, а не убегать от них. 

Новый пейзаж

23.01.2019-24.03.2019

Фонд культуры "ЕКАТЕРИНА"

Выставка «Новый пейзаж» объединяет проекты Александра Гронского, Валерия Нистратова, Сергея Новикова, Лизы Фактор, Максима Шера, Анастасии Цайдер и Петра Антонова, созданные за последние двадцать лет. Для каждого из авторов важен не только пейзаж как таковой, но и возможность с его помощью исследовать современную культуру. География проектов выставки — вся территория современной России. Собранные вместе работы свидетельствуют о трансформациях пейзажа и культуры, беспрецедентных по интенсивности и масштабу. Представленные на выставке авторы широко выставлялись в России и за рубежом, среди них лауреаты таких премий в области фотографии и современного искусства, как World Press Photo, Foam Paul Huf Award, премии «Инновация». К выставке приурочена публичная программа, посвященная вопросам изучения среды обитания, повседневности, современной фотографии и искусства. Партнеры публичной программы: архитектурное бюро «Меганом» и проект «Дворулица», STRELKA MAG.

Бытие и Время

23.01.2019-24.03.2019

Фонд культуры "ЕКАТЕРИНА"

Валентин Коржов видит в геометрии космических тел приём для создания художественных объектов. В качестве прототипа он использует фотоснимки скоплений галактик, туманностей и астероидных поясов. Для моделирования объектов художником был разработан метод соединения точек источников света на фотографиях космоса.

Работы Валентина Коржова словно «космические слепки», повествуют о формах бытования в Галактике. Художник материализует в артобъектах космические пустоты. Манифестируя первичность «идеального закона» бытия над временем он даёт предметное представление о связи цивилизации с космосом.

Творчество Коржова апеллирует к архаическим знаниям о Вселенной. Тогда, «наука» об «объёме жизни» строилась на воображении. Такой подход может быть актуален и сейчас как опыт познания бытия и времени.

Выставка «Бытие и время» займёт всё пространство третьего этажа Фонда «ЕКАТЕРИНА». В экспозиции более 50 произведений: скульптуры, объекты, фотографии и видео.