События 23-29 января

15:15, 23 января 2017

MIGRATIO

24.01.2017-5.03.2017

ММОМА (Ермолаевский, 17)

Московский музей современного искусства представляет масштабный проект-ретроспективу Валерия Айзенберга (1947 г.р.) «MIGRATIO», куратором которого выступил Леонид Бажанов. Задача выставки — показать контекст и развитие современного российского искусства за последние полвека через призму творчества одного из самых ярких российских художников, громко заявившего о себе в 1980-е годы и остающегося актуальным сегодня.

Выставка представит более 100 произведений, созданных Валерием Айзенбергом в течение последних 40 лет, но выстроит их не в свойственном ретроспекции хронологическом порядке линии жизни, а сгруппирует особым инсталляционным образом. К открытию проекта в ММОМА приурочен выход каталога, который стал результатом творческого симбиоза Валерия Айзенберга и Константина Аджера и, в отличие от экспозиции, имеет линейную структуру.

Telo

20.01.2017-29.01.2017

КЦСИ "Типография" (Краснодар)

С того самого момента когда древний человек занялся творческой работой, темой для неё стал непосредственно он сам, а именно его самоидентификация в окружающем мире. Наше собственное тело даёт возможность воспринимать и интерпретировать пространство в котором мы находимся. На протяжении тысячелетий, эта модель остается неизменной. Человеческое тело является носителем культурных нюансов, и используется художниками разных видов для передачи той или иной задумки. Сегодня российское общество находится в неопределенном состоянии, с одной стороны все массмедиа переполнены телесностью, с другой, проходит мощная пропаганда отрицания вообще присутствия тела в искусстве. Мы попытаемся оспорить такой постулат, и хотим предложить посетителям возможность, с помощью актуального видеоарта немецких художников, посмотреть на эту проблематику с другого ракурса.

Пять истин

26.01.2017-26.04.2017

Электротеатр Станиславский

«Пять истин» – мультимедийная инсталляция, состоящая из десяти экранов, на которые проецируется видеозапись сцены сумасшествия Офелии. Актриса Мишель Терри – обладательницей премии Лоуренса Оливье – сыграла героиню из трагедии Шекспира в соответствии с режиссерскими стилями пяти ключевых практиков мирового театра: Константина Станиславского, Антонена Арто, Бертольта Брехта, Ежи Гротовского и Питера Брука.

Выставка исследует различия между методами работы важнейших театральных деятелей XX века, в частности, то, как каждый из них понимал актерскую природу и взаимодействовал с ней. 

Приходи на меня посмотреть

24.01.2017-26.02.2017

ЦСИ Винзавод. Площадка СТАРТ

Пространство галереи на месяц превратится в открытую мастерскую: живописец будет создавать свое произведение день за днем, на глазах у зрителя заполняя стены СТАРТа монументальной фреской в технике темперной росписи. Итогом проекта станет роспись, которая объединит традиции советского монументального искусства XX века и постграффити.

Предаукционная выставка Vladey «Все по 100»

24.01.2017-30.01.2017

ЦСИ Винзавод. Цех Красного

Первый российский аукцион шедевров признанных мастеров современного искусства и работ перспективных молодых художников.

Люби эти пламенные мгновенья

24.01.2017-2.03.2017

Галерея Regina

Таня Ахметгалиева родилась и выросла в Кемерово.

В 2002 году поступила в Кемеровское областное художественное училище на кафедра дизайна. С 2008 года начала изучать новые технологии в современном искусстве в Петербургском фонде культуры и искусства «Институт ПРО АРТЕ». В 2011 году поступила в Санкт-Петербургскую Государственную художественно-промышленную академию им. Штиглица на кафедру художественного текстиля. 

В 2010 году ее проект «Стадия куколки» вышел в финал премии Кандинского-2010 в номинации «Молодой художник. Проект года». А в 2015 году проект «Аллергия на пыль» получил Премию Сергея Курехина в номинации «Лучшее произведение визуального искусства».

Живет и работает в Москве и Санкт- Петербурге.

– 77,8°C

24.01.2017-24.02.2017

Галерея Osnova

Название выставки отсылает нас к месту рождения Дуни Захаровой – Якутии, где указанная максимально низкая температура была зарегистрирована в 1938 году.

Эта цифра взята как показатель пределов человеческих возможностей. Попытка погрузить зрителя в тотальное пространство, где не только верхний слой холодит до мурашек, но и под землей таится глубокий предел вечной мерзлоты. И показать тело, существующее в борьбе за выживание, пытающееся прикрыть себя защитным слоем тепла и, наконец, растворяющееся в бесцветном тумане.

Главной темой становится взаимоотношения теплого, живого человеческого тела с экстремальным дискомфортом пространства.

Предыдущий проект «Вымершие виды» в галерее Osnova  показывал форму как самодостаточный объект, сейчас же произошла редукция формы к пустоте. Излишне чувственный розовый полинял до всех оттенков белого. Выпуклое превратилось в плоскость, – и возникли овальные холсты с лицами, где живопись почти не живопись, где лица застыли в состоянии соскальзывания из реальности. Лицо как архетип, который в бесконечном повторении воспроизводит первобытный ритм, необходимый для погружения в тотальное пространство экспозиции.

Скульптура, ранее предельно тактильная и чувственная, выходит за рамки телесной материальности и становится хрупким и нежным, как иней на деревьях.

Пребывая в дистанции от места рождения, автор четче осознает то состояние холода, при котором кристаллизуется состояние боли. Сейчас эта боль ощущается как фантомная и выражается в скульптуре.

Но за всем этим холодом прячется любовь, закодированная в фрагментах, выявленных из любовного дискурса и материализовавшиеся в абстрактные формы. Эта непристойная сентиментальность, которая охватывает всю выставку, выступает как некий манифест о праве художника высказывать свои чувства, не боясь оказаться пошлым.

Bauhaus OctopusX

24.01.2017-5.02.2017

Галерея "Триумф"

Ульрике Бук в своих работах обращается к антропологии, маргинальным техникам и древним женским практикам. В понимании художницы скульптура — это посредник между телом, технологиями и природой. Ее объекты эстетически напоминают инструменты алхимика или мебель в духе нью-эйдж, функциональность у которых отсутствует или же неизвестна. 

На выставке «Bauhaus OctopusX» Ульрике Бук представит новые работы, исследующие техники сетевого взаимодействия, связи и баланс. Упоминание Баухауз в названии выставки отсылает к идеям фунционализма и демократического дизайна, а также к хозяйственному магазину, названному в честь знаменитой Школы. В то время как осьминог символизирует подсознательные течения органической формы жизни и потустороннее. Работы Ульрики Бук объединяют в себе техническое, за счет использования классических строительных материалов, и одновременно создаются руками, отсылая к ремеслам и сенсорному восприятию.

No Human Grace

24.01.2017-5.02.2017

Галерея "Триумф"

Изображение космического мутанта совмещает в себе одновременно две сущности  — отвергаемый образ исключенного, не подходящего под определение «человеческого», и манящий образ пост-человека, знаменующий конец человеческой логики. Сложившийся в массовой культуре образ отличной от человеческой формы жизни понимается художником как аффект, связанный с развитием технологий репрезентации: от ранних опытов анимации начала 20 века до современных приемов цифрового моделирования. Среди работ на выставке будет представлено пять копий реконструированного пейзажа художника-романтиста Альберта Бирштадта, в каждую из которых Таруц по принципам анимации добавляет приближающееся небесное тело.  

Выстраивая драматургию экспозиции вокруг идеи перманентного кризиса как эффективного инструмента управления, Таруц предлагает зрителю такой взгляда на катастрофу, где освобождение возможно через преодоление в себе человеческого.

Побег

24.01.2017-26.02.2017

Галерея 11.12

Символический словарь проекта Натальи Залозной «Побег» содержит несколько метафор, которых нельзя избежать при взаимодействии с ним. Конечно, есть большой соблазн сделать акцент на эстетической форме проекта «Побег», но не менее интересной и важной кажется его онтологический контекст. Что здесь  имеется в виду?

У Жиля Делёза мы находим категорическое утверждение о креативности искусства: «Искусство не коммуникативно, искусство не рефлексивно. Искусство, наука, философия не созерцательны, не рефлексивны, не коммуникативны. Они креативны, и точка». Здесь он выводит искусство из сферы коммуникации, рефлексии и созерцания:  то есть практик, инициированных вопросом – «что это значит?». Делёз утверждает превосходство акта творения в искусстве над актами его значимого функционирования в конкретных социально-исторических контекстах. Возможно, высказывание Делёза уже частично историзировалось по отношению к тому, что происходит с образами искусства в современной медиальной среде. Но тем не менее оно сохраняет такую энергию вопроса к намерению искусства «быть в этом мире», которую нельзя игнорировать

Vedute

24.01.2017-26.02.2017

Галерея pop/off/art 

Vedute – в переводе с итальянского означает ведуты во множественном числе. Ведута представляет собой жанр европейской живописи, детально изображающий повседневный городской пейзаж. Ведута достигла своего пикового развития к концу XVIII века, и именно к этому периоду, и в первую очередь к творчеству Пиранези, обращается художник. Константин Батынков использует ведуты как рефлексию современной городской жизни, с присущими ей информационными шумами и тревогой. Монохромные работы, выполненные в характерной для Батынкова манере, объединяют в себе реальные сцены и вымышленные элементы - здания и полуразрушенные архитектурные конструкции, люди и вертолеты, скульптуры и почти абстрактно изображенные деревья, сферы и насыщенные клубы дыма. Состояние бурления предстает совершенно натуральным для уклада жизни в большом городе, оно обретает черты фантасмагоричности и несколько романтизируется сквозь призму видения автора, причем динамика, присущая работам Батынкова, передается здесь без помощи цветовых акцентов, лишь за счет мастерской игры теней и света, а почти импровизационная разработка мотива работ выливается в невероятную пластическую убедительность.

Образы Флоры

25.01.2017-26.03.2017

Третьяковская галерея

В течение многих столетий образы прекрасных женщин были связаны с символикой цветов – неисчерпаемым источником метафор, пронизывающих всю историю европейского искусства. На выставке Флора представлена в окружении картин и скульптур XVIII – середины XIX века из фондов Третьяковской галереи. Цветочные мотивы наделены в них особым смысловым подтекстом. Посланцы Флоры являются атрибутами евангельских персонажей, рождают ассоциации с мифами, выступая зримой метафорой божественной красоты и загадочного женского очарования. Выставка отражает преемственность цветочных иносказаний и их интерпретацию в культуре разных эпох. 

«Портрет женщины в образе Флоры» изображает древнеримскую богиню цветов в окружении растений, связанных с весенним пробуждением земли и культом плодородия. Стены грота, где восседает богиня, украшают папоротник и плющ. Папоротник, по народным поверьям, обладает магической силой, а плющ символизирует преданность и долголетие. Правой рукой Флора придерживает цветы жасмина, символ непорочности и божественной любви, на ее коленях лежат анемоны (ветреница), означающие чи¬стоту и искренность. В левой руке богини — цветок аквилегии, или водосбора, который, являясь одним из атрибутов Венеры, намекает на чувственную страсть. Схожие по форме с голубем цветы назывались «колумбина» (голуб¬ка), благодаря этому в эпоху Возрождения аквилегия олицетворяла Святой Дух и семь христианских добродетелей.

Круглый стол: Пространство соцгорода. Новые смыслы и языки

27.01.2017, 17:00

ЦТИ Фабрика

Тема круглого стола - наследие и будущее идеи соцгорода. Кураторская группа "Войти и разрешить" приглашает всех желающих принять участие в дискусии об актуализации идеи соцгорода, которую открывают архитекторы и теоретики архитектуры, урбанисты и городские активисты, а также узнать о примерах планирования городской застройки, предусматривающих коллективность повседневной жизни. 

Исследовательский семинар пройдет в формате круглого стола, в форме презентаций и открытой дискуссии. Приглашаются все желающие.

Участники: Наталья Смолянская (куратор «Войти и разрешить»), Михаил Ильченко (специалист по социологии города, научный сотрудник Института философии и права УрО РАН, Екатеринбург),  Александра Ненько (к.с.н., координатор проекта «Искусство для города», Санкт-Петербург), Сергей Ситар (архитектор, критик, ведущий преподаватель архитектурной школы МАРШ, редактор теоретического раздела журнала «ПРОЕКТ International», Москва), Николай Васильев (кандидат искусствоведения, историк архитектуры, фотограф, Генеральный секретарь DOCOMOMO), Мария Трошина (искусствовед историк архитектуры главный редактор журнала «ПРОЕКТ International»). 

Необходима регистрация.

«Капричос». Гойя и Дали

24.01.2017 – 12.03.2017

ГМИИ им.А.С.Пушкина

На выставке будут представлены работы из двух графических серий гравюр: «Капричос» Франсиско Гойи из собрания ГМИИ и «Капричос Гойи», созданной Сальвадором Дали, – из коллекции Бориса Фридмана.

Экспозиция включает 41 гравюру Гойи и соответствующую им 41 гравюру Дали. Оттиски XIX века с оригинальных досок 1799 года были выполнены Гойей в технике офорта с акватинтой. Тогда как работы Сальвадора Дали исполнены в техниках офорта, сухой иглы и пошуара и печати поверх гелиогравюр с оригинальных офортов Гойи.

К каждой паре листов Гойи и Дали приводится комментарий Гойи. Таким образом, экспозиция представляет собой литературный текст (комментарии Гойи) и иллюстрации к нему (офорты Гойи и Дали). Такая конструкция экспозиции позволит зрителю лучше понять то, что сделано художниками, почувствовать современное звучание произведения искусства, созданного более двухсот лет тому назад и продолженного в ХХ веке.