События 25 февраля - 3 марта. Первый весенний дайджест!

14:45, 27 февраля 2019

СНЕГ | NIX | SNOW

1.03.2019-24.03.2019

Галерея "Нагорная"

Одним из важных природных элементов-состояний, сопровождающих зиму в северных широтах, является снег. Его свойствами интересовались европейские ученые, а история создания зимних пейзажей со снегом началась еще в XVII веке с работ голландских художников. Фотография обращается к изображению зимы с момента своего возникновения. В середине XIX века первые снимки снежинок появляются в работах фотографов, а уже в 1880-х годах они становятся многолетним объектом для микрофотографий Уилсона Бентли и макрофотографий Андрея Сигсона.  

Однако только с рождением моментальной фотографии в начале ХХ века снег становится объектом именно художественной съемки. Фотографов больше всего привлекает контраст изображения, игра теней, выраженные силуэты на его фоне, отпечатки следов на снежной поверхности. Фотографирование снега становится предметом обучения. С рождением абстрактной фотографии и фотограмм возникает интерес к образам, геометрии и множественности форм снежинок.

Современная фотография оперирует огромным арсеналом техник, позволяющим создать художественные произведения, выявить и передать в разных жанрах и направлениях эстетические качества хорошо знакомого и любимого нами природного явления. 

Экспозицию выставки составляют фотографии 21 художников, видео-арт и инсталляции, демонстрирующие снег, как изменяющееся состояние (паров воды), что позволяет раскрыть множество смыслов философии природы и человеческого бытия.

В рамках проекта планируется проведение круглого стола с фотохудожниками и искусствоведами, а также мастер-классов с  участниками проекта. 

Делаем ноги

2.03.2019-17.03.2019

ЦТИ Фабрика

«Делаем ноги» - это выставка работ, выполненных в разных техниках: графика, живопись, объект, видео и др., в которых художники размышляют над извечными вопросами: «Есть ли правда в ногах? Следует ли держать ноги в тепле? Вообще, откуда они растут? Не поздно ли валить? И куда идти в ногу со временем?» 

Среди участников выставки: Мария Арендт, Карина Барабанова, Ольга Божко, Дмитрий Запылихин, Марина Звягинцева, Алексей Иорш, Валерий Корчагин, Герасим Кузнецов, Витас Стасюнас, Анна Руссова, Василий Шумов и группа «Центр». 

BLÜMEN – не формальное и не молодежное объединение художников, разделяющих общие эстетические и экзистенциальные ценности. Цель объединения – создание стильных и не громоздких произведений визуального искусства, отвечающих духу времени и места.

Вешалки и комоды

2.03.2019-17.03.2019

ЦТИ Фабрика

На выставке «Вешалки и комоды» будут показаны новые произведения Сергея Скутару, которые он создал за последние шесть лет. Героями картин художника становятся вещи, отражающие увлечения или привязанности человека. По мнению куратора проекта Александра Сигутина, в своих работах художник очень точно и подчас безжалостно фиксирует все аспекты быта, которые порой бывают совсем непривлекательными. Сигутин считает, что на творчество Скутару оказали влияние традиции Новой вещественности, «где художник воспринимает вещи такими, какие они есть, без всяких идеализирующих или мифологизирующих фильтров». 

Художник Сергей Скутару родился в 1979 году в Молдавии, в селе Багринешт. Закончил Колледж Искусств в городе Сорока. С 2000 года живёт в Москве. Провёл несколько персональных выставок: в Центре современного искусства «Красный», в Фонде Владимира Смирнова и Константина Сорокина, в галерее «Be in Art». Сотрудничает с Фондом Смирнова- Сорокина.

FLOWER POWER. АРХИВ

27.02.2019-4.04.2019

ММОМА (гоголевский бульвар, 10/2)

Московский музей современного искусства и галерея «Триумф» представляют проект Агентства Сингулярных Исследований (АСИ) «Flower Power. Архив». Новая работа художников Станислава Шурипы и Анны Титовой рассказывает о тайном обществе, которое действовало в позднесоветские годы и развивало идеи, возникшие еще в конце XVIII века и находившие отклик в просвещенных умах по всему миру на протяжении нескольких эпох. Проект включает презентацию документов, обнаруженных поисковой командой АСИ в заброшенном дачном поселке в Ленинградской области, а также реконструированные на основе собранных материалов объекты и исторические данные. При помощи найденного архива художники воссоздают особый мир, в котором жили эти неизвестные «партизаны духа». Группа называла себя Flower Power (в пер. с англ.— «сила цветов»), подчеркивая этим связь с глобальной контркультурой, а также потому, что в основе ее деятельности лежала вера в особые магико- политические свойства некоторых цветов — их таинственную способность влиять на политические явления.

Экспозиция погружает зрителя в пространство альтернативной истории.

У истоков организации — неизвестные ранее открытия ученых эпохи Просвещения в области политико-магической ботаники. Возникнув как кружок посвященных, Flower Power в течение XIX столетия эволюционировала в разветвленную международную сеть, тайно боровшуюся против тираний и войн. В первой половине прошлого века организация прошла через череду испытаний, включая уничтожение ее ячеек в СССР 1930-х и возрождение в эпоху «оттепели». В поздний период организация переходит к тактике радикального «пассивизма», ограничиваясь проведением коллективных парапсихологических сеансов. В конце 1980-х влияние Flower Power усиливается, так как в различных странах к власти начинают приходить деятели, которых считали связанными с организацией. Тем не менее, в начале нашего века торжество реакционных сил привело к признанию окончательного поражения и самороспуску Flower Power.

В проекте «Flower Power. Архив» АСИ исследует возможности жанра исторической реконструкции. Вниманию зрителей представлены не только вехи пройденного обществом пути и невидимой борьбы, которую вели адепты Flower Power, но и уникальные материальные свидетельства их деятельности: документы, печатная продукция, личные вещи, утварь и артефакты, использовавшиеся в политико-магических действах и мистериях. В этой работе, как и в других проектах АСИ, критическое обращение к визуальной риторике исторических и краеведческих музеев размывает границы между воображаемым и документальным, историей и сновидением, реконструкцией и оригиналом, образом и событием, позволяя зрителям наблюдать за скрытыми от глаз и игнорируемыми официальной историей явлениями прошлого.

Любовь в Париже

28.02.2019-25.03.2019

Altmans

С давних пор Париж является символом высокого искусства, местом для поиска вдохновения и признания талантов. Во французской столице жили и работали Эдгар Дега, Клод Моне, Поль Гоген; здесь же апогея творчества достигли Анри Матисс, Марк Шагал, Жорж Брак, Пабло Пикассо.

Любовь и благоговейный трепет перед Парижем объединяли мастеров, которые находили в нем любовь, вдохновение и гармонию. 

«Любовь в Париже» — это не только романтика весны и пылких признаний на смотровой площадке Эйфелевой башни. Это любовь к самому Парижу, его людям, идеям, архитектуре и духу свободы. Это притяжение вне времени.  

Впервые Altmans Gallery отходит от концепции персональной выставки: выставка «Любовь в Париже» объединит работы десяти художников, среди которых - Матисс, Дега, Пикассо, Шагал, Брак, Вийон, Ван Донген, Боден, Карзу. В жизни каждого из них Париж занимал особенное место. А они – в истории и культуре города.

Экспозиция представит около 30 работ. Часть из них — литографии с особенной историей: они были созданы в 60-х годах XX как иллюстрации к эссе членов крупнейшего литературного общества — Гонкуровской академии. Тираж издания составил 180 экземпляров, подписанных авторами. 

Эльдорадо. Сокровища индейцев

28.02.2019-23.06.2019

Fine Art Club «Red October»

Уникальная выставка о жизни и культуре коренных жителей двух Американских континентов расскажет 3500 лет истории от исчезнувших ольмеков до племен уичолей и квакиутлей, сохранивших традиционный быт по сей день. 

Легендарное золото ацтеков и инков, чудом избежавшее переплавки в слитки, представлено на одной площадке с исполинскими тотемами и стелами. 

Интерактивная часть выставки дает удивительную возможность изучить письменность майя, почувствовать мистические обряды ацтеков, познать смысл боевой раскраски равнинных шайенов и лакота, сложить собственный вариант тотема и многое другое.

IN RESIDENCE

2.03.2019-26.05.2019

ЦСИ Заря (Владивосток)

В рамках выставки IN RESIDENCE в большом зале впервые представят произведения из коллекции ЦСИ «Зари», посвященной Приморскому краю. Все работы были созданы авторами во время их пребывания в арт-резиденции «Заря» во Владивостоке. Кураторами выставки выступили Алиса Багдонайте, Андрей Василенко и Адель Ким.

С декабря 2014 года арт-резиденция приняла авторов из 17 стран и реализовала более 80 проектов, посвященных осмыслению геополитического, социального и культурного ландшафта Приморья и его проявлению в современном художественном дискурсе. Цель выставки IN RESIDENCE — показать избранные произведения в едином пространстве, тем самым выявив новые связи между творческими подходами резидентов в исследовании территории, что в совокупности поможет составить новый «портрет места».

В числе участников будущей выставки — Дмитрий Булныгин, Ирина Затуловская, Ольга Кройтор, Сергей Шутов, Александр Морозов, Хон Джинхвон (Южная Корея), Фабиан Кнехт (Германия), Елизавета Коновалова (Россия, Франция), Наталья Першина-Якиманская (Глюкля) (Россия, Нидерланды), Элена Редаэлли (Италия), Ма Хайцзяо (Китай), Сара Хиллебрехт (Германия), Саравут Чутивонгпети (Тайланд), коллектив Searching Utopia (Финляндия) и др.

Художники осмысляют Владивосток и Приморье не только с эстетической точки зрения, в их проектах также поднимаются многие значимые социальные, исторические и этические вопросы. Авторы рассуждают, в том числе, об особенностях природного ландшафта региона, истории и памяти о ГУЛАГе, истории фабрики «Заря» и работавших на швейном предприятии женщин, современной городской среде и социальных границах.

Предъявление этой коллекции станет не только зрелищной презентацией итогов пятилетней работы, но и способом критически оценить полученные результаты, а также возможностью воочию увидеть портрет Приморья, созданный российскими и международными художниками.

Весна блаженная

2.03.2019-26.05.2019

ЦСИ Заря (Владивосток)

В малом зале ЦСИ «Заря» 2 марта начнет работу выставка «Весна блаженная» — проект панк-романтической арт-группы «Дальневосточные разлучницы» (ДВР), созданной во Владивостоке в 2016 году. Группа выступает в синтетическом жанре, совмещая музыку, поэзию, шум, перформанс и акционизм. Локациями для выступлений ДВР становятся музеи, клубы, жилые помещения, Приморский океанариум, гаражи и городские улицы. Все мероприятия проходят в сотворчестве с поэтами, художниками, музыкантами и случайными людьми, которые временно становятся частью «Разлучниц». В таком «текучем» составе группа создает потоковое гибридное экстатическое действо.

Ключевым инструментом повествования для ДВР является эстетика взаимодействия. Основные стилевые особенности их работы — процессуальность и потоковость, явление «здесь и сейчас» без опоры на точный сценарий и конечную форму. Поэтому и выставка начнётся «с чистого листа», в пустом пространстве, которое постепенно будет наполняться событиями, новыми связями, артефактами и мифами. Коммуникация внутри микросообщества примет форму публичной дискуссии, вовлекая всех желающих в ход создания проекта и делая их неотъемлемой частью происходящего.

Ещё одной особенностью выставки «Весна блаженная» является циклическая структура: подобно живому организму, выставка «дышит» и меняется от цикла к циклу. Каждый такой «цикл» сопровождается подготовкой, событием и «выставкой в выставке», где экспонатами становятся «следы» прошедшего события. Затем стартует новый цикл, который придерживается того же сценария.

Вместо работы с традиционным форматом выставки художницы планируют создавать экспериментальную «оперетту», предлагая зрителям отказаться от роли созерцателя и самим присоединиться к действию. Тем самым «Весна блаженная» призвана «пробудить» всех сопричастных игрой, искусством и музыкой и приглашает каждого стать «Дальневосточной разлучницей».

Красота: плюс–минус

2.03.2019-17.03.2019

ЦВЗ Манеж (СПб)

Центральный выставочный зал «Манеж» совместно с проектом «Свободные художники Петербурга» представляют выставку «Красота +/-». Проект соберет более 200 работ (живопись, графика, скульптура, керамика, художественная эмаль, фотография) современных петербургских и московских художников — от классиков академической школы Андрея Андреевича Мыльникова и Евсея Евсеевича Моисеенко, через творчество Ларисы Кирилловой, Татьяны Федоровой, Михаила Копылкова, Олега Яхнина, Николая Сажина, Ольги Тобрелутс к работам сравнительно молодых художников Кирилла Котешова, Фрола Иванова, Дмитрия Марголина и других. 

Работы предоставлены Государственным Русским музеем, Музеем искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП), проектом «Свободные художники Петербурга», частными коллекционерами и самими художниками.

Дорогие москвичи и гости столицы

1.03.2019-24.05.2019

Центр Гиляровского

Чтобы представить самые разные аспекты такой пространственной мобильности, в экспозиции будут объединены интерактивные инсталляции и результаты научных исследований; предметы из музейной коллекции и современные истории жителей Москвы, рассказанные ими самими; работы, созданные современными художниками на тему миграции.

Москва – многоэтничный город. Миграция – неотъемлемая составляющая ее истории и современности. С самого начала существования Москвы, на каждом этапе ее развития были «приезжие», которых местные воспринимали как «чужих», но их потомки вливались в жизнь города, становясь «своими». Сегодня в городе мы можем проследить исторические «следы» миграции и проживания различных этнических групп в названиях улиц: Армянский переулок, Большая и Малая Грузинская улицы, Маросейка, ныне не сохранившая свое название улица Хива и многие другие. Об этом расскажет историческая часть выставки.

Современная часть выставки – это миграция и городская динамика глазами сегодняшних жителей города. Здесь будет представлена «живая история» реальных людей, наших современников, в разное время переехавших в Москву.

О том, как устроен процесс миграции, что характеризует быт и повседневность трудовых мигрантов в Москве и какие практики интеграции мигрантов возможны в мегаполисе, – отдельный раздел выставки, подготовленный Центром исследований миграции и этничности. Кураторы секции – Евгений Варшавер, Анна Рочева, Наталия Иванова. К выставке также подготовлена образовательная программа:

Как в кино

27.02.2018-17.03.2019

Галерея "Роза Азора"

«А что это вы здесь делаете? — Кино смотрим», — цитата из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», иллюстрирующая, как кино входит в жизнь и продолжает жить с нами. Художники Инна Каленская и Александр Шабуров выбрали несколько любимых отечественных фильмов («Мимино», «Женитьба Бальзаминова» и другие), чтобы совершить путешествие во времени и показать, как кино определяет нашу повседневность.

В основе выставки — цитаты из советских фильмов, перемешанные с сюжетами из современной жизни. Простой прием цитирования здесь превращается в завораживающую игру со зрителем — игру в узнавание. Отечественные киноленты, которые мы знаем с детства, сформировали образное пространство, объединяющее нас посредством памяти. Цитаты, ушедшие из кино в массы, стали фактором нашей повседневности — влияющим на поведение и отношения.

Как сказал Вуди Аллен, «юмор не может быть ответом на все жизненные проблемы, но он служит чем-то вроде лейкопластыря. Это уж точно лучше, чем всё время ходить разбитым». Экспозиция, выстроенная с потрясающим чувством юмора, представляет собой ироничное высказывание художников о страстях, чаяниях и грезах миллионов наших соотечественников и стирает границы между автором и зрителем, «высоким» и «низким», искусством и повседневностью.

Ольга Шишко

Лабиринт

27.02.2019-13.03.2019

Пространство "Рихтер"

С 27 февраля по 13 марта пространстве «Рихтер» пройдет выставка работ студентов программы «Современное искусство» БВШД — «Лабиринт». Авторы представят 14 проектов в формате скульптуры, видео, инсталляций, рэди-мейд, графики. 

В работах молодые художники исследуют путь становления своего творческого видения. «Проекты молодых авторов сплетаются в своеобразную смысловую сеть жизненного пути, который погружает зрителя в мир персональных нарративов и призывает прочувствовать этот опыт вместе с авторами. Блуждание по сокровенным закоулкам личных воспоминаний предлагает найти ответы на вопросы о теле, любви, красоте, радости и социальных нормах. Становление автора в таком случае — непрерывная смена восприятия мира, пространства, времени, а его фокус направлен на самоисследование и рефлексию», — кураторы выставки Лена Аш, Михаил Левин и Аня Мохова.

Художники: Художники: Дарья Кургузова, Лена Аш, Даша Блудова, Валерия Рысюкова Мария Смородина, Айсылу Гариф, Мария Диатловская, Елена Благославова, Катя Финкельштейн, Валерия Илларионова, Виктория Мухонько, Алина Жекамухова, Дария Караваева, Александра Ленская. 

Карманный театр Хестанти

3.03.3019-12.03.2018

Зверевский центр современного искусства

Автор представит тотальную инсталляцию - манифест, утверждающую ее взгляды на жизнь и искусство. Экспозиция будет включать графику, объекты и документацию перформансов разных периодов творчества художницы.

«Когда я живу, я не чувствую жизни. Но когда я играю, только в этом случае, я чувствую, что я существую».

Антонен Арто

Аля Хестанти - художник и куратор. Родилась, живет и работает в Москве. Окончила Школу современного искусства "Свободные мастерские" ММОМА. Участвовала в ряде международных и российских выставок, в том числе «Манифеста 10», IV и V Московской международной Биеннале Молодого искусства, 7-й Московской  международной биеннале современного искусства. Номинант Премии Сергея Курёхина, лауреат конкурса Фабричные мастерские" сессии III, IV. Член Творческого союза художников России, секция «Новейшие течения». Работы находятся в фондах ММОМА и частных коллекциях.

Проект создан при содействии Программы поддержки молодого искусства Московского музея современного искусства Школы современного искусства «Свободные мастерские» и Творческого союза художников России.