События 26 декабря - 1 января

15:45, 26 декабря 2016

Презентация книги Евгении Сусловой "Животное"

28.12.2016, 19:30

ЦТИ Фабрика

Книга “Животное” вышла в 2016 году в серии “Языковая драматургия” издательства “Красная ласточка”, которое также работает над сериями об искусстве и теории медиа. Книга состоит из 6 разделов, задействуя наравне с текстом схемы и изображения. Письмо Евгении Сусловой зачастую основано на чуждых текстуальности логиках, проблематизируя само существование и практические задачи поэзии в когнитивно-цифровых реалиях. В предисловии к книге, Сергей Огурцов избегает называть ее “поэтической”, поскольку поэзия как формально и институционально обособленная сфера культурной деятельности остается в прошлом, “функционируя в расширенном поле знания… более органично располагаясь в дискурсе современного искусства, чем в литературных альманахах”.  

В презентации​ 28 декабря будут участвовать​ автор книги Евгения Суслова, теоретик искусства Борис Клюшников и автор предисловия к книге Сергей Огурцов.

​Участники вечера попытаются отойти от стандартного формата презентации поэтических книг и вместо этого взглянуть через саму книгу на вопросы, актуальные для дискурса современного искусства в целом. Здесь столкнутся люди и технологии, иллюзии и концепты, идеологемы и вещи, призраки и политика, силы и среды. Как особый тип работы с языком, поэзия способна стимулировать новое понимание того, что такое искусство и чем оно отличается от множества других практик в эпоху тотального когнитивного производства.

 

Атрибуты искусства

29.12.2016-3.02.2017

Галерея "Файн арт"

Настоящая выставка – окончание проекта «МЕРА ЦЕННОСТИ», начатого Тимофеем Смирновым в 2011 г. Тогда автор, желая помочь человечеству найти привычную меру всего действительно великого, что оно создало в нематериальной сфере - культуре, искусстве, предложил утопические "деньги", такие же абстрактные, как и те, которые, как нам обещают, обеспечены золотым запасом. Затем последовали «Протест художника Тимофея Смирнова» (2013) и «Московская особая» (2015).

Новый проект Тимофея Смирнова включает 10 арт-объектов. В нем автор рассматривает, где в повседневной жизни человек сталкивается с тем, что изображают произведения искусства. Художник рассуждает: «В былые времена изображения имели иерархию. В столовой русской усадьбы висели портреты героев, например, Багратион, Барклая де Толли, в опочивальне – портреты родственники. Опозорившиеся – под тряпкой, как попугаи, укрытые для сна. А чем ближе к кухне, тем больше «картинок с помадной банки», как тогда говорили. А сейчас какова иерархия? После «Восстания масс» Хосе Ортега-и-Гассета стало ясно, что все изображения с этой самой банки. Ну или почти все. Однако изображений нет в домах. Раньше в уборных хотя бы были календари и наклейки, а сейчас?»

Уже давно произведения искусства растиражированы многократно, использованы в рекламе, быту, процитированы другими художниками, с развитием анимации они стали подмигивать, подмаргивать зрителю, то есть в глазах большинства они утратили свое величие и приобрели черты элементов масс-культуры. Тимофей Смирнов рассматривает использование репродуцированных изображений на улицах: «Сейчас изображения на улице. На пакетах и сумках. Сейчас – пакеты и сумки. Они пестрят, конкурируют. Мамы наказывают не ходить с «плохими» пакетами. Хотя это пример отчаянного жлобства. Пакеты - и реклама, и прикол, и месседжи. Они (пакеты) – круче майки. Они – негласный манифест. Только вот о чем? В виду этого обстоятельства я и решил изобразить пакеты. Но как всегда свои – абсурдные. Каждый из них -– тема, а вместе они -– атрибуты искусства. Но в пакетах, мешках, «авоськах» и файлах. В прямом и переносном смысле».

Вот арт-объект «Наше фсио» - в авоське картофель и бюст Пушкина. Автор говорит: «я лишь подчеркиваю – насаждение искусства небезопасно и смешно». Возникает ассоциация с высказыванием Б.Пастернака: «Маяковского насаждают как картошку», сделанным после смерти поэта. Обрамленные рисунки («Продовольственный набор») томятся в авоське, как в тюрьме. Искусство это товар? «Скрипичный ключ» - в футляре для скрипки топор, на лезвии которого изображена рельефная сценка с участием пьющих и музицирующих персонажей. Метафора темной стороны искусства, символ «русского бунта» и смекалки «каши из топора».

Тимофей Смирнов о своей выставке: «мой проект – это «академическая матерщина». В жанре постановки - обманки кроется что-то иное, которое «испугалось» быть учебной «штудией», но не побоялось быть арт-объектом. Реальность, превращающаяся в артефакт, – вот тема проекта». Итак художник предлагает рассматривать как артефакты объекты, сочетающие репродуцированные художественные произведения и бытовые предметы. Тогда возникает вопрос, как искусство соотносится с обществом потребления - как диалог в метафизическом смысле между личным и внешним, между материальным и духовным, чувственым, как источник информации? Стоит задуматься!

Это вполне может быть…

29.12.2016-28.01.2017

Рабочий и Колхозница

В выставочном центре «Рабочий и колхозница» пройдет выставка студентов второго курса института проблем современного искусства «Это вполне может быть…».

 Проект зрел в течение полугода, преодолевая многочисленные локальные драмы и еженедельные изменения концепции. Изначальным вопросам о построении идентичности художника давалось такое многообразие ответов, что стало очевидно – группу вовсе не связывает какая-либо общая идея. Вместо этого, объединяющим фактором стало сходство неутомимого поиска личного самоопределения, способа взаимодействия с социальными системами, самой возможностью быть художником в условиях тотального плюрализма современности. И для тех, кто внезапно обнаружил себя перед хаосом и старается найти в нем какие-либо взаимосвязи, любой образ действий вполне может быть.

Тотальный плюрализм, отсутствие какого-либо четкого ориентира или того, кто знает «как надо» – это ситуация, в которой рано или поздно обнаруживает себя любой художник. Как ориентироваться в подобном хаосе возможных самоопределений? Как выделить себя в нечто отдельное, являясь частью столь многих систем и общественных отношений?

Такие вопросы художники ставили перед собой, начиная работу над проектом. Но прежде, чем пришли к каким-то выводам, прошли полгода активного общения: регулярные встречи, шесть тысяч сообщений в чате Facebook. Все приводило к постоянным видоизменениям концепции – она металась от рассказа о себе до исследования глобальных структур, от отстраненных рассуждений о капитализме до прямой иллюстрации своих методов заработка.

Убежище

23.12.2016 — 13.03.2017

Музей "Эрарта"

Музей Эрарта представляет выставку живописи Николая Чирятьева. Показывая зрителю меланхоличные образы пустых улиц, в своей городской серии Николай Чирятьев говорит, прежде всего, о человеке, о его месте в мире, а главное — о состоянии. 

Городской пейзаж Чирятьева, подобно лучшим образцам жанра, создавался в подвальной мастерской. На картинах — безошибочно узнаваемые брандмауэры петербургских доходных домов, залитые неестественным зеленым светом фонарей. Благодаря этому свету над Петербургом в темное время суток поднимается зловещее пурпурное зарево. Художник намеренно сторонился богатой литературной традиции изображения города, но желтые стены глухих дворов и переулков по-прежнему наполнены затхлыми образами «физиологии Петербурга» с ее «бедными людьми» и призраками мелких чиновников. Скинув с себя гоголевскую шинель и обороняясь от нечисти, живописец при ярком электрическом свете преследует эффекты городского освещения после захода солнца. В его пейзажах не столь важен натурализм или сентиментальная топография — здесь 5-ю линию Васильевского острова можно легко перепутать с 25-й. Зато перед нами возникает универсальный городской пейзаж — время года и время суток не определить. Нет в нем и явных примет дня сегодняшнего — машины скрыты под наслоениями снега, и даже граффити на стенах выглядят как закопченные фрески.