События 26 января - 1 февраля

13:00, 24 января 2020

День рождения Фабрики

31 января

ЦТИ "Фабрика"

31 января Центр творческих индустрий «Фабрика» празднует пятнадцатый День рождения. В программе вечера открытие выставок победителей шестой сессии «Фабричных мастерских» Лизы Ольшанской и Александры Кузнецовой, объявление лауреатов программы «Фабричные мастерские. Сессия VII» и презентация проекта Юлии Неронска «Тайная жизнь ковра-самолёта».  

Праздник начнется с открытия новых выставок: в зале «Оливье» и «Артхаус» персональные проекты представят Александра Кузнецова и Лиза Ольшанская. Художницы покажут новые работы, которые создали в фабричных мастерских в 2019 году.

В фабричном Цехе Отделки состоится открытие персональной выставки Юлии Неронска «Тайная жизнь ковра-самолёта». Юлия создаст инсталляцию и покажет серию фотографий, образующих сюжетное искусство, в котором настенный ковёр становится самобытным персонажем: «В детстве, когда мы водили рукой по узорам ковра, и под пальцами они оживали, мы могли нащупать остатки волшебства в этих домашних экспонатах. Я предлагаю переместиться в точку зрения, где мир детства и взрослая жизнь создают неразрывный круг бытия.»

В зале «Оливье» в 20:00 пройдет объявление лауреатов программы «Фабричные мастерские. Сессия VII» — конкурса для художников от 35 до 50 лет. Ставший уже традиционным для Фабрики проект в 2020 году также празднует день рождения – уже пять лет, начиная с 2015 года, сессионная часть конкурса обеспечивает поддержкой российских mid-career artist, то есть таких авторов, кто уже вышел из категории «молодой художник». Жюри и экспертный совет программы каждый год отбирают лауреатов сразу в нескольких номинациях, предоставляя возможность не только получить мастерскую или показать персональную выставку, но и напечатать свои работы в студии Пиранези LAB. В юбилейный год в состав жюри и экспертного совета вошли: Ильмира Болотян, Алексей Веселовский, Ирина Горлова, Марина Звягинцева, Елена Куприна-Ляхович, Владимир Левашов, Виктор Скерсис, Наталья Смолянская, Наталья Тамручи, Сергей Трощенков, Ася Филиппова, Станислав Шурипа.

Дата и время проведения Дня рождения Фабрики: 31 января 2020 года, 19:00

Объявление номинантов программы «Фабричные мастерские» и церемония награждения состоится в зале «Оливье» в 20:00.

 

Место проведения: Переведеновский пер., 18, строение 1

 

Персональная выставка фотохудожника Сергея Сапожникова

28 января – 29 марта 2020

Новая Третьяковка 

Государственная Третьяковская галерея и компания Smart Art представляет персональную выставку фотохудожника Сергея Сапожникова. Место фотографии не только на российской арт-сцене, но и в широком контексте ее взаимоотношений с теорией и историей искусства до сих пор не определено. 

Выставка призвана стать попыткой пролить свет на эти проблемы. Сергей Сапожников занимается фотографией более 15 лет, заслужив внимание российского и мирового экспертного сообщества. Этот проект — способ художника через собственный поиск осветить целый комплекс вопросов, связанных с местом фотографии в современном искусстве: взаимодействие с обстоятельствами съемок, перформативными практиками и специально созданной действительностью, а также методы работы с изображением.

Выставка ставит целью отразить как в фотографии, так и в других видах искусства, в том числе театрального, взаимопроникновение авангардных практик и идей конструктивизма в архитектуре. 

Проект выстроен в хронологическом порядке, как эволюция идей и практик с 2003 по 2018 год, причем работы объединены в целостную инсталляцию, что также является новым и интересным подходом к показу творческой ретроспективы. 

Экспозиция составлена из работ, предоставленных известными в России меценатами и коллекционерами современного искусства, что особенно важно для Третьяковской галереи как музея, который своим существованием обязан великим коллекционерам и меценатам. 

В состав выставки вошли работы из серий «Халабуда» (2006–2008), «Неоконченные виды» (2012), Total Picture (2014), The Drama Machine (2015), Dance (2018), а также новые произведения, посвященные городской среде, включая серию «Удивительный день» (2018), которая специально была создана для Европейской биеннале современного искусства Manifesta 12 в Палермо. 

В рамках выставки 30 января пройдет публичная дискуссия художника с куратором выставки Марией Кьярой ди Трапани. Они обсудят место фотографии не только в российском, но и в широком контексте ее взаимоотношений с теорией и историей искусства. 

Крымский Вал, 10,

Новая Третьяковка, Западное крыло, зал 3

 

Тотальная инсталляция Анны Третьяковой «Метафлора» 

28 января – 13 марта 2020

ММОМА 

Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представляют тотальную инсталляцию Анны Третьяковой «Метафлора» о способах равноправной коммуникации человека и природы. Выставка проходит в рамках Программы поддержки молодого искусства ММОМА.

В ситуации, когда культура человека акцентирована только на самого себя и доминирует процесс саморефлексии, Анна Третьякова пытается сместить фокус на восприятие природы и показать ее хрупкость, а также иные способы ее прочтения и взаимодействия с ней.

Долгосрочное исследование художника началось в 2016 году и продолжается сегодня. Главный вектор проекта направлен в сторону новой метафизики, сменившей качественные свойства одушевленных и неодушевленных предметов и синтезированной с цифровыми кодами, ритуальностью и чувственностью. В выставку «Метафлора» вошли такие жанры как видео, перформанс, фото, объекты и инсталляции художницы.

О художнике

Анна Третьякова родилась в 1984 году в Москве. Художник, работает в области перформанса, инсталляции и смешанных медиа. Закончила Московский Государственный Университет Сервиса / Институт декоративно-прикладного искусства и дизайна (2007), Школу современного искусства «Свободные мастерские» ММОМА (2013), Школу перформанса «PYRFYR» при Государственной галерее на Солянке, класс Елены Ковылиной (2014). Один из учредителей и член экспертного совета Третьяковской премии. Участница многочисленных групповых и персональных выставок на столичных выставочных площадках, среди которых Московский музей современного искусства, галерея А3, Галерея Электрозавод и другие.

О Школе современного искусства «Свободные мастерские»

Школа современного искусства «Свободные мастерские» — образовательная платформа Московского музея современного искусства для молодых художников и кураторов. Школа была основана в 1992 году группой художников и искусствоведов, среди которых Александр Пономарёв, Владимир Куприянов, Владимир Наседкин, профессоры МГУ Вера Дажина и Валерий Турчин. В Школе студенты имеют возможность учиться у лучших преподавателей, успешных деятелей культуры, известных философов и теоретиков современного искусства. В ходе обучения молодые художники и кураторы погружаются в художественный мир, участвуя в мастер-классах, групповых выставках, фестивалях. Будучи частью Музея, «Свободные мастерские» предлагают учащимся уникальную возможность изучать теоретические и практические аспекты современного искусства, находясь в его эпицентре. На всех этапах становления художника Музей и Школа оказывают ему значительную поддержку: участие в групповых выставочных проектах (ежегодные выставки молодого искусства «Мастерская», групповые проекты молодых кураторов), возможность организации первой персональной выставки (программа поддержки молодого искусства ММОМА).

Открытие: 28 января, 19:00

ММОМА, Гоголевский бульвар, 10

 

Выставка «Чего хотят женщины»

29 января 2020 — 08 марта 2020

Галерея «Парк»

28 января в галерее «Парк» Объединения «Выставочные залы Москвы» откроется выставочный проект «Чего хотят женщины», посвящённый темам XXI века, которые волнуют современных женщин-художниц.

Выставочный проект «Чего хотят женщины» рассматривает вопросы творчества женщин-художниц, которых интересует как проблемы преобразования мира посредством искусства, так и вопросы, связанные с существованием женщины в обществе. Уникальность экспозиции представлена в специально реализованных работах участниц проекта, импульсом создания которых послужил заданный вопрос, озаглавивший название выставки: Чего хочет женщина? Чего хочешь ты?

Каждая героиня проекта рассматривает современный мир через призму личного творчества, своего собственного медиа (объект, видео, фотография, графика, инсталляция), представляя индивидуальные глубоко интимные переживания, которые актуализируются с основными событиями в культуре, социуме и экологии XXI века. Проект во многом изучает архетипическое женское мироощущение, без акцента на радикальную тему гендера, ставя перед собой задачу, выявить «чего хотят женщины» здесь и сейчас.

Экспозиция представлена живописными композициями, графическими работами, художественными объектами, инсталляциями, фотодокументами и видео.

Участники проекта: Юлия Абзалтдинова, Алиса Гокоева, Елена Демидова,  Екатерина Ефимова, Анна Ефремова-Перекрестова, Елена Ковылина, Мария Лыкова, Александра Митлянская, Мария Смородина, Алла Урбан, Татьяна Шерстюк.

Вернисаж выставки: 28 января в 19:00

 

«Ночь идей» в Пушкинском музее  

30 января 2020

 ГМИИ им. А.С. Пушкина

Французский институт при Посольстве Франции в России и ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках направления «Пушкинский XXI» представляют акцию «Ночь идей». Тема этого года – «Быть живым». Что значит быть живым в современном мире? Каких действий это требует от нас?

«Ночь идей» по инициативе Французского института (Париж) ежегодно проходит на пяти континентах в разных городах – от Дакара до Лос-Анджелеса. Событие объединяет ученых и исследователей разных областей знаний, а также художников, которые обсуждают наиболее актуальные гуманитарные темы.

В зале Микеланджело пройдет беседа (artist talk) и показ видео-работы «Otto» французского художника Лорана Грассо, лауреата Ордена искусств и литературы Министерства культуры Франции и престижной премии Марселя Дюшана. В своем фильме Грассо исследует физическое, чувственное и духовное влиянии, которое определенные места могут оказать на присутствующих в них людей. Задав вопрос о том, что такое «сила» места и предположив, что однажды эта сила может быть измерена научными методами, художник снимал в Австралии священные места коренных жителей тепловизорными и гиперспектральными камерами, позволяющими увидеть невидимое, недоступное глазу чужака.

В итальянском дворике художница, музыкант Магелон Видаль и хореограф Фабрис Рамалингом вместе с четырьмя танцовщиками создадут интерактивный перформанс «Сердце звука» (“The Heart of Sound”), в котором рисунок танца и звуковое сопровождение будут подчинены ритму биения сердец перформеров. 

Вход на мероприятия осуществляется по билету в музей.

22:00 – показ видео-работы «Otto» Лорана Грассо и artist talk;

22:30, 23:15 – перформанс «The Heart of Sound»

Волхонка, 12, Итальянский дворик, зал Микеланджело

 

Персональная выставка отца и сына Григорянов «Диалог с отцом»

1-29 февраля 

Галерея современного искусства THANK 

С 1 по 29 февраля 2020 года пройдет персональная выставка отца и сына Григорянов «Диалог с отцом». Выставка станет развитием совместного творческого тендема художников, через весь путь которых проходят тонкой нитью любовь, забота и глубокое уважение к своим истокам, духовному наследию и причастности к культурному достоянию России и Армении.

Впервые в максимальной полноте будет представлено уникальное наследие старшего Григоряна  и  яркие  краски  современного поколения в работах сына. В экспозиции представлено более 150 произведений, что позволит зрителю в полной мере оценить творчество обоих живописцев.

Разные по наполнению и сюжетным линиям, оба художника тонко чувствуют надрыв

 и эмоциональность, сдержанность и мудрость поколений.  Творчество живописцев — это своеобразная иллюстрация, диалог и  интерпретация любви к земле предков — Нагорному Карабаху. Символы и образы в картинах отца переносят посетителя выставки в отрочество Юрия Суреновича Григоряна. Традиционные одежды, горные селения, силуэты гор — всё это отражение воспоминаний и ностальгии по местам детства и юности. Основные черты его творческого почерка ─ яркая колористическая насыщенность, гармонично выстроенная композиция, оригинальная техника, с помощью которой он погружает зрителя в свой внутренний мир.

Живопись Юрия Юрьевича Григоряна характерна и легко узнаваема ценителями современного искусства. Юрий Григорян-младший — мастер композиции и световых решений. Его живопись, вдохновленная темой истоков, отличается внутренней рефлексией.  Изображение чувств через образы предметов, острота эмоций, переданная с помощью световых контрастов, раскрытие глубоких образов в сериях картин — характерные черты творчества Юрия Младшего. Это путешествие, которое художник предлагает пройти вместе с ним. 

Торжественное открытие состоится 1 февраля в пространстве «ART Коробка»  ТРЦ «Ривьера» ул. Автозаводская, д. 18, м. «Автозаводская». Сбор гостей в 17:00

 

Коломна

Художник Йод «Я. ЧЕЛОВЕК: МИР»  

Арткоммуналка "Ерофеев и Другие" 

В субботу, 1 февраля 2020 года в 18.00 в Арткоммуналке состоится творческая встреча художника из Санкт-Петербурга, работающего под псевдонимом «Йод».  Новый резидент расскажет о своей живописной концепции в контексте развития мирового искусства. О том, как и почему начала умирать живопись в конце XIX века. Почему она окончательно проиграла борьбу за влияние в XX веке таким видам искусства, как медиаарт, видеоарт, акционизм и пр. И как в XXI веке благодаря постиндустриальной революции у живописи появились новые шансы возродиться и занять доминирующую позицию в искусстве. Художник пообещал эксклюзив: он покажет закулисье своей работы. Вы сможете увидеть, как он работает с панорамной фотографией 360° и 3D скульптурой". 

 На встрече будет анонсирован воркшоп, включающий создание цифровой скульптуры в 3D.

Об авторе

Художник значительную часть жизни провёл во Франции, окончив в 2010 EESI (Европейская высшая художественная школа. Диплом современного художника. Пуатье, Франция).

Автор множества выставок в России и за рубежом, среди которых:

2019   Фестиваль Сакрального Искусства, Собор Saint-Pierre, Сенлис (Париж), Франция.

2019   Фестиваль Ласточка, Арт пространство Ласточка, Петрозаводск, Россия.

2019   A Salon at Sugar Mountain, Арт пространство The Magenta Suite, Эксетер, Нью Гемпшир, США.

2019   Арт на Всё, Галерея Проун (пространство Artplay), Москва, Россия.

2018   Skurril, Marler Kunststern, Марль, Германия.

2017   Mazipos, Visual Kontakt Gallery, Клуж–Напока, Румыния. Куратор Carlos Сarmonamedina.

2010   От противного, Центр современного искусства Винзавод, Москва, Россия.

 Вход свободный.

Музей-резиденция "Арткоммуналка. Ерофеев и Другие"

Коломна, ул. Октябрьской революции, дом 205, вход со двора.

 

Санкт-Петербург

Игорь Баранов. Herbarium

31 января 2020 — 27 апреля 2020

Музей Эрарта

 

Музей Эрарта представляет выставку художника Игоря Баранова — размышление об исчезающей жизни. 

Еще в процессе обучения в лицее им. Б. В. Иогансона, а после — в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств Игорь Баранов познал все тонкости печатной графики. Пройдя мощную школу, сегодня он делится своим опытом с учениками и столь же активно продолжает открывать новое. Первые листы серии Herbarium родились во время его творческой экспедиции в Китай, в результате освоения сложнейшей печатной техники, напоминающей шелкографию: каждый цвет на бумажном листе отпечатан с тканевой формы с машинной точностью, что требует от человека невероятной выдержки. Находясь вдали от родины, Игорь Баранов, подобно путешественникам ХVIII–ХIХ столетий, обратился к составлению гербария. Знакомство с иной культурой позволило ему по-новому взглянуть на человеческую цивилизацию в целом.

• Предлагаемый художником образ гербария неразрывно связан с традицией натюрмортов  Vanitas, авторы которых обращались к теме быстротечности и цикличности жизненных процессов. Подобные натюрморты — это аллегорические шифры, читать которые следует, как книгу, примечая, где подгнил персик, а где в углу картины загорелся алчный кошачий глаз. Современники этот язык, живописующий опасности пороков и вдохновляющий встать на путь добродетели, практически утратили.

• Работы Игоря Баранова могут показаться алогичным нагромождением случайных образов. Все объекты, будь то цветы, животные или предметы материальной культуры, явлены зрителю навеки застывшими — как на иллюстрации в анатомическом атласе. По замыслу автора, это мумифицированные образы действительности, которые исследователям прошлого предстоит разгадывать в далеком будущем. Им предстоит услышать и звучащий в серии трагический мотив исчезновения — феномена, который наблюдает художник. В его работах происходит столкновение двух начал — природного и культурного: флора и фауна встречаются с человеком и его деяниями. Эта встреча рождает меланхолическое сомнение в том, что прогресс является эволюционным движением от хорошего к лучшему: человеческое здесь воплощено в формах, приводящих к исчезновению жизни, — от разящей стали до огнестрельного оружия и химических препаратов.