События 28 мая - 3 июня

13:45, 28 мая 2018

До и во время

30.05.2018-01.06.2018

Галерея pop/off/art 

В рамках фестиваля актуальной фотографии PHOTOBOOKFEST художник галереи pop/off/art Марго Овчаренко представит свой новый мультимедийный проект, который включает в себя двухканальную закольцованную проекцию со звуком, книжный макет и несколько фотографий, напечатанных на баритовой бумаге.

Марго Овчаренко работает преимущественно с фотографией, фокусируясь на проблематике гендера, стандартов красоты и границ интимности. В своей новой работе Марго продолжает исследовать такие темы, как взгляд на женское тело, пытаясь обозначить границу между мужской и женской точкой зрения на созерцаемое. Марго ставит зрителя перед выбором тех или иных позиций «наблюдателя»: позицией перверта, свидетеля развернувшейся драмы, любовника или же самой женщины. Для Овчаренко важность обозначения границы лежит в попытке найти место изображению женщины в контексте истории живописи и объективации тела, в самом эмпирическом опыте существования. Фотографии выдержаны в строгой цветовой гамме, которая включает в себя лишь основные цвета, подчеркивая то, что Марго ищет среди своих героинь определенный архетип, универсальный синтез хрупкости и чувственности. Книга передразнивает формат дешевого глянцевого журнала, в жесте «поворота» узнается универсальная отсылка порно-журналов второй половины ХХ века.

Два

31.05.2018

ЦСИ Заря (Владивосток)

«Два» – это не столько диалог, сложение или умножение, но возведение в степень количества интерпретаций, способов иначе взглянуть на контекст и повлиять на восприятие мира.

Задача проекта – проложить новые пути для общения и вывести все стороны этого разговора за предписанные им обстоятельствами границы. Знаки, символы, образы и эмблемы также могут способствовать связи и разделению опыта с другими. Там, где искусство служит поводом к диалогу, поводом к изменению отношения к жизни, речь идёт не только о беседе неких «двух», но о включении в разговор всех участников, включая зрителей, которые пребывают во времени-пространстве выставки.

Художник из Владивостока Кирилл Крючков в первую очередь известен работой на улице; шрифты, надписи, наслоения, заплатки встречаются как на расписанных им городских стенах, так и в его станковых произведениях. Крючкова заботит природа и экология, он стремится к жизни в гармонии с Землей и окружающей средой и примиряет людей с непростым ландшафтом жизни, его работам свойственны гуманистические утопические сюжеты. Цветные мозаики и рисунки в городском пейзаже служат «благоустройству», переключая мрачные урбанистические пейзажи в «улучшенные» места для жизни с помощью игры с пространством и цветной краской.

Известный деятель московской арт-сцены Валерий Чтак работает с монохромной палитрой, сочетая изображения и текст и обращаясь к философии, филологии и cultural studies. Живопись Чтака распространяется на холсты, найденные объекты и стены; в его произведениях фигурируют цитаты, афоризмы, повторяющиеся образы, текстовые ребусы и семантические единицы на разных языках. Любое пространство, создаваемое Чтаком, приобретает сложный объем, в котором разрозненные элементы вдруг предстают частями одного сложного иммерсивного шифра. Для художника это второй приезд во Владивосток, где он уже делал сайт-специфичную выставку-инсталляцию «Краб внутри» в рамках резиденции в «Заре» в 2016 году.

Методы и пластика Чтака и Крючкова довольно разные, но оба уверены, что у них получилась выставка-диалог-импровизация. В «Заре» это не первая выставка художников, которые бы совпадали по «вайбу», но никогда раньше не работали вместе. Для «Зари» эта выставка – не только пластический эксперимент, но и способ поддержки местных художников, которым довольно сложно преодолеть герметичность локальной арт-сцены.

«Идея выставки - это гармоничное стечение обстоятельств. Прекрасный опыт художественного взаимодействия воплотившегося в совместных работах, - комментирует Кирилл Крючков. – Это диалог на тему города, природы, людей и животных».

«Суть для меня была в возможности снова поработать на одном холсте с принципиально иначе видящим вещи художником, - говорит Валера Чтак. -  Очень доволен результатом. Кирилл - хороший соавтор».

Импрессионизм в авангарде

31.05.2018-19.09.2018

Музей русского импрессионизма

В 1928 году изобретатель супрематизма Казимир Малевич готовился к ретроспективной выставке своих работ в Государственной Третьяковской галерее. Однако художник столкнулся с тем, что часть его ранних импрессионистических работ осталась в Германии на Большой берлинской художественной выставке. Несмотря на то, что минуло почти 30 лет, Малевич принял смелое решение написать эти картины заново и присвоить им ранние даты — потому что не мыслил без импрессионизма эволюцию в искусстве. Эта мистификация Малевича была раскрыта лишь много десятилетий спустя.

С 31 мая по 19 сентября Музей русского импрессионизма представит выставку «ИМПРЕССИОНИЗМ В АВАНГАРДЕ», куда войдет более 60 импрессионистических работ русских авангардистов из 14 государственных музеев и 17 частных собраний. Среди них Михаил Ларионов, Роберт Фальк, Казимир Малевич, Алексей Явленский, Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александра Экстер, Надежда Удальцова, Антонина Софронова, Ольга Розанова и многие другие. 

Цель выставки — показать, что российский авангард начала XX века, прославивший русское искусство на весь мир, был бы невозможен без импрессионизма. Представленные работы продемонстрируют, как влияние живописи французских импрессионистов и постимпрессионистов стало трамплином для перехода к ярким революционным открытиям Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Петра Кончаловского, Роберта Фалька и многих других. Два этажа экспозиции приятно удивят посетителей и раскроют малоизвестные аспекты творчества мастеров русского авангарда. Так, за натюрмортом с нежной «Сиренью» (1906 г.) Гончаровой будет трудно узнать позднейшие кубистические композиции, ставшие хрестоматийными примерами творчества мастера. Тонкие и лиричные пейзажные зарисовки Давида Бурлюка расскажут о ранних экспериментах «отца русского футуризма» в стилистике французских импрессионистов. 

Семейный архив

30.05.2018-10.06.2018

Театр ам Штег (Баден, Австрия)

Общество дружбы с Австрией совместно с галереей 25Кадр представляет выставку «Семейный архив» в Театре ам Штег в Бадене. Выставка проводится в рамках международного культурного обмена между Россией и Австрией. 

На ней будут экспонированы работы молодых российских художников в разных медиумах: живописи, графики, скульптуры, видео и инсталляции. «Семейный архив» складывается из мозаики разделенных воспоминаний, оживающих на страницах семейного альбома из "короткого двадцатого" века, который открывает новую главу в общем семейном архиве. В нем хранятся воспоминания о прошлом и настоящем, с тридцатых годов XX века до современности. К переломным и драматическим событиям прошлого, Второй мировой войне и распаду СССР художники оказываются наиболее чуткими. 

В рамках выставки посетители смогут принять участие в создании интерактивной инсталляции — общего семейного альбома. Не забудьте взять с собой Вашу семейную фотографию.

TWONE

1.06.2018-20.06.2018

Выставочное пространство бара «Мориарти»

31 мая на Трехгорной мануфактуре открывается  первая московская персональная выставка «TWONE»  (произносится – ТУАН) художницы Димитры Гривас, где будут представлены около тридцати произведений, выполненных в уникальной технике живописи акриловой краской и маслом в сочетании с цементом на бетонной основе – своего рода «бетонном холсте», который (так же как и произведения) создает сама художница. Выставка открыта с 01 по 20 июня.

Концепция художественной серии TWONE, вращается вокруг любви и страсти, сила которых разрушает границы между физической и психологической коммуникацией и противостоит современным социальным ограничениям. Лаконичные, порой схематичные формы и жесткие линии, отчаянная смелость цветовых решений – всё отражает освобожденные эмоции и чувства, которые проецируются на брутальный материал создаваемых произведений. В работах Димитры Гривас постоянно возникает образ двух человеческих тел, в абсолютном своем проявлении – как на физическом, так и на ментальном уровне – стремящихся к соединению, перетекающих друг в друга, вплоть до превращения в удивительное одноглавое существо.

Димитра Гривас экспериментирует с технологиями и размерами своих работ – они «дышат» и относятся к той редкой категории живописных произведений, которые можно выставлять как в помещении, так и на открытых пространствах.

Насыщенность и своеобразие, с которыми бетон взаимодействует с красками и поглощает их, позволяет достичь новых высот выразительности, которые обычный холст дать не может. «Энергия» цемента, стоящая за работами художника, придаёт произведениям жёсткий, индустриальный характер, выводя живопись на новый уровень.

Чудеса света

1.06.2018-30.06.2018

Государственный Музей архитектуры имени В.А. Щусева

Проект «ЧУДЕСА СВЕТА» – это серия диптихов и триптихов (живопись / фотография), запечатлевших людей, пейзажи и архитектуру от Каппадокии и Сирии до Зимбабве и острова Пасхи. Страсть к путешествиям, вдохновленная когда-то книгой из детства – «Les Merveilles du Monde», – оказалась важной составляющей искусства Сурена Арутюняна. Итогом странствий становились серии слайдов и живописных работ, которые затем складывались в пары – и вот перед нами квинтэссенция творческого пути. Фотосъемка и живопись идут параллельно, реальность рифмуется со своим отражением в зеркале абстракции. Увиденное через объектив камеры разбивается на линии, пятна и объёмы и собирается вновь в виде живописной формулы. Люди, их дома, еда, музыка, земля – круг интересов художника столь же прост на первый взгляд, сколь и необъятен. Пробираясь сквозь напластования культурных слоев, отсекая лишнее, художник представляет нам свою версию мироздания. И чем технологичнее становится современный мир, тем ценнее этот опыт для зрителя, получающего редкую возможность приобщиться к сохранению ускользающей красоты.

Интермузей–2018

31.05.2018-3.06.2018

ВДНХ (павильон №75)

Международный фестиваль «Интермузей–2018» – главное музейное событие года – пройдет с 31 мая по 3 июня на территории ВДНХ, в павильоне №75. Ежегодный фестиваль, не имеющий аналогов в мире, в этом году проходит в двадцатый раз. На стендах и в различных программах представлено рекордное количество участников – более 400 российских и зарубежных музеев. Ключевая тема этого года – «Музеи и общество».

Для многочисленных российских и зарубежных музеев фестиваль – важнейшая территория профессионального общения. На открытых дискуссионных площадках, лекциях, мастер-классах, интеллектуальных рингах, конференциях и в творческих лабораториях обсудят актуальные вопросы и перспективы развития музейной отрасли. В череде событий «Интермузея» выделены определенные тематические группы: образование и инновационные подходы в представлении музейных коллекций, международное и межрегиональное сотрудничество, музей в цифровую эпоху и время социальных сетей, инклюзия, развитие волонтерского движения и добровольческих инициатив в сфере музейного дела и культурного наследия.

Закрытые границы. Очерки дипломатической истории 1938 – 1943

1.06.2018-1.07.2018

Еврейский музей и центр толерантности

С 1 июня по 1 июля 2018 года в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Закрытые границы. Очерки дипломатической истории 1938 – 1943», посвященная миграционному кризису в Европе накануне Второй мировой войны. В рамках выставки состоится совместная конференция Еврейского музея и МГИМО, в которой примут участие сотрудники ООН, ученые ведущих университетов России и официальные представители Израиля.

Летом 1938 года во Франции, в курортном городе Эвьян-ле-Бен, по инициативе Франклина Рузвельта встретились делегаты из 32 стран, чтобы обсудить возможные пути решения миграционного кризиса, который разразился к тому времени в Европе. Однако границы стран, свободных от нацизма, оказались закрыты для беженцев. В ходе девятидневной конференции все до одного делегаты выразили сочувствие евреям. Но большинство стран, включая США и Великобританию, заявили, что не смогут больше их принимать. Выставка представит многостраничные протоколы заседаний Эвианской и Бермудской конференций в контрасте с живыми воспоминаниями, кино- и фотодокументами, иллюстрирующими положение беженцев накануне и во время войны.

Форум «Музейный гид»

31.05.2018-3.06.2018

ВДНХ

Благотворительный фонд Владимира Потанина объявляет о проведении Международного форума «Музейный гид 2018» − события, представляющего ежегодные итоги программ Фонда по поддержке культуры. На форуме можно будет познакомиться с наиболее яркими проектами, пообщаться с их авторами, встретиться с ключевыми российскими и международными экспертами, принять участие в дискуссиях, мастер-классах, лекциях, практикумах. Форум является открытой публичной площадкой для обсуждения лучших практик, последних тенденций и перспектив развития музейной сферы.  

Форум пройдет в Москве, на ВДНХ, в рамках главного события музейного календаря России − фестиваля «Интермузей».  Каждый из четырёх дней форума посвящён отдельной теме: тема первого дня «Системы координат» раскрывает способы взаимодействия музеев и общества. «Музей – сила места» станет темой второго дня, мероприятия которого сфокусируются на роли культурных институций в развитии среды. О взаимодействии музея и аудитории («Двустороннее движение») участники форума поговорят в третий день. Заключительный день будет посвящен информационным и цифровым аспектам музейного настоящего («Культура online»). 

Программа форума включает в себя более 40 мероприятий: в этом году, помимо традиционных дискуссий, презентаций и мастер-классов, участникам будут предложены новые форматы, дающие взгляд на определенный вопрос или проблему с различных точек зрения – интервью с разоблачением, битва мнений, интеллектуальный ринг. Для общения с экспертами будет предложен формат открытого микрофона и делового speed dating, когда можно не только задать вопрос из зала, но перемещаться между камерными тематическими группами.

На форуме будет представлена новая инициатива Фонда «Музей. Сила места», направленная на долгосрочную поддержку музея как драйвера регионального развития. Первым событием инициативы станет форсайт-сессия, которая состоится 2 июня в павильоне «Книги» (павильон ВДНХ №516) и объединит 80 представителей сферы культуры и городского управления из 24 городов России. Под руководством экспертов Московской школы управления СКОЛКОВО участники определят возможные способы развития «мягкой» инфраструктуры в своих регионах.

Программа форума – на сайте www.museumguide.ru

Круглый стол «Психоз в искусстве и жизни»

29.05.2018, 14:00

ЦСИ Марс

Впервые в России представлен проект, где каждый посетитель становится участником перформанса, попадая в «психиатрическую клинику» в руки к «санитарам», опускается в кресло-каталку. Затем он надевает VR-шлем и оказывается в абсолютно чуждом ему мире видений безумия, испытывая то же, что чувствует сумасшедший.

Текст был создан ею в психиатрической клинике в начале 1999 года незадолго до самоубийства автора.

19 мая Центр современного искусства МАРС совместно с российской арт-группой AES+F открыли новый проект по мотивам культовой пьесы британского драматурга Сары Кейн «4.48 Психоз».

В рамках круглого стола «Психоз в искусстве и жизни» будут обсуждаться вопросы:

гениальность и безумие: связь между творчеством и отклонениями в психике

гении с психическими отклонениями: болезнь или гармония с самим собой?

предвестники психических заболеваний: стресс? депрессия? алко/наркотическая зависимость?

особенность психики гениев, как преодоление «серого» существования

К участию в обсуждении приглашены создатели проекта «Психоз», российские художники, представители СМИ и специалисты в области психиатрии.

Участники круглого стола:

арт-группа AES+F

режиссер Александр Зельдович

художник, президент ТСХ России Константин Худяков

руководитель Центра МАРС Игорь Грязнов

директор Narratex, Сергей Демчев

художник, куратор Андрей Бартенев

куратор Антонио Джеуза

представитель Третьяковской галереи

шеф-редактор журнала Psychologies Ольга Сульчинская

психиатр-нарколог, психотерапевт (клиника Угодие), Дмитрий Ефремов

ВЫСТАВКА #2

1.06.2018-6.07.2018

ЦСИ Типография (Краснодар)

Центр современного искусства «Типография» представляет вторую выставку группы «Кюс» — художников из Краснодара, работающих с уличным искусством, неосупрематизмом и деконструкцией повседневности. На выставке, помимо документации их уличных проектов, будет показан фильм группы «Кюс» и 10 новых супрематических картин. На открытии выставки состоится перформас. 

После закрытия выставки в «Типографии» все картины будут перенесены в новое пространство, найденное группой «Кюс». Его адрес будет объявлен в социальных сетях «Типографии» позже. 

Группа «Кюс» начала заниматься художественными практиками в 2012 году — тогда в неё входили Максим Алёхин, Семён Константинопольский и Валерий Балаян, в 2014 к ним присоединился Дима Камар. Они вместе учились в колледже электронного приборостроения и тогда же столкнулись со стрит-артом, в виде какого-то пропагандистского граффити, возникшего вдруг в повседневной городской среде — хотя даже сам термин был им не знаком. Следом началась практика — они начали расклеивать на городских поверхностях, стенах и заборах, пластиковые тарелки. Представьте человека, который идёт по городу и вдруг сталкивается с пустой тарелкой. Что он может/должен подумать в этот момент? Как отреагировать? 

В основе практик группы «Кюс» было интуитивное понимание того, как может работать искусство в городской среде. Художественная практика — сейчас участники группы называют её «уличной деятельностью» (см. инструкцию #2) — становится жестом остранения, превращая привычное и хорошо знакомое в странное; формируя другой взгляд на обыденное. Ты гулял здесь сотни раз, ходил на учебу или на работу и никогда в общем не обращал внимания на эту стену с облупившейся краской — и вдруг на ней появилась тарелка, тоже вполне привычный предмет, но совершенно в другой обстановке. Таким образом, помещение подобного предмета в обыденную среду становится процедурой её деконструкции. 

Первые полгода никто их участников не задумывался о том, что эти уличные интервенции можно документировать — делать фотографии, видео, вести им какой-то счёт. Название тоже пришло случайно и только через какое-то время — в одном из институтских учебников всплыла такая же странная, непроницаемая аббревиатура, которая — следуя той же интуиции остранения — из КЮС превратилась просто в «Кюс». 

Эксперимент с деконструкцией привычной среды и техника остранения взгляда зрителя-прохожего стали основным методом группы, который они по-прежнему развивают и разрабатывают. 

Они раскрашивали привычные объекты городской инфраструктуры в один цвет (полностью красная остановка у горпарка продержалась, наверно, дольше остальных — даже коммунальщики приняли этот цвет за «официальный» и регулярно его подновляли), расклеивали по городу стикеры и постеры (в том числе со словом «Странно» — как бы визуализируя ожидаемую реакцию зрителей-прохожих), размещали привычные объявления в духе «Куплю-сниму» на асфальте. Сделали приложение «Дрейф», которое, следуя практикам ситуационистов, помогает человеку сбить привычные городские маршруты и оказаться там, где он ещё не был (оно до сих пор доступно в браузере смартфона по ссылке derive.stranno.su). На прошлой выставке в «Типографии» были работы из серии «Симуляции благополучия» — фрагменты городских баннеров с цветами, натянутые на подрамники. 

Дима Камар начал рисовать по городу курсоры, помещая символ, с которым каждый (офисный) работник сталкивается сотни раз в день, в городскую среду. Курсор переносил оптику экрана на городской ландшафт, выявляя странные, неожиданные детали. Собственно, на одной из стен на лестнице «Типографии», расписанной Камаром, — и начинается вторая выставка «Кюс». Это постеры и стикеры «Странно» и документация их последней серии городских интервенций — проекта «Нити» (2017), который уже не просто создаёт дистанцию, но меняет ощущение трёхмерного пространства, подчёркивая случайные архитектурные детали и рифмы городских объектов. 

Работая в выставочном пространстве, пространстве белого куба, они выбирают похожий метод, который, тем не менее, приобретает более традиционную форму — супрематической картины. Огромные прямоугольники оргалита с трёхмерными геометрически фигурами — отсутствие конкретных образов и сюжетности, строгая абстракция как бы лишают эти работы человеческого измерения, ставя зрителя в тупик интерпретации, а нарочито дурацкие названия только запутывают ход мысли. 

Помимо картин в выставочном зале можно посмотреть будет посмотреть единственный фильм (он будет доступен после открытия) и прочесть две инструкции — «О семиотике» и «Об уличной деятельности», которые прекрасно описывают практики «Кюс» — так, что этот текст, в общем-то, лишний.