События 28 ноября - 4 декабря

13:30, 28 ноября 2016

Искусство каллиграфии

28.11.2016 - 1.12.2016

ЦТИ Фабрика

Искусство – это универсальный язык коммуникации, мост, связывающий различные культурные традиции. Искусство письма или каллиграфия традиционно воплощали в себе идеи гармонии, мира и душевного развития, свойственные для восточной философии. Знакомясь с каллиграфией, зритель находит для себя способ преодоления культурных предрассудков.

Практика «красивого письма» пришла в искусство из религиозных текстов Корана, а затем стала широко использоваться и в декоре архитектурных сооружений: любой турист, посещающий дворец Альгамбра в Гранаде, дворец Топкапы в Стамбуле, Купол Скалы в Иерусалиме или Тадж-Махал в Агре не может не заметить, какую важную роль каллиграфия играет в украшении традиционных мусульманских зданий.

Каллиграфия - это форма искусства, основанная на графике, которая в течение долгого времени широко использовалась в искусстве. В особенности она почиталась в мусульманском мире, так как на протяжении долгого времени служила основным средством сохранения Корана.

Арабская, персидская и ранняя турецкая каллиграфия ассоциируется с абстрактными арабесками, сюжетами на стенах и потолках мечетей. Современные пакистанские художники опираются на наследие каллиграфии, используя ее манеру и особое абстрактное написание в своих работах.

Только бумага. Давид Тер-Оганян

30.11.2016-18.12.2016

Галерея "Пересветов переулок"

Все представленные на выставке работы имеют небольшой формат, что придает им интимный, камерный характер. Сюжеты графических листов затрагивают темы прошлого и будущего художника, важных событий, воспоминаний и личных переживаний.

Лариса Гринберг, художественный руководитель галереи «Пересветов переулок»: «В своих художественных практиках Давид Тер-Оганьян исследует сущность современного искусства, от авангарда до наших дней –   противопоставляя свои произведения буржуазному «предмету», чему-то  сделанному для украшения интерьера. Часто использует нарочито обсценные материалы: вырванные из альбомов листы, фломастеры, скотч (скрепляющий аппликации так, что все швы наружу). С другой стороны, художник очень пластичен и его личный бунт направлен на предельное обнажение приема, на выявление сущностных сторон живописи. Ну и наконец, он «левый» – в эпоху, когда левое движение также превратилось в способ комфортного потребления, и потому становится объектом критики художника наравне с буржуазным обществом и его моралью».

Дискуссия "Где таится память о войне? Война в искусстве и мирной жизни"

30.11.2016, 19:30

Еврейский музей и центр толерантности

Как изобразить войну? Что мы при этом изображаем? Возможно ли это в принципе? Можно ли представить войну, не изображая ее? Как воспринимать опыт, данный нам в репрезентации? И как влияет на нас репрезентация войны? Что и как мы помним о войне? И где таится память о ней? Об этих вопросах, а также о войне в личном и профессиональном опыте размышляют известные художники Леонид Тишков, Хаим Сокол и куратор ГЦСИ Ирина Горлова. 

Леонид Тишков — российский художник, фотограф, карикатурист и книжный иллюстратор. Работы Тишкова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Центра Современного Искусства, Московского Музея Современного Искусства, Nasher Museum, Museum of Modern Art (США), Центре современного искусства Уяздовский замок (Польша), Центре Современного Искусства Луиджи Печчи (Италия), и др. Выступал также как куратор художественных проектов, в 2002 году подготовил ряд выставок для московской галереи «МуХА», сотрудничал как куратор с Российской Государственной Библиотекой.

Хаим Сокол — художник, преподаватель Московской Школы фотографии и мультимедиа им. Родченко, член редакционного совета Художественного журнала. Лауреат профессиональной премии «Соратник» (2009), номинант премии «Инновация» (2008, 2014) и премии Кандинского (2014). Автор паблик-арт проектов в Салониках (Греция), Красноярске и Канске. Участник выставок в России и за рубежом, среди которых Третья Московская биенналле (2009), Первая Индийская биенналле в Кочи-Музирис, Индия (2012), Вторая Киевская Биенналле (2015).

Ирина Горлова — начальник отдела художественных программ ГЦСИ. Работала научным сотрудником Государственной Третьяковской галереи, затем научным сотрудником отдела экспорта современного искусства ВХПО им. Вучетича. С 1991 по 1995 год была куратором галереи «Студия 20», Центра современного искусства на Якиманке. В настоящее время — научный сотрудник Государственного центра современного искусства, начальник отдела художественных программ.

Реверсия

1.12.2016-31.12.2016

Центр Марс

«Реверсия» — это взгляд в будущее через призму прошлого и настоящего глазами современных художников, использующих технологии и особенный изобразительный язык в диалоге со зрителем. В своих работах они размышляют над нашим генетическим кодом и нашими ценностями, над идеалами и иллюзиями. Каждая работа выполнена в уникальной технике: бисер, ткань, стекло, зеркало, нефть, колючая проволока — арсенал изобразительных средств художников проекта.

Организаторы, авторы идеи и кураторы выставки — Елена Комаренко, галерист, коллекционер, меценат и Максим Егоров, бизнесмен, меценат, коллекционер, выставкой «Реверсия» продолжают знакомство аудитории с современным искусством, которое они начали осенью 2015 года на VI Московской биеннале современного искусства. Год назад Елена и Максим в рамках специального проекта «Паноптикум» представили уникальные объекты инновационного искусства.

Художники выставки «Реверсия» давно имеют международное признание, авторитет среди коллекционеров и востребованность на ведущих мировых аукционах. Их работы находятся в собраниях крупнейших музеев и частных коллекций всего мира.

Martyr

02.12.16 – 30.12.16

Агентство .Art Ru

Проект должен развернуть сюжеты, основанные на началах христианской антропологии и философии экзистенциализма ХХ века. К тому подводит и этимологический смысл русского слова "искусство" обладает дополнительной символической нагрузкой по сравнению с латинским корнем ars: произошедшее от "искуса", сопряженное с опытом, испытанием, оно предполагает как соблазн, так и преодоление его (возможно, мучительное - то есть мученическое). Место художника в плеяде мучеников и его страдания становится более очевидным, если для понимания его мы обращаемся к религиозному экзистенциализму, положения которого наиболее полно сформулировал в своей теории французский философ Габриэль Марсель. «В пограничной ситуации я признаю мое страдание как нечто единое со мной самим. Я не пытаюсь скрыть его от себя каким-то неуклюжим образом. Я живу в своеобразном состоянии напряжения между волей сказать «да» моему страданию и бессилием его произнести с полной искренностью», - писал философ. В представлении Марселя, страдание и абсолютное счастье в равной степени угрожают подлинному человеческому существу, являются разрушительными для его истинной природы. Применительно к творчеству здесь стоило бы вспомнить заключительный пассаж из романа «Тошнота» еще одного великого представителя экзистенциализма – Жан-Поля Сартра, который устами своего персонажа приходит к выводу, что лишь творчество отчасти спасает человека от страдания и, более того, от «греха существования»…

Акт произведения искусства переносит художника в пограничное состояние межбытийного существования: на грани между осязаемой реальностью посюстороннего, принадлежащего всему человечеству, и не существующей до этого момента новой реальностью творчества. Аналогия с телесностью заставляет нас мыслить художника как некоего прометея, выкармливающего собственной плотью окружающую его действительность. Избыточность этой плоти (творческого импульса) и избавление от неё – в равной степени изнуряющи и неизбежны. Только бесконечно истончая собственное  существо, художник и способен состояться в качестве воплощения своей изначальной природы. Творчество как источник самых сильных переживаний, на которые вообще способен человек одновременно становится и источником подлинной свободы. Резюме проекта могла бы стать ремарка Франца Кафки: «творчество для художника — страдание, посредством которого он освобождает себя для нового страдания».

Все как у людей. Антон Тотибадзе

1.12.2016 - 4.12.2016

B.E.R.E.G. DISTRICT

В одном из писем то ли Карло Коллоди, то ли Алексея Толстого, сказано: «Оргазм – это еще не все, это еще не счастье». Эти слова могут стать эпиграфом к выставке художника Антона Тотибадзе «Все как у людей». Ты видишь прошедший через московские зимы голландский натюрморт: бутылки виски, стопки долларов, сигары и прочие знаки «шикарной жизни». Они – «чистый секс», они – «роскошь». Но не верь, Мальвина, они – муляжи, предметы, на глазах превращающиеся в персонажей Босха. С ними всегда черный бархат черной ноябрьской ночи или нож для колки льда. Этот очаг ненастоящий, Мальвина. Этот нож в ключевом натюрморте выставки через две секунды – сразу после того, как вы отвернетесь от картины, чтобы плеснуть себе сто грамм «Блэк Лейбла», – расхуячит все к чертям. Страшно? Ещё бы: что делать, если художник видит воздух зорче всех прочих. Его и пишет. Очаг ненастоящий. А за ним – как-нибудь и вечно

Филипп Дзядко

 

Лекция "Свободное искусство в четырёх километрах от Кремля"

1.12.2016, 19:30

Галерея ARTSTORY

Осенью 1918 г. были созданы Свободные художественные мастерские, спустя два года преобразованные во ВХУТЕМАС. Кто мог представить тогда, что не пройдёт и нескольких лет, как о свободе художественного выражения останется только вспоминать, а имена многих деятелей искусства надолго будут преданы забвению?..

Мероприятие пройдёт в рамках выставочного проекта «Мясницкая, 21. Перекрёстки судеб. Раиса Идельсон, Роберт Фальк, Александр Лабас, Александр Родченко», и это ещё один повод посетить выставку, на которой экспонируются работы из шести госмузеев и известных частных коллекций. 

Выставка  знакомит с удивительными историями художников, чьи жизненные и творческие судьбы причудливым образом переплетались в первой половине ХХ века. Это истории о художниках и о доме на Мясницкой, 21, с которым была связана их судьба. Здание, где располагались мастерские «кузницы кадров русского авангарда», состоящее из двух «склеенных» девятиэтажек, подробно описано Борисом Пастернаком в прологе к первому изданию «Живаго». В первые советские годы здесь жили Кручёных, Татлин, Фаворский, Митурич, Кончаловский, Машков, Осмеркин, Удальцова, Древин, Шостакович…

В этом доме жили и главные герои выставочного проекта ARTSTORY – художница и поэт Раиса Идельсон со своим первым мужем, знаменитым «бубнововалетовцем» Робертом Фальком, сюда же в квартиру № 36, позднее переехал второй муж Идельсони – художник-авангардист Александр Лабас. Одну из квартир в «доме ВХУТЕМАСа» занимал Александр Родченко, на его снимках из серии «Дом на Мясницкой» – как раз тот самый угол дома, где исторически располагались мастерские художников.

Штрихи к истории отечественного искусства ХХ века – на лекции журналиста и искусствоведа Армена Апресяна из авторского цикла StandArtShow.

Напоминаем, что выставка в галерее ARTSTORY продлится до 26 января 2017 г. 

Вход – свободный, но количество мест ограничено.  Необходима предварительная регистрация по электронной почте или телефону галереи ARTSTORY. info@art-story.com; +7 495 650 13 43

Non/fictio№

30.11.2016-4.12.2016

ЦДХ

Возникнув как альтернатива рынку массовой литературы, ярмарка non/fiction сохраняет свою главную особенность: здесь действует принцип избирательности.

На ярмарке представлены лучшие книги в таких областях литературы, как художественная, публицистическая, мемуарная, деловая, научно-популярная, книги об искусстве, дизайне и архитектуре, научно-техническая, гуманитарная, естественнонаучная, образовательная, справочная, детская, гастрономическая и букинистическая.

Выставка выполняет важную культурную миссию, оставаясь главным в Москве форумом «умной» литературы. Более 280 издательств и книжных магазинов из 16 стран мира представляют здесь свои новинки.

Вся подробная информация и программа на сайте ярмарки.

Энциклопедия фотографии (1891 – 1991)

2.12.2016-12.03.2017

ВДНХ (Павильон №15 “Радиоэлектроника”)

В экспозицию включено 250 работ выдающихся российских фотографов от дореволюционных фотографий знаменитого летописца Сергея Прокудина-Горского до репортажных кадров Игоря Мухина эпохи Перестройки. Выставочный проект «Энциклопедия фотографии» охватывает период с 1891 по 1991 год и одновременно представляет собой энциклопедию русской жизни этой эпохи.

Непарадный портрет. Искусство ХХ века

2.12.2016-5.03.2016

ВДНХ (Павильон №59 “Зерно”)

Выставка «Непарадный портрет» - это нехрестоматийный рассказ об истории портретного жанра в искусстве ХХ века. Более 100 произведений живописи, графики и современных медиа форм из российских музеев и частных коллекций собраны в едином пространстве ВДНХ, чтобы проследить трансформации портрета через художественные открытия, большие исторические события прошлого столетия и, при всем этом, камерное пространство человеческой жизни. От 1900-х годов до первого десятилетия ХI века, от графических портретов Льва Бакста, Зинаиды Серебряковой и живописи Константина Сомова до видеоарта и фотографий 2000-х гг.

Квартет на конец времени

2.12.2016-10.01.2017

ВДНХ (Площадь Промышленности, Самолет Як-42)

Художник Елена Скрипкина и куратор Ольга Шишко представят визуально-звуковую импровизацию на тему одноименного произведения Оливье Мессиана (1908 – 1992) – французского композитора, музыковеда и орнитолога.  «Квартет на конец Времени» для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (1940–1941) был написан Мессианом в концентрационном лагере и впервые исполнен в «образцовом» гетто – Терезине, 15 января 1941 года перед военнопленными.