События 3-9 октября

15:30, 03 октября 2016

Голландские заметки

6.10.2016-6.11.2016

Крокин галерея

Именно здесь, в Голландии на территории Дырявой Земли меня начали посещать умозрительные гипотезы о возможности (вернее необходимости) существования отверстий или каналов, ведущих сквозь центр Земли, через которые в момент важных исторических событий, инцидентов, курьёзов перекачивается материя или энергия на противоположную сторону планеты. "Ничто на Земле не проходит бесследно," - пели советские певцы, и они были правы. По закону сохранения энергии так и должно быть. “То, что Наверху - то и Внизу"- прислушался я к незатейливой народной мудрости и решил проверить жизнь Антиподов. 

Вспоминая недавно о совместном  с А.Соболевым проекте 1994 года "Три привета из Сиама", в котором мы попытались проанализировать разные типы методологий создания совместных произведений , я подумал об обратном, о постоянно встречающихся в московском концептуальном кругу (начиная с Кабакова) проектах, где один художник выступает от лица многих или (по классической  схеме шизо-расщепления) один автор от лица двух.   Работая с реальными геоисторическими Антиподами  , имеющими точные Временные и Пространственные координаты, я не мог не ощущать особых экстатических состояний людей, попадавших в те или иные исторические перепитии планетарного масштаба. Углубляясь в проект и находя всё больше и больше Антиподских историй Автор начал постепенно распадаться на созерцателя - оператора (автора изображений), увлечённого особым состоянием уникальности происходящего, и учёного - исследователя, спектатора( стоящего за спиной у оператора), выискивающего совпадения числовых кодов, координат и дат. Метапозиции не занимает ни один из них , они стоят по разные стороны оси, по разные стороны теннисной площадки. Они перетягивают канат, стоя на противоположных полюсах, одновременно ощущая опасность брать на себя роль проводника в коридоре стремящемся к дурной бесконечности, коридоре наполненном пыльными объектами и их тенями…

Аркадий Насонов

 

Циолковский. Вторые пришествия

7.10.2016-10.11.2016

Новая Голландия

Год назад Арсений Жиляев показал в венецианском палаццо Каза деи Тре Очи свой масштабный проект — тотальную инсталляцию в духе московского концептуализма, презентующую выдуманный музей будущего (по легенде, человечество расселилось по разным другим планетам, а на Земле устроили что-то вроде гигантского тематического парка «Колыбель человечества», населенного историческими персонажами, воскрешенными методами генной инженерии). Выставка в Новой Голландии — продолжения проекта. Новая легенда такая: Константин Циолковский воскресает в ракете, построенной по его эскизам, но скоро понимает, что все вокруг является лишь высокоточной реконструкцией, созданной для музейной экспозиции «Пионеры космонавтики Земли».

Pairado. Семичасовой перформанс Федора Павлова-Андреевича

3.10.2016, 15:00

ЦСИ Винзавод

Русско-бразильский художник, известный своими партизанскими акциями (стеклянный ящик с обнаженным телом художника был подброшен на важнейшие арт-события по всему миру, от Москвы и Лондона до Венеции и Сан-Паулу, - в рамках серии акций “Подкидыш”), решил впервые обратиться к остросоциальной теме. Новый перформанс будет придерживаться рамок долготерпения (слово, хорошо знакомое русскому уху еще со времен столпников-страстотерпцев) и призван привлечь общественное внимание к проблеме трудового рабства в крупных городах России. Десятки тысяч нелегальных работников содержатся в неволе в тяжелейших условиях, работая без выходных и перерывов, в обстоятельствах грубейших нарушений прав человека, что нередко приводит к гибели гастарбайтеров (а порой даже к массовой - стоит вспомнить совсем недавний трагический эпизод смерти в огне 17 киргизских женщин, работавших в ночную смену в московской типографии, работодатели которых не соблюдали элементарных противопожарных правил). Большинство нелегальных работников - выходцы из бывших советских республик, преимущественно из Центральной Азии. Особую остроту проблеме добавляет отношение к гастарбайтерам со стороны большинства российских горожан, считающих приезжих работников людьми третьего сорта и проявляющих такое свое к ним отношение при каждом возможном случае. Перформанс "Пайраду" (от pairado, «зависший в воздухе», порт.) станет завершающим в серии работ, впервые представленных в Москве в рамках выставки "Временные памятники" в галерее Pechersky на Винзаводе, и выйдет за пределы галереи, превратив в площадку для искусства внутренний двор центра современного искусства. На протяжении семи часов художник, одетый в униформу гастарбайтера из Центральной Азии, будет подвешен на высоте 20 метров, провозглашая лозунг акции: “Свободу рабам!”. В основу проекта легли двухлетные изыскания и перформативные практики, спровоцированные исторической ситуацией (последние годы Федор живет между Москвой и Сан-Паулу). Семь памятников соответствуют семи эпизодам страданий рабов, как заимствованных из истории, так и недавно зафиксированных в Бразилии. Каждый из эпизодов — отражение вольной или невольной попытки порвать цепи, разбить кандалы или сказать что-то в полный голос. Несмотря на то, что художник отталкивался от социокультурного контекста Бразилии, проект затрагивает глобальные проблемы и имеет универсальное значение.

Шах, мат и ты

10.10.2016-10.11.2016

Галерея Файн арт

В ходах ладьи - ямбический размер,

в ходах слона - анапест. Полутанец,

полурасчет - вот шахматы.

(Здесь и далее: В.Набоков, Три шахматных сонета,1924.)

Новый проект Екатерины Белявской «Шах, Мат и Ты», а при сложении слов как слогов – «Шахматы», включает 15 картин, художественный язык, как и прежде, отличается яркой палитрой, фантастичностью, театральностью. Интеллектуальная, строго логическая «игра разума», шахматы во все времена сопровождались накалом страстей, азартом, интригами, запретами, однако шествовали победно по временам и пространствам. Покорили шахматы и пространства искусства, литературы, поэзии. Белявская о шахматах: «Черные, но белые, сверх популярная игра, но игра элитарная, четкая логика и расчет и при этом страсть и внезапность… , о контрастах в шахматах можно говорить бесконечно, они состоят из огромного количества противоречий и именно этим они и привлекательны для художника. Если бы у меня была только одна фраза, для того чтобы описать саму суть шахмат, то я бы сказала - Это любимая игра венецианских куртизанок и индийских аскетов».

На своих холстах Катя Белявская разыгрывает шахматную партию, шахматист увидит, быть может, решения придуманных ею шахматных задач (например, «Эндшпиль»). Ее фигуры не просто живые, они несутся в бешенном танце (например, «Гибель белого коня», «Черные»), пешки-балерины разминаются у станка («Королевские пешки – черные»), они же напряжены и трепещут «Перед игрой – Перед боем», готовые к выходу на сцену из 64-х клеток. Набоков: «Движенья рифм и танцовщиц крылатых / есть в шахматной задаче». Владимир Набоков, искусный шахматист, увидел в шахматах и танец и строгость стихотворного размера, полет рифм и крылья танцовщиц.

Шах и Мат – Король умер, но Ты есть! Катя Белявская рассматривает шахматную партию между мужчиной и женщиной как некий брачный танец. Страстный как танго, и совершенный как балет. В.Набоков: «трогая то пешки, то ладьи, / придумывал задачу до рассвета. / И заключил в узор ее ответа / всю нашу ночь, все возгласы твои, / и тень ветвей, и яркие струи текучих звезд…». Е.Белявская: «При всей своей логичности, шахматы всегда были очень сексуальны, как сексуальны многие игры разума. Когда за доску садятся мужчина и женщина, игра сразу же перестает быть просто игрой, она превращается в танец, не уступающий по страстности настоящему танго. Именно поэтому я и решила, что из шахматной партии получится прекрасный балет и нарисовала "балет в картинках", ведь если есть "роман в стихах", то и балет в картинках должен быть».

Эти сопоставления не случайны. Поражает, как поэт и писатель Владимир Набоков и художник Екатерина Белявская родственны в своих отношениях с шахматами. Автору этого эссе доподлинно известно, Катя Белявская, приступая к своему проекту, никогда не читала «Три шахматных сонета», а сходство интерпретаций с временным интервалом почти в 100 лет несомненно! Исследователь мозга Наталья Бехтерева предполагает, что мысли не рождаются в мозгу человека, а витают в воздухе, и мозг лишь улавливает, как локатор, эти мысли. Два творческих человека в разное время уловили схожие мысли и создали свои произведения. Это ли не подтверждение гипотезы Н.Бехтеревой.

Зритель удивится, увидев в композициях художника встроенные в готические замки пакеты молока, молочные бутылки и банки сгущенки, конфеты – Красный Октябрь, Соевые батончики и др. среди реквизита. Однако, подумав, умный зритель в этих атрибутах советского прошлого увидит тактичное напоминание художника о великой советской шахматной школе. Меж тем «фея рифм - на шахматной доске / является, отблескивая в лаке, / и - легкая - взлетает на носке».

Ирина Филатова

Мария Дончевская. Human jungle

05.10.2016-01.11.2016

Ростовский областной музей изобразительных искусств 

Эпиграфом Мария выбрала слова диалога героев фильма Point Break (1991) - Nathaniel: “Lawyers don’t curf” (Юристы не умеют серфинговать), Bohi: „This one does” (Этот умеет). Эти слова как нельзя лучше отражают целеустремленный характер Марии.

О себе она пишет коротко: «Я, проживающая в Германии фотограф, художник, юрист. Обучаясь в России, Франции, Германии и Нью - Йорке, получила квалификации по специальностям  фотография, живопись, а также коммерческое право и экономика. Фокусируя объектив на синергии городского пейзажа и природы, я - в поиске необычной перспективы и световых нюансов – стремлюсь выявить противоречивое волшебство нашего мира».

Путешествуя по разным странам и континентам, Мария увлеченно снимает окружающее ее пространство и обыденные ситуации городской жизни, выхватывая необычные ракурсы повседневности. Одна из любимых тем – свет, движение и перспектива в пространстве современного города, будь то Сидней, Валенсия, Сан-Франциско или Нью-Йорк. Жесткая урбанистическая среда: контраст ритмичной статики бетонных джунглей, пронзаемых лучами солнца, игрой света, и динамики человеческих силуэтов усиливает психологизм восприятия городского пейзажа.

Переняв от живописи приемы передачи световых эффектов и цветовую палитру, Мария превращает документальные кадры жизни современного города, природы и человека в ней в художественную фотографию. Вводя живописный вихрь в подсмотренный и мгновенно отснятый  сюжет, она усиливает тональные отношения в черно-белой фотографии, подчеркивая характеристичные элементы образа человека и окружающего его пространства. В результате чего ее фотография приобретает достоверность и убедительность, увлекая зрителя неповторимостью запечатленных мгновений.

Выставочный проект Марии Дончевской «Human  jungle» («Человеческие джунгли») впервые представлен ростовскому зрителю. Автор, обладая оригинальным, только ей присущим стилем, не стремится потрясти или взбудоражить, а представляет зрителю свои ощущения, идеи и замыслы. А что может быть интересней, чем мысли и чувства?

Поиск скрытых структур

29.09.2016-13.10.2016

Omelchenko gallery

Наталия Толстая и Елена Суровцева выставляются вместе не в первый раз. Были совместные выставки в Германии, Польше, Москве. В их биографиях есть общее: они в одно и тоже время закончили факультет монументально-декоративного искусства в Строгановке. Елена – отделение стекла, Наталия – отделение монументальной живописи. Примерно одновременно вступили в МОСХ и недавно стали членами Российской Академии Художеств. Суровцеву и Толстую объединяют не столько формальная стилистика их творчества, сколько ее внутренняя наполненность. Их общность в позиции, в отношении к творческим задачам. «Наша свобода в том, что мы делаем то, что любим», - говорят Елена Суровцева и Наталия Толстая. «Нас объединяет: отстранение от остро-социальных тем; бережное отношение к понятию «память»; нежелание участвовать в конъюнктурных проектах; желание говорить о «вечных проблемах», трансформируя привычное и будничное в художественно-элитарное; смысловая многоплановость и серьезное отношение к форме; духовная и эстетическая оппозиция к массовой культуре; сосредоточенность на внутренних переживаниях».